Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Улан –Удэ.
РАССМОТРЕНА | ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры_____ | на заседании НМС БРПК | Зам. директора по УПР |
Протокол №_____________ | Протокол №___________ | ____________/__________ |
от «___» _________20___г | «____» __________ 20____г. | «_____» _________20___г. |
Заведующий кафедрой ____________/_____________ | | |
Рабочая программа профессионального модуля составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Организация – разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»
Разработчик: Копейко С.К. , преподаватель кафедры дошкольного образования
Рецензент: З.Б. Лопсонова к.п.н, доцент кафедры Педагогики начального и дошкольного образования ПИ БГУ.
Эксперты: Агафонова С.Ю., старший воспитатель МБДОУ № 95 «Рябинушка»,
Воробьева Е.С., старший воспитатель МБДОУ № 112 «Сибирячок»
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2 | СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
3 | условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 13 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 16 |
5 | Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП | 18 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного
учреждения
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля Взаимодействие с родителями(лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО44.02.01 Дошкольное образование.
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса
и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
1.2.2.
.Перечень профессиональных компетенций Выпускник, освоивший программу СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование должен обладать профессиональными компетенциями:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 4 | Взаимодействие с родителями(лицами ,их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации |
ПК 4.1 | Определять цели, задачи и планировать работу с родителями |
ПК 4.2 | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. |
ПК 4.3 | Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении |
ПК 4.4 | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. |
ПК 4.5 | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой |
1.2.3. В результате освоения профессионального модуля будут освоены следующие действия умения и знания:
Спецификация ПК/ разделов профессионального модуля
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
Раздел модуля 1 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации |
ПК 4.1 Определять цели, задачи и планировать работу с родителями | Разработка плана работы с родителями на учебный год; Разработка плана проведения родительского собрания, индивидуальной консультации | формулировать цели и задачи работы с семьей; планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими); | основы планирования работы с родителями; |
ПК 4.2 Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка | Консультирование по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка | консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; | задачи и содержание семейного воспитания; особенности проведения индивидуальной работы с семьей; сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников. основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; |
ПК4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении | Организация и проведение родительского собрания | организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), вовлекать родителей к проведению совместных мероприятий; | содержание и формы работы с семьей; |
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | Анализ, изучение особенностей семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье; | анализировать процесс и результаты работы с родителями; изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье; | особенности современной семьи, ее функции; |
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой | Осуществление взаимодействия с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; | взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; руководить работой помощника воспитателя; | должностные обязанности помощника воспитателя; формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. |
Дескрипторы общих компетенций |
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание, объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (специальности) в различных контекстах. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. | Объяснять сущность и социальную значимость будущей профессии. Проявлять активность, инициативность, самостоятельность и ответственность за результаты освоения профессиональной деятельности. | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходиться жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и / или социальном контексте. Общечеловеческие ценности, правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и собственной деятельности; оценивание методов, этапов решения задачи; осуществление эффективного поиска; определение траектории профессионального развития и самообразования. | Организовать собственную деятельность; владеть актуальными методами, этапами решения профессиональных задач; осуществлять эффективный поиск; выстраивать траекторию профессионального развития и самообразования. | Содержание, технологию и критерии организации профессиональной деятельности; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Разработка детального плана действий; оценка рисков на каждом шагу; оценивание плюсов и минусов полученного результата. | Составить план действия; определить необходимые ресурсы; оценивать результат и последствия своих действий ( самостоятельно или с помощью наставника) | Структуру плана для решения задач; порядок и оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач; проведение анализа полученной информации; | Определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; Структурировать получаемую информацию; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; Приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска. |
ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Участие в деловом общении для эффективного решения профессиональных задач; планирование профессиональной деятельности. | Организовать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством и социальными партнерами. | Педагогические условия организации профессионального общения. |
Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 212час
Из них на освоение МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами ,их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации - 140 час.
на практики: учебную 12 часов и производственную 84 часа;
самостоятельная работа – 65 часов.
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Объем образовательной программы, час. | Объем образовательной программы, час. |
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа |
Обучение по МДК, в час. | Практики | |
всего, часов | Лабораторных и практических занятий | Курсовых работ | учебная, часов | производственная часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ПК 4.1- 4.5 ОК 1-ОК 4, ОК 6 | Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации | 212 | 140 | 84 | | 12 | 84 | 65 |
ПК 4.1-4.5 ОК1-ОК 4,ОК6 | Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 84 | | | |
| Всего: 212 | 212 | 140 | 84 | | 12 | 84 | 65 |
Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, | Объем часов |
ПМ 04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. | 212/140 |
МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации. | 212/140 |
Тема 1.1 Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально- культурная среда развития ребенка» | Содержание | Уровень освоения | 24 |
Семья социальный институт формирования личности. Предмет, задачи и методы семейного воспитания. Основные понятия: семьи и брака, моногамная и полигамная семья. Функции семьи, структура и динамика как основные психологические характеристики семьи. | 2 |
Основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. | 2 |
Особенности современной семьи, ее функция: семья как педагогическая система, условия самоорганизации семьи, возрастные особенности родителей и родительские отношения в современных социально-экономических условиях | 2 |
Задачи и содержание семейного воспитания. Педагогический потенциал семьи. Психологический контакт между родителями и детьми. Педагогическая культура родителей. Механизмы воспитания. Стили и типы семейного воспитания. | 2 |
Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников: сущность социализации ребенка в семье; возрастные особенности социализации дошкольников; типичные ошибки семейного воспитания | 2 |
Сущность и стратегии педагогического взаимодействия с семьей ребенка | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 22 |
Дискуссия «Семейное и общественное воспитание: единство и различие» | |
Изучение и анализ народных традиций и обычаев семейного воспитания в нашей стране и за рубежом. Анализ образовательных программ по работе с семьей. |
| Изучение и анализ годового плана ДОУ по организации взаимодействия с родителями (законными представителями). |
Планирование работы с родителями (законными представителями). Формулирование целей и задач работы с семьей, в том числе имеющих детей с ОВЗ. |
Составление плана изучения семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Социальный анамнез семьи. |
Тема 1.2 Содержание и формы работы педагогов с семьей | Содержание | Уровень освоения | 16 |
Содержание, цели, задачи, условия совместной деятельности педагогов и родителей. ФГОС ДО: новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. | 2 |
Формы работы с семьей: традиционные и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. | 2 |
Методика проведения родительского собрания | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 22 |
Анализ видеоматериала традиционного родительского собрания. | |
Разработка конспекта организации и проведения родительского собрания |
Составление плана индивидуальной работы с семьей |
Разработка анкеты для родителей (на тему по выбору студента). Разработка консультации для родителей (на тему по выбору студента). |
Организация и проведение в модельной ситуации фрагментов разнообразных форм работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), привлечение родителей к проведению совместных мероприятий). |
Тема 1.3. Методы и приемы оказания педагогической помощи семье | Содержание | Уровень освоения | 7 |
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. Система организации помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ. | 2 | |
Место диагностики и мониторинга особенностей семьи и семейного воспитания детей в современной системе образования | 2 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 20 |
| Выбор методов изучения особенностей семейного воспитания по предложенной педагогической ситуации. Оценка рисков и обоснование выбора | |
Подбор методик «Семья глазами ребенка». Рисуночная методика, проективные методики: игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и др. |
Изучение эмоционального благополучия ребенка в семье средствами проективных методик - результаты, подбор приемов коррекции |
Определение цели, задач и содержания психолого-педагогической помощи молодой семье по конкретному проблемному полю семьи (по выбору преподавателя) |
Составление памятки по установлению положительных детско-родительских взаимоотношений |
Тема 1.4. Технология взаимодействия педагогов с семьями воспитанников | Содержание | Уровень освоения | 2 |
Содержание и виды планирования работы с родителями (лицами их заменяющими). | 2 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 5 |
1. Составление перспективного плана работы с родителями на учебный год |
Тема 1.5 Профессионально-педагогическое общение в ДОО | Содержание | Уровень освоения | 7 |
Понятие «педагогического общение», функции, коммуникативные умения, способности, стили. | 2 | |
Определение понятия коллектив, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения. Особенности педагогического коллектива. Корпоративная культура взаимодействия. | 2 |
3. Корпоративное взаимодействие воспитателей и узких специалистов при решении коррекционных задач. | | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 15 |
Моделирование ситуации профессионального диалога воспитателя с сотрудником ДОУ (по выбору преподавателя) | |
Составление хронометража «Распределение обязанностей в деятельности воспитателя и помощника воспитателя». |
Определение уровня общительности по тесту В.Ф. Ряховского. Формулирование проблемных сторон в общении. |
Анализ должностных обязанностей, специалистов образовательной организации работающих с группой: музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и спорту, педагога – психолога, учителя – логопеда. |
Внеурочная работа Разработка задания по компетенциям ВСР Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1 Разработка презентации книги о семейном воспитании. Составление характеристики конкретной семьи. Составление плана проведения индивидуальной беседы, консультации. Изучение прав и обязанностей родителей по воспитанию детей на основе нормативно - правовых документов. Формирование банка методических материалов. Подготовка конспекта родительского собрания. Разработка мероприятия с участием родителей (лицами, их заменяющими). Составьте план саморазвития в соответствии с выявленными проблемами в общении по тесту В.Ф. Ряховского. Составление рекомендаций для родителей по организации семейного досуга. Разработка проекта «Информационный стенд для родителей». Проведение анкетного опроса родителей по изучению удовлетворенности качеством образования детей в группе | 65 |
Учебная практика раздела 1 Виды работ Разработка и защита примерной модели взаимодействия ДОУ и родителей (направление работы по выбору слушателя). Изучение и анализ программы ДОО по разделу «Взаимодействие детского сада и семьи» по предложенной схеме. Анализ информационных стендов для родителей в соответствии с требованиями, а также на предмет реализации взаимодействия сотрудников образовательного учреждения. Выявление эффективных форм взаимодействия ДОО с родителями (лицами, их заменяющими),(анализ плана работы воспитателя). | 12 |
Курсовая работа Не предусмотрена | |
Производственная практика Виды работ Определение цели и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания. Организация и проведение консультации, индивидуальной беседы с родителями (лицами, их заменяющими). Разработка и оформление текстовой консультации для родителей по вопросам развития детей (тематика по выбору студента). Организация взаимодействия родителей и сотрудников ДОУ по проведению досугового мероприятия Организация и проведение родительского собрания в ДОУ. Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в образовательном процессе группы. Руководство деятельностью помощника воспитателя. Анализ процесса и результата взаимодействия с родителями(лицами, их заменяющими). | 84 |
Всего | 212 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии», лаборатории «Дошкольное образование».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
план научно-методической, учебно-методической работы;
программное обеспечение профессионального назначения ДО;
учебно-методические комплексы и материалы по образовательным областям ФГОС ДО;
методические рекомендации и разработки для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
Технические средства обучения:
- автоматизированное рабочее место преподавателя,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
-оборудование лаборатории.
Информационное обеспечение обучения
Печатные издания
1.Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: Сфера, 20012.
2.Дошкольная педагогика, Обзорные лекции по подготовке студентов / Под ред. Микляевой Н.В. – М.: ФОРУМ. 2012– 256 с.
3.Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями. - М., Детство Пресс,2012.
4.Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет. Методики выявления и изучения. ФГОС ДО Афонькина Юлия Александровна— М. : Издательство Юрайт, 2016. — 83 с. — Серия : Профессиональное образование
5.Евдокимова Е.С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М: ТЦ Сфера,2011
6.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М: ТЦ Сфера,2016.
7. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образ. учрежд. /Т.Н.Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др.- 2- е изд. – М.: Просвещение,2013. -143с.
8.Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.
9.Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации.- М ТЦ Сфера,2012.
10.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп.- М., 2014.
11.Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Технологические карты на каждый день по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп.- М., 2014.
12.Проект образовательной программы "Энциклопедия здоровья". Модель взаимодействия ДОО и семьи. ФГОС ДО Гулидова Т.В., Мышкина. Н.А.— М.: Издательство: Учитель.Серия: ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность,2016 г.
Электронные издания (электронные ресурсы)
Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.
Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com
Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е.Н. Горячева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2012.— 228 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18571.— ЭБС «IPRbooks»
Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/
Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.
Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.
Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.
Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/
Педагогическая библиотека - http://www.pedlib.ru
Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.
ФГОС дошкольного образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/
Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Организация образовательного процесса
Теоретические и практические занятия организуются преподавателем в кабинете «Педагогики и психологии», библиотеке, читальном зале с выходом в Интернет, оборудование которых соответствует требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению.
Консультационная помощь обучающимся оказывается преподавателем в образовательном учреждении и воспитателями-наставниками - в дошкольных образовательных учреждениях во внеучебное время.
Учебная практика организуется и проводится в оборудованных учебных кабинетах, лаборатории. Производственная практика организуется и проводится в дошкольных образовательных учреждениях.
Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
ОП.1. Педагогика.
ОП. 02. Психология.
ОП. 05. Теоретические основы дошкольного образования.
ПМ. 01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения.
ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих освоение профессионального модуля ПМ.04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения:
- наличие высшего педагогического образования и опыта педагогической деятельности по профилю специальности не менее 1 -го года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: - наличие высшего/среднего профессионального педагогического образования и опыта педагогической деятельности по профилю специальности не менее 3-х лет.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Профессиональные и общие компетенции, формируемые в рамках модуля | Оцениваемые знания и умения, действия | Методы оценки | Критерии оценки |
ПК 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | Знания основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям; сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников; основы планирования работы с родителями; задачи и содержание семейного воспитания; особенности современной семьи, ее функции; содержание и формы работы с семьей; особенности проведения индивидуальной работы с семьей; методы изучения особенностей семейного воспитания; должностные обязанности помощника воспитателя; формы, методы и приемы взаимодействия и организации профессионального общения с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. | Текущий контроль при проведении: - письменного/ устного опроса; -тестирования - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов т.д.) Промежуточная аттестация в форме экзамена по МДК в виде: -письменных и устных ответов Итоговый контроль: Тестирование на экзамене | Полнота ответов, точность формулировок, Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Полнота ответов, точность формулировок, |
Умения планировать работу с родителями (лицами, их заменяющими); изучать особенности семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье; формулировать цели и задачи работы с семьей; организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские собрания, посещение детей на дому, беседы), вовлекать родителей к проведению совместных мероприятий; консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; анализировать процесс и результаты работы с родителями; взаимодействовать с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников; руководить работой помощника воспитателя; мене | Текущий контроль: оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной работы) экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических/лабораторных занятий, учебной и производственной практики Промежуточная аттестация: по МДК; экспертная оценка отчетов по учебной и производственной Итоговый контроль:экспертная оценка сформированности ПК и ОК на экзамене | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок ,соответствие требованиям оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. -Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, последовательностей действий и т.д. Точность оценки Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. |
Действия Разработка и проведение фрагмента родительского собрания; проведение консультации для родителей | На демонстрационном экзамене | Правильное выполнение заданий в полном объеме Экспертное наблюдение |
ОК. 1-11 | | | |
5.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ОПОП
Данная программа может быть использована при реализации основной образовательной программы СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в рамках о программы профессионального модуля ПМ.04. Кроме того, программа может быть использована при реализации программ профессионального обучения по заочной форме, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров по специальности
« Дошкольное образование».
Лист изменений
№ изменения | Дата внесения изменения | № страницы с изменением | Основание |
| | | |
БЫЛО | СТАЛО |
| |
_________________________________/_______________________ (подпись лица, внесшего изменения) (ФИО) |
Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________________________ Протокол № __«__»_______________20__г.
(наименование СП)
Изменений и дополнений на 20___/20____ учебный год нет
Заведующий кафедрой: ______________________/___________________________________
(подпись) ( ФИО)
8