Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
(ГПОАУ АКСТ)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.14 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
для специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Белогорск 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 539 от 14 мая 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ /Истомина Л.В. /
Рассмотрена на заседании ПЦК ЭД
Протокол № ___ от «____» ____________ 2021 г.
Председатель ПЦК ЭД ______________ /Т.Е. Дуракова /
Разработчик: Т.Е. Дуракова, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
условия реализации учебной дисциплины | 9 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ по повышению квалификации и профессиональной подготовке.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Бизнес-планирование является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу по указанной специальности.
Дисциплина формирует компетенции, знания и умения, способствующие освоению общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающий должен уметь:
– составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
– использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;
– использовать цифровые технологии для обработки плановой информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– структуру и функции бизнес-планов;
– требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
– методику бизнес-планирования;
– базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.
Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ДОК 13. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК.2.7 Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решении.
ДПК 2.10 Принимать участие в составлении бизнес-плана.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
подготовка к практическим работам, проработка конспектов, учебной литературы по темам программы, подготовка докладов, составление презентаций, схем | 12 |
Промежуточная аттестация в форме итоговой оценки |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.14 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел 1. Основы бизнес-планирования | 8+4СР | |
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 2+4СР | 1 |
1 | Планирование как инструмент управления бизнесом. Предмет и задачи курса. Бизнес и его участники. Сущность планирования и плана. Понятие бизнеса как инициативной экономической деятельности. Объекты бизнеса. Типы планирования и виды планов. Принципы планирования | 2 |
Самостоятельная работа студентов по теме. | 4 | 2 |
Составить презентации на темы: – Планирование как инструмент для динамичного развития бизнеса – Зарубежный опыт предпринимательства – Франчайзинг |
Тема 1.2. Формализация продукта | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Сущность бизнес-планирования. Понятие и содержание бизнес-планирования. Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой. | 2 |
2 | Содержание бизнес-плана. Технологии бизнес-плана. Основные области применения бизнес-плана | 2 |
Практические занятия: | | |
ПР № 1 Написание резюме бизнес-плана | 2 | 3 |
| Раздел 2. Составление бизнес-плана | 28+8СР | |
Тема 2.1. Анализ рынка | Содержание учебного материала | 6+2СР | 1,2 |
1 | Общее описание рынка и его целевых сегментов. Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка. Технология SWOT- и STEP – анализа, показатели методика проведения. Влияние внешних факторов на объем и ассортимент продаж Понятие бизнес-идеи. Источники и методы разработки бизнес-идеи. Содержание бизнес-идеи и способы ее представления. | 2 |
Практические занятия: | | 3 |
ПР № 2 Анализ конкурентов. SWOT- и STEP – анализ по розничной торговле. | 2 |
ПР № 3 разработка бизнес-идеи, критерии оценки эффективности бизнес-идеи | 2 |
Самостоятельная работа студентов по теме: | | |
Подготовить сообщение: -Сегментирование и позиционирование рынка: критерии и показатели | 2 | 2 |
Тема 2.2. План маркетинга | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
1 | Анализ продаж за предшествующий период. Определение емкости рынка. Планирование ассортимента. | 2 |
2 | Оценка конкурентоспособности товара. Планирование цены. Реклама и продвижение товара (предприятия ) на рынок. | 2 |
Практические занятия: | | 3 |
ПР № 4 Разработка плана маркетинга (ассортимент, цены, товарооборот) | 2 |
Тема 2.3. Производственный и организационный план | Содержание учебного материала | 10+2СР | 1,2 |
1 | План производства. Структура и показатели производственной программы. Анализ выполнения производственного плана. Планирование сметы затрат на производство (издержки обращения) | 2 |
2 | Собственность и ее роль в организации бизнеса. Содержание организационного плана | 2 | |
Практические занятия: | | 3 |
ПР № 5 Разработка производственного плана бизнеса | 2 |
ПР № 6 разработка организационного плана организации | 4 |
Самостоятельная работа студентов по теме: | | |
Подготовить доклад по темам: – Планирование потребности в персонале – Состав и средства на оплату труда – Планирование фонда оплаты труда Риски и финансовый план | 2 | 2 |
Тема 2.4. | Содержание учебного материала | 6+4 СР | 1,2 |
1 | Цели, задачи и функции финансового плана. Содержание финансового плана. Расчет точки безубыточности. Источники финансирования ресурсов предприятия: кредит, инвестиции. Плановый баланс Хозяйственный риск: сущность, место и роль в планировании. Виды потерь и риска. Внешние и внутренние риски. Анализ рисков. Диаграмма GANTT. | 2 |
Практические занятия | | 3 |
ПР № 7 Разработка финансового плана организации. Анализ видов рисков. | 4 |
Самостоятельная работа студентов по теме: | |
Презентация разработанного бизнес-плана для защиты | 4 |
ИТОГО | | 36+12СР | |
3 Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия в кабинете:
–посадочные места по количеству обучающихся,
–рабочее место преподавателя,
–аудиторная доска
1. Технических средств обучения:
–персональные компьютеры;
– телевизор;
– КПП Expert (Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert. Forecast Expert. Project Expert); MS Office 2016, СПС КонсультантПлюс
– лицензионное программное обеспечение для проведения занятий.
2. Средств обучения:
– опорные конспекты по основным темам дисциплины «Бизнес-планирование»;
– комплекты тестов по дисциплине;
– раздаточные наглядные пособия;
– банк презентаций по темам дисциплины «Бизнес-планирование».
3.2 Информационное обеспечение обучения
Нормативные и законодательные акты: 1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.01.2021).
2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. 01.01.2021).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 28.06.2021)//Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 №39-ФЗ (в ред. от 28.12.2021)//Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (в ред. от 06.12.2021)/ /Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая (30 ноября 1994г. №51 ФЗ), вторая (26 января 1996г. №14 ФЗ), третья (21 ноября 2001г. №146-ФЗ), четвертая (18 декабря 2006г. №230-ФЗ) (в ред. последних изменений).
Основные источники:
1. Романова, Мария Вячеславовна. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. В. Романова. – Москва: Издательский Дом «ФОРУМ», 2018. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=333753
2. Карамов О.Г. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / О. Г. Карамов. – Москва: Евразийский открытый институт, 2019. – Режим доступа// http://www.bibliorossica.com/book.html? currBookId=6120&ln =en
3. Морошкин, Виктор Алексеевич. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Морошкин, В. П. Буров. - Москва: Издательство «ФОРУМ», 2019. – Режим доступа// http://znanium.com/go.php?id=183750
4. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебник / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк. – Москва: Вузовский учебник, 2018. – Режим доступа// http://znanium.com/go.php?id=426936
5. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 432 с. -Режим доступа// http://znanium. com/bookread.php?book=411352
6. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 296 с.– Режим доступа// http://www.znanium.com/bookread.php?book=360225
Дополнительные источники:
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2019. – 248 с.
2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2018. – 112 с.
3. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. –М.:ИНФРА-М, 2020. – 400 с.
4. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. Учебник. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Информационно-издательский дом Филинъ, Рилант, 2020. – 328 с.
5. Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2-х частях. Учебное пособие. – М.: ООО «Мисанта», 2018. – 296 с.
6. Половинкин С.А. Управление финансами предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2019. – 376 с.
7. Финансовый бизнес-план / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 480 с.
8. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 400 с.
9. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2019. – 496 с.
10. Щиборщ К.А. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2019.
11. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.
12. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2020. – 240 с.
13. Бездумный М., Булатова М.И. др. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2018. – 268с.
14. Бернар Коласс Управление финансовой деятельностью предприятия. – М.: Финансы.ЮНИТИ, 1997.
15. Внутрифирменное планирование в США / Под ред. В.И.Седова. - М.: Прогресс, 2018.
16. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование/ Самочкин В.Н., Пронин, Ю.Б., Логачева Е.Н. и др. – М.: Дело, 2020.
17. Деловое планирование. Методы, организация. Современная практика / Учебное пособие под ред. В.М.Попова. – М.: Финансы и статистика, 2017
18. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Под ред. В.А. Баринова.– М.: ФОРУМ, 2021.
19.Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. – М.: Финансы и статистика, 2019.
20.Самарина В. П. Основы предпринимательства : учеб. пособие / В. П. Самарина. – М.: КноРус, 2018.
21.Гомола А.И., Жаннин П.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие/м.: «Академия», 2016.
Интернет-ресурсы:
Глоссарий. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.glossary.ru
Агрегатор франшиз и БизИдей – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bizidei.ru/
Организационно-правовые формы предприятия– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hanadeeva.ru /economica_predpriatia/org.formi/index.html
Библиотека управления – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cfin.ru/
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: |
ОК.1, ДОК.13, ПК.2,7, ДПК.2.10 | Наблюдение за работой студентов на уроках, практических занятиях |
УМЕТЬ: |
–составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу | ПР 1-5, Проверка практических работ. Проверка самостоятельной работы в рабочей тетради. |
– использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования |
–использовать цифровые технологии для обработки плановой информации | ПР. 6 Разработка и защита проекта бизнес-плана |
ЗНАТЬ: |
– структуру и функции бизнес-планов; | Ответы на контрольные вопросы по бизнес-планированию |
– требования инвесторов к разработке бизнес-планов; | Текущий контроль – поурочное оценивание Текущий контроль в форме тестирования |
– методику бизнес-планирования; | Текущий контроль в форме тестирования |
– базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию. | Защита проекта бизнес-плана |
Промежуточная аттестация | Итоговая оценка |
6