СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка "Краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП кружка "Краеведение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шелепинская средняя общеобразовательная школа № 27»

301355 Россия, Тульская область Алексинский район, д.Б. Шелепино, ул. Новая, д.12,

тел.: (48753) 74-4-24 e-mail: [email protected]


Принята

Согласовано

Утверждаю


На заседании педагогического Совета

Протокол №________ от ___________20___ г.



Зам.директора по ВР

_______И.С.Белова

«___»_______20__г.

Директор МБОУ «Шелепинская СОШ №27» _________________В.А.Лузгин

Приказ №_____ от _____________20____г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


кружка «Краеведение»





Направленность: духовно-нравственная


Классы: 5-9


Возраст учащихся: 11-16 лет


Срок реализации: 1 год


Количество часов: 35





Автор-составитель

Прохорова Инна Владимировна,

преподаватель истории и обществознания








Алексин 2022


Пояснительная записка


«Любят родину не за то, что она

велика, а за то, что своя»

Луций Анней Сенека (младший)


Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Краеведение» имеет ознакомительный уровень и рассчитана на учащихся 5-9 классов. Срок обучения - 1 год.


Актуальность программы

Занятия по программе «Краеведение» помогают учащимся познакомиться с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий, приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций музеев, проведению экскурсий.

В ходе музейно-краеведческой деятельности учащиеся знакомятся с основами вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: нумизматикой, этнографией, геральдикой, археологией и т.д.

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места региона, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия , это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Исходя из возрастных особенностей обучающихся 5-9 классов, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Овладение практическими знаниями и умениями в области музеологии и краеведения, даёт учащимся возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства патриотизма, уважению к прошлому.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Обучающие: ознакомление учащихся основами музеологии, вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности.

2. Развивающие: формирование практических навыков комплексной работы с разными видами исторических источников; самостоятельных исследований; коммуникативно-речевых умений; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

3. Воспитательные: развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию.

Задачи программы:

Образовательные:

- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.

- Повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода.

- Освоение основ русской культуры, быта родного края.

Воспитательные:

Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.

- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.

- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

- Воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа, бережного и уважительного отношения к культурному наследию.

- Воспитание личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.

Развивающие:

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.

- Развитие навыков общения, оформления творческих работ.

- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Программа обучения рассчитана на школьников 5-9 классов.

Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.

Методы и формы познавательной деятельности обучающихся

Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.

Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, интернет-ресурсами.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1. Теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).

2. Практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Занятия по программе «Краеведение» проходят 1 раз в неделю в течение 40 мин., всего 35 часов за 1 год.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Краеведение»:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Количество часов

Формы аттестации

(контроля)



Всего

Теория

Практика

Инд.

занятия

РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)

1.

Вводное занятие. Организационные вопросы.

1

1



анкетирование

2.

Географическое положение Тульского края

1

1



тест

3.

Символика области и района

1

1




4.

Растительный и животный мир края

1

1




5

Сбор материала по теме «Наш край богат талантами»

1


1


самостоятельная работа

6.

Систематизация и обработка собранного материала по теме «Наш край богат талантами»

1


1


творческая работа

РАЗДЕЛ II «Населенный пункт, в котором я живу» (6 часов)

7.

История деревни Большое Шелепино

1

1



викторина

8.

Улицы деревни Большое Шелепино

1

1




9.

Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц деревни

1


1


оформление альбома

10.

Памятники и мемориалы Алексинского района

1

1



самостоятельная работа

11.

Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники и мемориалы Алексинского района»

1


1


подготовка проекта

12.

Предприятия Алексинского района. Значение

1

1




РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)

13.

Подготовка экскурсии «История деревни Б. Шелепино».

1


1


самостоятельная работа

14.

Подготовка экскурсии «История школы»

1


1



15.

Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда»

1


1



16.

Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки»

1


1


самостоятельная работа

17.

Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны Алексинского района»

1


1



18.

Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной войны Алексинского района »

1


1


оформление альбома

19.

Подготовка экскурсии «Быт жителей д.Б.Шелепино в прошлом»

1


1



20.

Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте»

1


1



РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)

21.

Возникновение школы в нашей деревне.

1

1



тест

22.

Бывшие директора и учителя школы.

1

1




23.

Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет.

1


1


оформление альбома

24

Учителями славится Россия

1


1


подготовка проекта

РАЗДЕЛ V «Музейная работа» (11 часов)

25.

Приём экспонатов. Инвентарная книга.

1


1



26.

Работа с материалами основного музейного фонда.

1


1



27.

Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими гордимся».

1


1


самостоятельная работа

28.

Сбор материалов для оформления экспозиции «Наши односельчане -участники сражений в «горячих» точках».

1


1



29.

«Урок Победы в музее»

1

1



викторина

30.

Беседа, посвящённая годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне

1

1



тест

31.

Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 5-9 классов

1


1


самостоятельная работа

32.

Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные люди труда»

1


1


кроссворд

33.

Организация выставки «Мой край в годы войны»

1


1


тест

34.

Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 1--4 классов

1


1



35.

Итоговое занятие.

1

1



тест


ВСЕГО:

35

13

22



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА


РАЗДЕЛ I «Край, в котором мы живём» (6 часов)


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА 1. Ознакомление с направлением деятельности кружка, его целями и задачами на текущий учебный год. Избрание совета и актива музея.


ТЕМА 2. Географическое положение Тульского края. Беседа. Сформировать представление   о   территории Тульского края, Алексинского района и д.Б.Шелепино в частности.


ТЕМА 3. Символика области и района. Определение географического положения области и района. Площадь территории, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Составление аппликации и рисунков «Символика края». Организация выставки рисунков.


ТЕМА 4. Растительный и животный мир края. Знакомство с растительным и животным миром нашего края. Беседа на тему: «Лекарственные травы», «Красная книга и растения края», «Охрана природы родного края», «Заказники», «Природные достопримечательности». Экскурсия в лес.


ТЕМА 5. Сбор материала по теме «Наш край богат талантами». Фронтальная беседа: Дать первичные   сведения об известных людях, связанных с нашим краем.


ТЕМА 6. Систематизация и обработка собранного материала. Подготовка творческой работы.


РАЗДЕЛ II «Населенный пункт, в котором я живу» (6 часов)


ТЕМА 7. История д.Б.Шелепино. Изучение материалов музейного фонда, раскрывающих эту тему. Обновление музейного стенда «Как возникла наша деревня».


ТЕМА 8. Улицы села. Знакомство с музейными материалами, посвященными истории улиц села и людям, проживающих на них.


ТЕМА 9. Систематизация и обработка собранного материала по истории улиц села. Занятие, посвящённое оформлению альбома «Окна моего родного села».


ТЕМА 10. Памятники и мемориалы Алексинского района. Изучение памятников.


ТЕМА 11. Систематизация и обработка собранного материала по теме «Памятники Алексинского района». Подготовка и защита проекта по теме «Памятники Алексинского района».


ТЕМА 12. Предприятия Алексинского района. Значение. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Экскурсии на объекты.


РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсионной группы» (8 часов)


ТЕМА 13. Подготовка экскурсии «История д.Б.Шелепино». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 14. Подготовка экскурсии «История школы» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 15. Подготовка экскурсии «Ветераны педагогического труда» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 16. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны- наши земляки» Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 17. Подготовка экскурсии «Ветераны Великой Отечественной войны Роговской средней школы». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 18. Оформление альбома «Ветераны Великой Отечественной войны Роговской средней школы». Занятие, посвящённое оформлению альбома «Ветераны Великой Отечественной войны нашей школы».


ТЕМА 19. Подготовка экскурсии «Быт жителей д.Б.Шелепино в прошлом».

Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.

ТЕМА 20. Подготовка экскурсии «В тылу как на фронте». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


РАЗДЕЛ IV «История нашей школы» (4 часа)


ТЕМА 21. Возникновение школы в нашей деревне.

Изучение возникновения первых общеобразовательных учреждений села.


ТЕМА 22. Бывшие директора и учителя школы.

Интервьюирование учителей, преподающих в школе в настоящее время с целью получения новых сведений для музейного архива.

ТЕМА 23. Сбор и систематизация материалов о выпускниках школы разных лет. Встреча с выпускниками школы с целью сбора сведений для обновления стенда «Наши выпускники».


ТЕМА 24. Учителями славится Россия. Подготовка и защита проекта «Учителями славится Россия»


РАЗДЕЛ V « Музейная работа» ( 11 часов)


ТЕМА 25. Приём экспонатов. Инвентарная книга. Обучение навыкам приёма в музейный фонд новых экспонатов, ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов.


ТЕМА 26. Работа с материалами основного музейного фонда. Получение знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ, навыков работы с газетами и журналами.


ТЕМА 27. Сбор новых материалов для обновления музейной экспозиции «Мы ими гордимся». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой


ТЕМА 28. Сбор материалов для оформление экспозиции «Наши односельчане -участники сражений в «горячих» точках». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой


ТЕМА 29. «Урок Победы в музее». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой


ТЕМА 30. Беседа, посвящённая годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой


ТЕМА 31. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 5-9 классов Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 32. Сбор материалов для оформления новой музейной экспозиции «Славные люди труда». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.


ТЕМА 33. Организация выставки «Моё село в годы войны». Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой.


ТЕМА 34. Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для учащихся 1--4 классов. Изучение и анализ фондов школьного музея. Знакомство с соответствующей литературой. Подготовка на этой основе нового текста экскурсий.


ТЕМА 35. Итоговое занятие.

Обобщение изученного за год, викторина на знание теоретических вопросов «Знай и люби свой край». Выставка рисунков на тему «Мой край».
















Формы аттестации и оценочные материалы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями.

4. Методы самооценки –тестирование.

5. Тестирование, зачетмини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Техника безопасности», «Общение с жителями села во время туристического похода».

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с тружениками тыла, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины, выставки 

9. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

10. Организация и проведение экскурсии

11. Защита проектов по истории родного края.

































Организационно- педагогические условия реализации программы


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Формы и методы, используемые в работе по программе


Методы:

1. Словесные: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.

2. Наглядные: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, схем.

3. Практические: экспедиции, исследовательская работа.

Формы: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.


Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе:

1. Экспонаты школьного музея.

2.Отчёты краеведческих экспедиций, походов.

3.Видеозаписи.

4.Карты, фотографии, альбомы

5. Материалы интернета.


Технические средства обучения:

1. Фотоаппарат.

2. Ноутбук.

3. Видеопроектор.




























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Фонды школьного музея.

  2. Материалы периодической печати.

  3. Материалы Интернет.

  4. Кацюба Д.В. Внеклассная работа по истории. М., 1995 Г.

  5. Мылонов К.П. Историческое краеведение. М., 1989 г.

  6. Билалов М.Ю., Зиятдинов Б.Ш. Социализация личности средствами музейной педагогики, Казань, 2007 г.

7.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных, Москва, 1988 г.

8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1.

9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009.

10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
































Приложение 3

Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина «Юный краевед».

Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы животного и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.

Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.

Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на темы животного и растительного мира края, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.

Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе». Учащиеся делают зарисовки пейзажей, представителей растительного и животного мира, других наблюдений на экскурсиях и в походе. Оценивается замысел и красота увиденного окружающего мира.

Тест викторина «Юный краевед». Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мой родной Башкортостан». Оцениваются количество вопросов, отражающих краеведение родного края (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).






























Приложение 4

Информационная карта

оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению

п\п

Ф.И. ребенка

Входной контроль

Ребусы

Кроссворд

Загадки, стихи

Сочинение

Зарисовки

Викторина «Юный краевед»

Итоговый контроль

Итог

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

Итог


 

 

 

 

 

 

 


Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; низкий уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей).

Педагог: _____________






































Приложение 5

Проектная деятельность

В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся и родителей.


Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе,

наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей

2.Планирова

ние деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы;

распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

планирование работы; 

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4.Оформление результатов

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5.Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.























Приложение 6


Методика диагностики патриотического воспитания

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности обучающегося.


Основные отношения.

Показатели воспитанности.

Признаки и уровни формирующихся качеств (от3 до0)

Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 - интересуется историческим прошлым

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых

0 – не интересуется историческим прошлым

3 Служение своими силами

3- находит дела на пользу малому Отечеству и организует их

2 - находит дела на пользу малому Отечеству

1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0- в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к физическому труду

Трудолюбие

1Инициативность и творчество в труде

3- находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет

6. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – в трудовых делах участия не принимает

7. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

8. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда,

не умеет и не любит трудиться

Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 – уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 – не уважает старших, допускает грубость

10. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – не отзывчив, иногда жесток.

11 Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 – сочувствует и помогает слабым и больным

1 – помогает слабым, больным при наличии контроля

0 – не отзывчив, иногда жесток

12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

Самодисциплина

13. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками

2 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

14. Самоуважение, соблюдение правил поведения

3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других

1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны

0 - нормы и правила не выполняет

15. Оригинальность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет любое дело

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

16. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.








































Приложение 7

Анкета «Патриот»

Данная анкета может быть использована в работе с учащимися для определения уровня сформированности  личностных качеств гражданина – патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету могут проводить педагог, воспитатель.

Обработка и интерпретация проводятся только социально – педагогической службой ОУ ( социальный педагог, педагог – психолог)

Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент - анализа ( по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.

Цель анкетирования:

Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.

Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.

Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие  « патриот».


Образец опросного листа.

Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.

  1. Считаете ли вы себя патриотом?

1.Да

2. Нет

3. Частично

4. Не знаю

II.  Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

  1. Школа

  2. Родители

  3. Окружающие люди, друзья

  4. СМИ

  5. Органы власти

  6. Другое_______________________________

III. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

  1. национальное самосознание, гордость за принадлежность к  своей нации, народу.

  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.

  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.

  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благополучия или спасения.

  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.

  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.

  8. Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка.

  9. Другое ______________________________________________________

IV. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

  1. Нет желания

  2. Нет возможности

  3. Считаю это не актуальным

4.  Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и  жизненных ценностей человека.

   Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:

  • активная деятельная жизнь

  • жизненная мудрость

  • здоровье (физическое и психическое)

  • интересная работа

  • красота природы и искусства

  • любовь (духовная и физическая)

  • материальное обеспечение жизни

  • наличие хороших и верных друзей

  • общественное признание

  • познание (образование, кругозор)

  • продуктивная жизнь

  • развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование)

  • развлечения

  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

  • счастливая семейная жизнь

  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

  • творчество (возможность творческой деятельности)

  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)

  • аккуратность (чистоплотность)

  • воспитанность

  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

  • жизнерадостность

  • исполнительность

  • независимость

  • непримиримость к недостаткам в себе и других

  • образованность

  • ответственность (чувство долга, умение держать слово)

  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

  • смелость в отстаивании своих взглядов

  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

  • честность (правдивость, искренность)

  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

  • чуткость (заботливость)

V. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

  1. умение ценить настоящую дружбу

  2. готовность помочь другу в трудную минуту

  3. взаимопонимание

  4. честность, порядочность, принципиальность

  5. приятная внешность

  6. хорошие манеры

  7. умение модно одеваться

  8. смелость

  9. решительность

  10. интерес, знание литературы, искусства, музыки

  11. интерес к политике

  12. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.

  13. наличие денег карманные расходы

  14. способности

VI. из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VII. Закончите предложения:

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас готов…

3.Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,

но и …_________________________________________________________

  1. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________

  2. Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!