МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Калининский техникум агробизнеса»
| Утверждено приказ № ___ от «___»_____ 20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«безопасность жизнедеятельности»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии среднего профессионального образования
13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
(по отраслям)»
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20__ г.
2023
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР _______________ /Пшеничникова Е.В./ «_______»_____________2023 г. _______________ /_________________/ «_______»_____________202 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13.01.10 « Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования(по отраслям)», утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «28» апреля 2023г. №316 и на основании примерной программы учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности» |
ОДОБРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ____________________ ______________________________________ Протокол №__, дата «___»________2023 г. Председатель комиссии ____/Лопасова Т.Н./ Протокол №__, дата «___»________202 г. Председатель комиссии ________/________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея Протокол №___ от «_____» __________2015 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2016 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2017 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2018 г.№___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ |
Составитель (автор): Преподаватель-организатор ОБЖ Карасев И.В. |
| | |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 12
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса», реализующем ОПОП СПО программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих(ППКРС) по профессии 13.01.10« Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования(по отраслям)»,
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 06. ОК 07; | - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; - применять первичные средства пожаротушения; - оказывать первую помощь пострадавшим | - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | ЛР 13 |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР14 |
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем | ЛР 15 |
Проводить работы по монтажу и демонтажу электрооборудования | ЛР16 |
Контролировать и регулировать параметры производства и параметры передачи электроэнергии; | ЛР 17 |
Контролировать и регулировать параметры передачи электроэнергии; | ЛР 18 |
Проводить и контролировать ремонтные работы; | ЛР 19 |
Планировать работу производственного подразделения | ЛР 20 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ЛР 21 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и | ЛР 22 |
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается | ЛР 23 |
Самооценка и рефлексия результатов своей деятельности и развития | ЛР 24 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
Объем учебной дисциплины | 36 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 36 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 11 |
практические занятия | 24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел I. Гражданская оборона и защита при чрезвычайных ситуациях | 10 | |
Тема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Содержание | 1 | |
1. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | 1 | ОК 06, ОК 07, Л.Р. 13,15,17 |
Тема 2. Гражданская оборона | Содержание | 5 | |
1. | Организация гражданской обороны. Оружие массового поражения и защита от него. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения | 3 | ОК 06, ОК 07, Л.Р. 13,15,17 |
| 2. | Практическая работа «Подбор шлем-маски противогаза. Надевание противогаза» | 1 | ОК 07, Л.Р. 13,15,17 |
| 3. | Практическая работа «Эвакуация из здания» | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р. 13,15,17 |
Тема 3. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях | Содержание | 4 | |
1. | Стихийные бедствия. Защита при авариях (катастрофах) на транспорте. Защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах | 2 | ОК 07, Л.Р. 13,15,17 |
2. | Практическая работа «Использование первичных средств пожаротушения» | 2 | ОК 07 Л.Р. 13,15,17 |
Раздел II. Основы военной службы | 25 | |
Тема 1. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе | Содержание | | |
1. | Состав и организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации | 1 | ОК 06, Л.Р.1-23 |
2. | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации | 1 | ОК 06, Л.Р.1-23 |
Тема 2. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации | Содержание | 1 | |
1. | Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих | 1 | ОК 06, Л.Р.1-23 |
Тема 3. Огневая подготовка | Содержание | 1 | |
1. | Материальная часть автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата | 1 | ОК 06, Л.Р.1-23 |
Тема 5. Методико-санитарная подготовка. Первая (доврачебная) помощь | Содержание | 1 | |
1. | Ранения. Ушибы, переломы, вывихи, растяжения связок и синдром длительного сдавливания | 1 | ОК 06, Л.Р.1-23 |
Практические работы: (для юношей) 20 | 20 | |
Тактическая подготовка | 1 | Движения солдата в бою. Передвижение на поле боя. | 1 | ОК 06,ОК07, Л.Р.1-23 |
| 2 | Передвижения на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня. | 1 | ОК 06,ОК07, Л.Р.1-23 |
Огневая подготовка | 1 | Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 2 | Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 3 | Выполнение упражнений начальных стрельб | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Радиационная, химическая и биологическая защита | 1 | Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Общевоинские уставы | 1 | Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотно-шения между ними. Размещение военнослужащих. | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 2 | Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 3 | Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Строевая подготовка | 1 | Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (одеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 2 | Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 3 | Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнения воинского приветствия в строю на месте и в движении | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 4 | Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Физическая подготовка | 1 | Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3 – 5 км) | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 2 | Разучивание и совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней физической зарядке | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 3 | Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 4 | Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 м | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| 5 | Совершенствование и контроль упражнения в беге на 1 км | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Военно-медицинская подготовка | 1 | Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия. | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Основы безопасности военной службы | 1 | Требования техники безопасности при прохождении учебных сборов. | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Практические работы(для девушек) |
| 20 | |
Военно-медицинская подготовка | | | 13 | |
| 1 | Ранения | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 2 | Ушибы, переломы, вывихи, растяжения связок | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 3 | Синдром длительного сдавливания | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 4 | Ожоги | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 5 | Поражение электрическим током. | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 6 | Утопление | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 7 | Перегревание, переохлаждение организма | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 8 | обморожение и общее замерзание | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 9 | Отравления | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 10 | Реанимация при остановке сердца | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 11 | Реанимация при поражении электрическим током | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 12 | Реанимация при утоплении | 1 | ОК 06,ОК07 |
| 13 | Правила переноски раненых на поле боя | 1 | ОК 06,ОК07 |
Радиационная, химическая и биологическая защита | 1 | Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения | 2 | ОК 06,ОК07 |
Общевоинские уставы | 1 | Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотно-шения между ними. Размещение военнослужащих. | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Строевая подготовка | 1 | Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (одеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом | 2 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Физическая подготовка | 1 | Разучивание и совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней физической зарядке | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
Основы безопасности военной службы | 1 | Требования техники безопасности при прохождении учебных сборов. | 1 | ОК 06,ОК07 Л.Р.1-23 |
| | Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 | |
| | Всего | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда» №2
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету « Безопасность жизнедеятельности»
- комплекты химзащиты по числу учащихся;
- комплекты медицинских аптечек;
- муляжи автомата Калашникова, осколочных гранат;
- уставы Вооруженных Сил РФ;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с мультимедийным сопровождением ;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Печатные издания
Безопасность жизнедеятельности: учебник / В. Ю. Микрюков. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2020 – 288 с. – (Среднее профессиональное образование).
Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2020 – 192 с. – (Среднее профессиональное образование).
Электронные издания
Электронно-библиотечная система "IPRbooks" [Электронный ресурс] : базы и банки данных / ООО «Ай Пи ЭР Медиа». - Электрон. текстовые дан. - Саратов: ООО «Ай Пи ЭР Медиа» -
_$0,,www.iprbookshop.ru$Режим доступа: www.iprbookshop.ru
Российское образование [Электронный ресурс]: федеральный образовательный портал / ФГУ "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций" (ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика");. - Электрон. текстовые дан. - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика. -
_$0,,www.edu.ru$Режим доступа: www.edu.ru _
благополучия человека [Электронный ресурс]: официальное издание. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:
_$0,,http://rospotrebnadzor.ru$http://rospotrebnadzor.ru_
Дополнительные источники
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон «Об обороне»;
Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе»;
Федеральный Закон «О гражданской обороне»;
Федеральный Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
Федеральный Закон «О пожарной безопасности»;
Федеральный Закон «О противодействии терроризму»;
Федеральный Закон «О безопасности»;
Постановление Правительства РФ «Об обязательном обучении населения».
3.2.4.Интернет-ресурсы:
https://profspo.ru/
https://edusar.soiro.ru/my/
https://urait.ru/
https://kalininsk-agro.ru/biblioteka/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | Текущий контроль |
- применять первичные средства пожаротушения; | Текущий контроль |
- оказывать первую помощь пострадавшим | Индивидуальные задания |
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Текущий контроль |
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | Контрольная работа |
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Тестирование |