СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка Я познаю мир 1-4кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.  Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«РП кружка Я познаю мир 1-4кл»

Пояснительная записка

Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. 
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;

  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4 классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов:
1 класс – 33 часа в год,
2-4 классы – 34 часа в год.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Наполняемость группы – от 15 человек.

Учебно – тематический план
Первый год обучения (см.приложение)
2-й класс (см.приложение)
3-й класс (см.приложение)
4-й класс (см.приложение)

Содержание образовательной программы

Первый год обучения

1. Как мы понимаем друг друга.(5 ч)

  • Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.

  • Школьные правила вежливости.

  • Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.

2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

  • Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3. Времена года (4 ч.)

  • Приметы осени. Листопад.

  • Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

  • Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.

  • Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

  • Органы чувств человека.

  • Память – хранилище опыта. Ум.

5. Твоя семья и друзья (3 ч.)

  • Твоя семья и её состав.

  • Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

  • Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

  • Как вести себя на кухне, в ванне.

  • Значение общения в жизни человека.

6. Что нас окружает(6 ч.)

  • Город (село) и его особенности.

  • Взаимосвязь людей разных профессий.

  • Зависимость человека от природы.

  • Три состояния воды.

7. Живые обитатели планеты (8 ч.)

  • Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

  • Сходство растений и животных.

  • Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

  • Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

  • Знакомство с назначением различных частей тела человека.

  • Правила поведения в природе.

  • Бережное отношение к окружающему миру.

8. КТД (3 ч.)

  • Конкурсные и развлекательные программы.

  • Свойства предметов, их части и действия с ними.

  • Книга хранит знания и опыт людей.

  • Правила безопасного поведения на улице.

9. Итоговое занятие (1 ч.)

  • Игра «Поле чудес»

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? 
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система».
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. 
Куда текут реки? 
Как рождаются горы? 
Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч)

Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. 
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия.
Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом. 
Проект «Всемирная выставка»

3 класс

Вещество и энергия (3 ч.)

  • Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

  • Энергия. Что происходит при превращении энергии.

  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

  • Живая оболочка планеты.

  • О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

  • Солнце - как источник энергии.

  • КВН «Планета загадок».

Экологическая система (4 ч.)

  • Цепи питания.

  • Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

  • Лесные заморочки. Игра «Детектив»

  • Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч.)

  • Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

  • О братьях наших меньших.

  • Рыбы и их многообразие.

  • Час эрудитов «Птичьи имена».

  • Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя Родина (3 ч.)

  • Человек и его корни. Родословное древо семьи.

  • Моя Родина – Россия!

  • Путешествие в прошлое. История моей Родины.

Времена Древней руси, Московского Государства, Российской Империи, Советской России СССР (13 ч.)

  • Откуда пошла земля Русская!

  • Ледовое побоище.

  • Слово о полку Игореве.

  • Московское государство.

  • Московский Кремль.

  • Смутное время в России.

  • Преобразования Петра I.

  • Екатерина Великая.

  • Михаил Васильевич Ломоносов.

  • Отечественная война 1812 года.

  • Император Александр II.

  • Времена Советской власти и СССР.

  • Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

Современная Россия (2 ч.)

  • Российская Федерация.

  • Проект «Сохраним историю родного края».

4 класс

Как работает организм человека (7 ч.)

  • Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

  • Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.

  • Опора тела и движение.

  • Наше питание.

  • О дыхании и вреде курения.

  • Органы чувств человека.

  • Диспут «Тело человека и охрана здоровья».

Рукотворная природа (8 ч.)

  • Растения и животные на службе у человека.

  • Изобретение рычага и колеса и их применение.

  • Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

  • Как человек использует горные породы и минералы.

  • Как обрабатывают металлы.

  • Невидимая сила.

  • Человек проникает в тайны природы.

  • Экологический проект «Земля – планета жизни».

Человек и его внутренний мир (3 ч.)

  • Как стать личностью?

  • Эмоции и чувства.

  • Как настроение?

Человек в мире людей (3 ч.)

  • Почему возникают конфликты?

  • Совесть.

  • Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4 ч.)

  • Добро и зло в Первобытном мире.

  • Мир средневековых цивилизаций.

  • Технические достижения эпохи Нового времени.

  • 21 век.

Человек и многоликое человечество (4 ч.)

  • «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

  • Мы не похожи, ну и что же?

  • Пути духовных исканий.

  • Выставка работ «Дети разных народов».

Человек и единое человечество (5 ч.)

  • Что такое деньги.

  • Почему разные страны помогают друг другу?

  • Сказки разных народов.

  • Глобальные проблемы.

  • Проект «Моё человечество».

Планируемые результаты

Первый год обучения

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1-2 класс

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

3-4 класс

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам;

  • можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Предполагаемые результаты реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года;

  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;

  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;

  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1. Индивидуальная работа.

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

  • выявить уровень знаний учащихся о природе;

  • выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

  • определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

  • распределение работы между участниками;

  • умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

  • владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

  • умение представить результат работы, обосновать выбор решения.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Методические рекомендации

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея экологической целостности мира;

  • идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза¬имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Библиотечный фонд для учителя

  1. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева

  2. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

  3. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.

  4. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

  5. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

  6. Л.Экономов. Мир наших чувств

  7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя

  8. А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека

Библиотечный фонд для учеников

  1. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

  2. Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

  3. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

  4. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей

  5. Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

  6. Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

  7. Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

  9. Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края.

  10. Тайны живой природы. Рик Моррис

Наглядные пособия

  1. натуральные живые пособия: растения, животные;

  2. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  3. гербарии; коллекции насекомых;

  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы;

  5. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,

  6. повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.

Экранно-звуковые пособия:

  1. Диск. «Звуки живой природы»

  2. Фильм «Многообразие животного мира»

  3. Фильм «Природа в разное время года»

  4. Фильм «Бережем природу»

  5. Презентация «Человек как часть природы»

  6. Презентация «Что такое снег»

  7. Презентация «Мой город в разное время года»

  8. Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

  9. Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

  10. Презентация «Звери и растения нашего края».

  11. Презентация «Красная книга»

Список использованной литературы

  1. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.

  2. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.

  3. А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.

  4. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.

  5. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.

  6. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.

  7. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.

  8. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.

  9. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.

  10. Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.

  11. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.

  12. Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.

  13. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011

  14. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.

  15. Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011

Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева

Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.

Материально-технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.