Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение образовательного процесса
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Улан –Удэ
РАССМОТРЕНА | ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры_____ | на заседании НМС БРПК | Зам. директора по УПР |
Протокол №_____________ | Протокол №___________ | ____________/__________ |
от «___» _________20___г | «____» __________ 20____г. | «_____» _________20___г. |
Заведующий кафедрой ____________/_____________ | | |
Рабочая программа профессионального модуля составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 440201 Дошкольное образование
Организация – разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»
Разработчик: Копейко С.К. , преподаватель
Рецензент: З.Б. Лопсонова к.п.н, доцент кафедры Педагогики начального и дошкольного образования ПИ БГУ.
Эксперты: Агафонова С.Ю., старший воспитатель МБДОУ № 95 «Рябинушка»,
Воробьева Е.С., старший воспитатель МБДОУ № 112 «Сибирячок»
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. |
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2 | СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 10 |
3 | условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 16 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 18 |
5 | Возможности использования рабочей программы профессионального модуля в других ОПОП | 21 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.05. Методическое обеспечение образовательного процесса
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля Методическое обеспечение образовательного процесса является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО440201 Дошкольное образование.
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса
и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
Перечень профессиональных компетенций
Выпускник, освоивший программу СПО по специальности 440201 Дошкольное образование должен обладать профессиональными компетенциями:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 5 | Методическое обеспечение образовательного процесса |
ПК 5.1 | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2 | Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др. |
ПК 5.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
В результате освоения профессионального модуля будут освоены следующие действия умения и знания:
Спецификация ПК/ разделов профессионального модуля
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
Раздел модуля 1 Методическое обеспечение образовательного процесса |
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Анализ, обобщение, разработка методических материалов (образовательных продуктов) на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; адаптировать и применять имеющиеся методические разработки | теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации; |
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду | Разработка, оформление макета ППРС, обсуждения по возникшим вопросам разработанного макета | создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования; | педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды; |
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Поиск, анализ, обобщение и оценивание ППО и образовательных технологий в области дошкольного образования | сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования; выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников; определять пути самосовершенствования педагогического мастерства. | особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; |
ПК5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Организация представления разработанного отчета, реферата, конспектов. | готовить и оформлять педагогические разработки | логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; |
ПК5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. | Разработка и оформление проекта (локального исследования) в области дошкольного образования. | с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы; | основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования |
Дескрипторы общих компетенций |
Коды формируемых компетенций | Действия (дескрипторы) | Умения | Знания |
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание, объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (специальности) в различных контекстах. Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. | объяснять сущность и социальную значимость будущей профессии. Проявлять активность, инициативность, самостоятельность и ответственность за результаты освоения профессиональной деятельности. | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходиться жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и / или социальном контексте. Общечеловеческие ценности, правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация и собственной деятельности; оценивание методов, этапов решения задачи; осуществление эффективного поиска; определение траектории профессионального развития и самообразования. | Организовать собственную деятельность; владеть актуальными методами, этапами решения профессиональных задач; осуществлять эффективный поиск; выстраивать траекторию профессионального развития и самообразования. | Содержание, технологию и критерии организации профессиональной деятельности; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Разработка детального плана действий; оценка рисков на каждом шагу; оценивание плюсов и минусов полученного результата. | Составить план действия; определить необходимые ресурсы; оценивать результат и последствия своих действий ( самостоятельно или с помощью наставника) | Структуру плана для решения задач; порядок и оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач; проведение анализа полученной информации; | Определять задачи поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; Структурировать получаемую информацию; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. | Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; Приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска. |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональной задач; использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Участие в деловом общении для эффективного решения профессиональных задач; планирование профессиональной деятельности. | Организовать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством и социальными партнерами. | Педагогические условия организации профессионального общения. |
ОК7Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Постановка цели, мотивирование деятельности обучающихся и контролирование за качеством образовательного процесса. | Поставить цель, мотивировать деятельность обучающихся, контролировать качество образовательного процесса. | Цели, задачи, мотивы организации деятельности обучающихся методы, средства контроля образовательного процесса. |
ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Постановка задач профессионального и личностного развития, определение траектории профессионального развития и самообразования. | Планировать рост профессионального и личностного развития; выстраивать траекторию самообразования, повышение квалификации. | Содержание актуальной нормативно – правовой документации; научную и профессиональную терминологию; траекторию самообразования, повышение квалификации |
ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Организация профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Организовать собственную деятельность; владеть с учетом современных требований ФГОС ДО. | Содержание профессиональной деятельности в свете современных требований. |
ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры; поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности. | Использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии ( специальности) | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы ЗОЖ, средства профилактики. |
ОК11Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | Соблюдение в профессиональной деятельности правовых норм ее регулирующих; обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте. | Соблюдать правовые нормы в профессиональной деятельности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности. | Правовые нормы при ведении профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 208 час.
Из них на освоение МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста - 140 час.
самостоятельная работа – 61 час.
на практики: учебную 12 час. и производственную 84 час.
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
Структура профессионального модуля
Коды профессиональных общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Объем образовательной программы, час. | Объем образовательной программы, час. |
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час. | Самостоятельная работа |
Обучение по МДК, в час. | Практики | |
всего, часов | Лабораторных и практических занятий | Курсовых работ | учебная, часов | производственная часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ПК5.1-5.5 ОК1-ОК 11 | МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | 208 | 140 | 84 | | 12 | 84 | 61 |
ПК5.1-5.5 ОК1-ОК 11 | Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 84 | | 84 | |
| Всего по ПМ 05 - 236ч | 208 | 140 | 114 | | 12 | 84 | 61 |
Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, | Объем часов |
ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса | 208\140 |
МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста | 208\140 |
Раздел 1. Методическая деятельность как специфический тип деятельности в образовательной организации Тема 1.1 Содержание и формы методической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО | Содержание | Уровень освоения | 8 |
1. Социальная значимость методической деятельности в профессиональной подготовке воспитателя. Теоретические аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Цель, задачи, формы методической деятельности в ДОО. Содержание методической деятельности воспитателя. | 2 |
2 . Методический кабинет, содержание методической работы в дошкольной образовательной организации | 2 |
3 .Самосовершенствование педагогического мастерства. Структура программы по самообразованию. Система повышения квалификации педагогов ДОО. | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1.Самодиагностика по определению профессиональной подготовленности на основе выбранной методики. | |
2.Определение проблем методического характера в смоделированных нестандартных педагогических ситуациях и их решение. |
Тема 1.2. Концептуальные основы и содержание вариативных примерных основных и парциальных образовательных программ | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1.Нормативные требования ФГОС ДО к структуре содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Теоретические основания, структура, содержание, принципы, цели, задачи, условия реализации ООП. | 3 |
2.Примерные вариативные программы дошкольного образования, особенности их структуры и содержания. Особенности содержания парциальных программ. | 3 |
3.Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении с учетом требований ФГОС ДО и специфики вариативных комплексных и парциальных программ | 3 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 16 |
1.Определение структуры и содержания разделов ООП на основе изучения ФГОС дошкольного образования. Определение структурных элементов и содержания рабочей программы воспитателя. | |
2.Составление сравнительной таблицы на основе анализа концептуальных основ примерных вариативных программ дошкольного образования | |
| 3.Методика разработки рабочей программы основе примерных программ и с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников и требования к оформлению документации. | |
Тема 1.3. Теоретические основы планирования образовательного процесса в дошкольном образование | Содержание | Уровень освоения | 12 |
1.Теоретические основы планирования образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Виды планов, принципы планирования. | 2 | |
2. Методические основы планирования содержания образовательной деятельности в ДОО. Структура и содержание комплексно-тематического плана. | 2 | |
3.Модель образовательного процесса в ДОО как основа для определения структуры и содержания календарного плана образовательной работы воспитателя. | 2 | |
4. Проектное комплексно-тематическое планирование. Выбор темы, определение цели, задач, содержания, форм образовательной деятельности, интеграция образовательных областей. | 2 | |
| 2 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 22 |
1 Требования СанПин и ФГОС ДО к планирование непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных процессах. Виды детской деятельности и формы организации работы. | |
2.Разработка календарного плана образовательной деятельности с детьми с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников | |
3. Разработка проектного комплексно-тематического плана (возрастная группа по выбору) | |
4. Методика разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками. | | |
Тема 1. 4. Источники, способы обобщения, представления и распостранения ПО | Содержание | Уровень освоения | |
1. Понятие педагогического опыта, его значение для развития педагогической науки и практики. Педагогическая деятельность как источник педагогического опыта. Критерии отбора передового педагогического опыта. Методы изучения и анализа педагогического опыта: изучение и анализ литературы в области образования и педагогической деятельности, наблюдение за деятельностью педагога при проведении педагогических и методических мероприятий, анализ документации, хронометрирование, изучение и анализ материалов сетевых и интернет-сообществ, научно-методических семинаров и конференций, видеоматериалов. | 2 | |
2. Формы обобщения, представления и распространения педагогического опыта: подготовка сообщений, докладов, публикаций, презентаций, проведение открытых педагогических и методических мероприятий, участие в профессиональных конкурсах, консультирование. Портфолио педагогических достижений как форма обобщения и представления педагогического опыта: значение, структура. | 2 | 15 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ |
1.Анализ передового педагогического опыта воспитателей ДОО (с использованием методических материалов). Составление аннотации. |
2.Разработка плана выступления по педагогической проблеме в соответствии с логикой и требованиями к устному выступлению (на материалах реферата по проблемам дошкольного образования) |
3.Определение структуры и содержания портфолио (сайта) профессиональных достижений педагога на основе изучения научно-методической литературы. |
Тема 1.5 Современные подходы и образовательные технологии в области дошкольного образования | Содержание | Уровень освоения | 6 |
1.Особенности реализации современных подходов в воспитательно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста | 2 | |
2.Современные педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие, классификация, характеристика | 2 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 9 |
1. Изучение одной из образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками. Определение методов работы по конкретной технологии. |
2. Изучение и представление технологии М. Монтессори, Триз – технологии, Кайзен – технологии, коррекционные (сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная, куклотерапия и др.) |
Тема 1.6 Организация исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | Содержание | Уровень освоения | 5 |
1.Особенности организации педагогического исследования в дошкольном образовании | 2 | |
2.Основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования | 2 |
3.Педагогический проект как форма организации исследовательской деятельности | 2 | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 10 |
Разработка под руководством преподавателя плана проведения педагогического исследования в области дошкольного образования . | |
Разработка программы эксперимента по проблемам дошкольного образования по предложенной схеме (на примере адаптации методической разработки к заданным условиям воспитательно-образовательного процесса |
Разработка педагогического проекта по одной из проблем дошкольного образования |
Тема 1.7 Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании | Содержание | Уровень освоения | 3 |
1.Предметно-развивающая среда в дошкольном образовании и требования к ее созданию. Требования ФГОС ДО. | 3 | |
2.Различные подходы к организации предметно – развивающей среды в ДОО в зависимости от типа и вида. Сравнительный анализ организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах на основе работы с методической литературы и фотоматериалов. | 3 |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | 6 |
1.Разработка идеи проекта предметно-развивающей среды в конкретной возрастной группе. | |
Внеурочная работа Создание сайта по организации методической работы в ДОО. Самостоятельная учебная работа при изучении раздела 1. 1. Конспектирование материала по теме: «Традиционные и современные формы методической деятельности воспитателя в ДОО» 2.Составление конспекта проведения одной из форм организации методической работы с педагогами. 3. Разработка индивидуального методического плана по самообразованию 4. Определение структурных элементов рабочей программы воспитателя. Разработка содержания пояснительной записки рабочей программы. 5. Разработка конспекта образовательной деятельности (технологическая карта). 6 Подготовка презентации проектного комплексно-тематического плана образовательной деятельности на возрастную группу. Изготовление методического/наглядного материала по теме образовательной деятельности. 7.Разработка календарного плана образовательной деятельности с детьми определенной группы по теме (на неделю) 8.Анализ педагогического опыта воспитателей и составление аннотаций на него (в рамках научно-практической конференции по проблемам дошкольного образования). 9. Планирование индивидуальной работы с детьми с девиантной формой поведения (коррекционно-развивающие игры). 10.Разработка и презентация собственного портфолио по результатам прохождения педагогической практики. 11.Презентация (проект) «Предметно-развивающая среда дошкольного учреждении. | 61 |
Учебная практика раздела 1 Виды работ 1.Изучение особенностей организации и руководства методической работой педагогов ДОО. Методическая документация педагогов дошкольной образовательной организации: анализ программ, планов работы и др. 2.Отработка алгоритма изучения опыта организации методической работы в базовой ДОО по теме «Направления и формы методической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. Содержание и организация работы методического кабинета». 3. Разработка идеи проекта развивающей предметно-пространственной среды возрастной группы в соответствии с ФГОС ДО с последующей частичной реализацией на производственной практике | 12 |
Курсовая работа не предусмотрено | |
Производственная практика Виды работ 1. Изучение образовательной программы базового дошкольного образовательного учреждения. Заполнение таблицы по результатам ознакомления с образовательной программой дошкольного образования: нормативно- правовой статус, структура, цели, задачи, содержание. Организационные условия реализации ОП в дошкольной образовательной организации. 2. Изучение опыта планирования образовательной деятельности в возрастной группе. Содержание и структура комплексно-тематического и календарного плана образовательной деятельности. Требования к оформлению и структура конспекта занятия. 3. Планирование и проведение образовательной деятельности в возрастной группе по самостоятельно составленному календарному комплексно-тематическому плану образовательной деятельности на основе примерных вариативных ОП. 4. Изучение опыта организации методической работы в базовой ДОО. Заполнение таблицы «Направления и формы методической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста». «Содержание и организация работы методического кабинета в ДОО». 5. Заполнение протокола и анализ развивающей предметно-пространственной среды возрастной группы. 6. Оформление и реализация идеи проекта развивающей предметно-пространственной среды в возрастной группе. 7. Оформление и презентация сайта педагогических достижений. | 84 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов «Педагогики и психологии», лаборатории «Дошкольное образование».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
план научно-методической, учебно-методической работы;
программное обеспечение профессионального назначения ДО;
учебно-методические комплексы и материалы по образовательным областям ФГОС ДО;
методические рекомендации и разработки для педагогов дошкольных образовательных учреждений;
Технические средства обучения:
- автоматизированное рабочее место преподавателя,
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
-оборудование лаборатории.
Информационное обеспечение обучения
Печатные издания
1.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2012. С. 51-56.
2. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое пособие. /Науч. редактор А.Г. Гогоберидзе – СПб.: Издательство Детство-Пресс, 2013.
3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы.– М.: Айрис-Пресс 2014 г.
4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). – СПб.: Детство-пресс, 2012.
5. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /отв. Редакторы Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб., Детство-Пресс,2014.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
7. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс 20016.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
9. Профессиональный стандарт Педагог /педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель). Утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.13 № 544н
10. Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.– М .: Скрипторий, 20012.
11. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации .ТЦ Сфера – М., 20015.
12. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; под ред. Н. В. Фединой]. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные издания (электронные ресурсы)
Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.
Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com
Конвенция о правах ребенка/ – Официальный сайт Организации Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org.ru/
Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.
Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.
Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.
Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/
Педагогическая библиотека - http://www.pedlib.ru
Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование». /Составители Л.С. Барсукова, О.А. Хмелинина – М.: Департамент образования г. Москвы, ГБОУ СПО ПК №6, 2012 [эл. текст]
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.
ФГОС дошкольного образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/
Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Организация образовательного процесса
Теоретические и практические занятия организуются преподавателем в кабинете «Педагогики и психологии», библиотеке, читальном зале с выходом в Интернет, оборудование которых соответствует требованиям к минимальному материально-техническому обеспечению.
Консультационная помощь обучающимся оказывается преподавателем в образовательном учреждении и воспитателями-наставниками - в дошкольных образовательных учреждениях во внеучебное время.
Учебная практика организуется и проводится в оборудованных учебных кабинетах, лаборатории. Производственная практика организуется и проводится в дошкольных образовательных учреждениях.
Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
ОП.1. Педагогика.
ОП. 02. Психология.
ОП. 05. Теоретические основы дошкольного образования.
ОП. 06. Безопасность жизнедеятельности.
ПМ.01.Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
ПМ04 Взаимодействие с родителями (лицами их, заменяющими) и сотрудниками образовательного учреждения.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих освоение профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса:
- наличие высшего педагогического образования и опыта педагогической деятельности по профилю специальности не менее 1 -го года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: - наличие высшего / среднего профессионального педагогического образования и опыта педагогической деятельности по профилю специальности не менее 3-х лет.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Профессиональные и общие компетенции, формируемые в рамках модуля | Оцениваемые знания и умения, действия | Методы оценки | Критерии оценки |
ПК 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Знания теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста; концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании; методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации; особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования; педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию; основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования; методы диагностики и оценки образовательных результатов, уровня и динамики развития ребенка | Текущий контроль при проведении: - письменного/ устного опроса; -тестирования - оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (планов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме экзамена по МДК в виде: -письменных и устных ответов Итоговый контроль: -тестирование на экзамене | - полнота ответов; - точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. не менее 75% правильных ответов. актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии; -полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% (хорошо) правильных ответов. не менее 75% правильных (отлично) |
Умения анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования; определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников; осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения; сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников; адаптировать и применять имеющиеся методические разработки; создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования; готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты; с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования; использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем; оформлять результаты исследовательской и проектной работы; определять пути самосовершенствования педагогического мастерства; оценивать образовательные результаты, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик | Текущий контроль: экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий, учебной и производственной практики Промежуточная аттестация: по МДК; Итоговый контроль: экспертная оценка сформированнос ти ПК и ОК на экзамене | -правильность, полнота выполнения заданий; -точность формулировок ,соответствие требованиям; -оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. -точность оценки; -соответствие требованиям инструкций, регламентов; -рациональность действий и т.д. -адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, последовательностей действий и т.д. -точность оценки; -соответствие требованиям инструкций, регламентов; -рациональность действий и т.д. |
Действия Анализ, обобщение, разработка методических материалов; Разработка, оформление макета ППРС (в электронном виде) Поиск, анализ, обобщение и оценивание передового педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования Организация представления разработанного отчета, реферата, конспектов. Разработка и оформление проекта (локального исследования) в области дошкольного образования. | на экзамене: защита портфолио | -правильное выполнение заданий в полном объеме; -экспертное наблюдение. |
ОК. 1-11 | | | |
| | | |
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДРУГИХ ОПОП
Данная программа может быть использована при реализации программ профессионального обучения 44.02.01. Дошкольное образование по заочной форме, дополнительном профессиональном обучении.
Лист изменений
№ изменения | Дата внесения изменения | № страницы с изменением | Основание |
| | | |
БЫЛО | СТАЛО |
| |
_________________________________/_______________________ (подпись лица, внесшего изменения) (ФИО) |
Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________________________ Протокол № __«__»_______________20__г.
(наименование СП)
Изменений и дополнений на 20___/20____ учебный год нет
Заведующий кафедрой: ______________________/___________________________________
(подпись) ( ФИО)
9