муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № »
«Согласованно» с заместителем директора по УВР ________ «___» _______. 2024 г. | «Принято» на заседании педагогического совета школы Протокол №_ от «__» __. 2024 г. | «Утверждаю» Директор МОАУ «СОШ №» ________ «___» _______. 2024 г. |
Рабочая программа
по платным образовательным услугам
«Эрудит»
4 класс
Составитель: учитель начальных классов |
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Объём и срок освоения программы «Эрудит» рассчитан на 1 год обучения, 68 часов (2 раза в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «Эрудит»
Личностные результаты освоения должны отражать:
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности в учении;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися меж предметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Учащиеся получат возможность научиться:
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в предложеннном материале;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах деятельности;
устанавливать причинно-следственные связи;
-вносить соответствующие коррективы в свои действия под руководством старшего и самостоятельно.
Познавательные УУД
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Учащиеся получат возможность научиться:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Учащиеся получат возможность научиться:
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-проявлять инициативу при поиске информации из разных источников.
Коммуникативные УУД
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Учащиеся получат возможность научиться:
-воспринимать различные точки зрения;
-работать и выстраивать конструктивный диалог в паре;
Предметные результаты изучения курса:
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Обучающиеся получат возможность научиться:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями.
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЭРУДИТ»
Раздел 1 ««Занимательная грамматика»
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
«Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.
Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.
Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
«Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов-архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Раздел 2 «Математика вокруг нас»
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» предусматривает развитие у обучающихся конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Материал курса базируется на игровом материале и развивающих заданиях. Поможет развить в учениках чувство абстрактного и логического мышления, а также навыки черчения. Способствует формированию способности к саморазвитию.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Количество часов | План | Факт |
Раздел 1 ««Занимательная грамматика» | | |
1 | Что такое орфоэпия? | 1 | 02.09 | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | 04.09 | |
3 | Звуки не буквы! | 1 | 09.09 | |
4 | Звучащая строка. | 1 | 11.09 | |
5 | Банты и шарфы. | 1 | 16.09 | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | 1 | 18.09 | |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях. | 1 | 23.09 | |
8 | Имена вещей. | 1 | 25.09 | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | 1 | 30.09 | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | 02.10 | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | 1 | 07.10 | |
12 | Многозначность слова. | 1 | 09.10 | |
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | 1 | 14.10 | |
14 | Об одном и том же - разными словами. | 1 | 16.10 | |
15 | Как возникают названия. | 1 | 21.10 | |
16 | Слова – антиподы. | 1 | 23.10 | |
17 | Фразеологические обороты в современном мире. | 1 | 06.11 | |
18 | Словари «чужих» слов. | 1 | 11.11 | |
19 | Капитан и капуста. | 1 | 13.11 | |
20 | «Он весь свободы торжество». | 1 | 18.11 | |
21 | Мы говорим его стихами. | 1 | 20.11 | |
22 | Слова, придуманные писателями. | 1 | 25.11 | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | 1 | 27.11 | |
24 | Словарь языка Пушкина. | 1 | 29.11 | |
25 | Смуглая Чернавка. | 1 | 02.12 | |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | 1 | 04.12 | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | 1 | 09.12 | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | 11.12 | |
29 | Словарь- грамотей. | 1 | 16.12 | |
30 | Научная этимология. | 1 | 18.12 | |
31 | Какие бывают имена? | 1 | 23.12 | |
32 | Древнерусские имена. | 1 | 25.12 | |
33 | Отчество и фамилия. | 1 | 10.01 | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | 1 | 13.01 | |
| Раздел 2 «Математика вокруг нас» | | 15.01 | |
35 | Занятие-путешествие «В мире геометрии» | 1 | 20.01 | |
36 | Занятие-игра. «Удивительный мир геометрии» | 1 | 22.01 | |
37 | Равносторонний и равнобедренный треугольники. Высота треугольника, биссектриса треугольника. | 1 | 27.01 | |
38 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | 29.01 | |
39 | Построение углов заданной градусной меры. | 1 | 03.02 | |
40 | Построение треугольника по трём заданным сторонам | 1 | 05.02 | |
41 | Построение равнобедренного треугольника и равностороннего. | 1 | 10.02 | |
42 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | 12.02 | |
43 | Геометрическая викторина. | 1 | 17.02 | |
44 | Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | 19.02 | |
45 | Числовой луч. | 1 | 26.02 | |
46 | Сетки. Игра «Морской бой» | 1 | 03.03 | |
47 | Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. | 1 | 05.03 | |
48 | Построение фигуры по заданным точкам. | 1 | 12.03 | |
49 | Построение фигуры по заданным точкам. | 1 | 14.03 | |
50 | Симметрия. Осевая симметрия. | 1 | 17.03 | |
51 | Симметрия. | 1 | 19.03 | |
52 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 24.03 | |
53 | Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда. | 1 | 07.04 | |
54 | Цилиндр. | 1 | 09.04 | |
55 | Цилиндр. Развёртка. | 1 | 14.04 | |
56 | Цилиндр. Развёртка | 1 | 16.04 | |
57 | Цилиндр. | 1 | 21.04 | |
58 | Конус. | 1 | 23.04 | |
59 | Конус. Модель, развёртка. | 1 | 28.04 | |
60 | Пирамида. Модель, развёртка. | 1 | 30.04 | |
61 | Шар. | 1 | 05.05 | |
62 | Моделирование на обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела» | 1 | 07.05 | |
63 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | 14.05 | |
64 | Моделирование на обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 1 | 12.05 | |
65 | Многоугольники. Площадь. | 1 | 16.05 | |
66 | Многоугольники. Периметр. | 1 | 19.05 | |
67 | Ребусы. | 1 | 21.05 | |
68 | КВН | 1 | 26.05 | |
Приложение 1 к рабочей программе
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа
1.Построй угол в 110 градусов.
2.Начерти прямоугольник со сторонами 7см и 3см.
А) найди его площадь
Б) найди его периметр
3. Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и
предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же
они называются?
Мыльня —_______________
Ветродуй - _______________
Ошейник - _________________
4. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их.
1) Не воробей.
2) На дворе, на траве.
3) Продукт, который маслом не испортишь.
4) Мельник, работающий неделями.
5. Прочитайте предложение, объясните знаки препинания. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, Чтобы встречающих было три человека.
На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Количество баллов | 12 - 6 | 5 - 0 |
Отметка | зачёт | незачет |
Ответы:
1. | Построение верное Построение неверное | 1 б. 0 б. |
2. А) Б) | Начертил(а) верно Начертил (а) неверно | 1 б. 0 б. |
Площадь 21 кв.см Периметр 20см | 1 б. 1б. |
3. | Слова переведены верно- Слова переведены не верно | 3 б. 0 б. |
4. | Пословицы записаны верно- Пословицы записаны не верно- | 4 б. 0 б. |
5. | Правильная постановка знаков- Неправильная постановка знаков- | 1 б. 0 б. |