Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО учителей физической культуры и ОБЖ Руководитель__________ Лисина А.В. | заместитель директора по УВР_____________ Ермолаева М.Л. | директор МБОУ гимназия №44 _____Жуковская-Латышева Л.С. |
протокол № 1 от «31» августа 2018г. | « » сентября 2018г. | приказ №___ от «___» сентября_2018г |
Рабочая программа Наименование учебного предмета | Физическая культура | Класс | 7 р | Уровень общего образования | основное общее образование | Учитель | Лисина Алла Владимировна | Срок реализации программы, учебный год | 2018-2019 | Количество часов по учебному плану | всего 105 часов в год; в неделю 3 часа, что составляет 35 составных уроков | Планирование составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы «Физическая культура. Рабочие программы, 1 – 11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт.-сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2012. Рабочую программу составил(а)_____________________ Лисина А.В. |
расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре в 7 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура»
В основе рабочей программы лежат научно выявленные особенности физических возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья и опыт преподавания в классах этого типа. Программа обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на достижение следующей цели: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
-укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
-освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Для прохождения программы в учебном процессе можно использовать следующий учебник:
Виленский, М. Я. Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. -Просвещение, 2013.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы обучающийся сдает дифференцированный зачет.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРАЖНИЯ ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС рабочая программа для 7 класса направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья, плавание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. «Знания о физической культуре»
История физической культуры.
- Олимпийские игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.
- Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
- История зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в эго становлении и развитии.
- Олимпийское движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР).
Физическая культура (основные понятия)
- Физическое развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей.
- Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств: физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств.
- Адаптивная физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.
- Здоровье и здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.
Физическая культура человека.
- Режим дня, его основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека.
- Закаливание организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.
- Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности: влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
- Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.
2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
- Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
- Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания.
- Организация досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.
- Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки.
- Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.
- Оценка техники движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталоном.
3. Физическое совершенствование.
3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
- Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.
- Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.
Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.
- Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).
3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы:
- Выполнение команд «Пл-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Пол шага!», «Полный шаг!»;
- строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.
- передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения и комбинации:
- акробатические упражнения: кувырок вперед в стойку на лопатках;
- стойка на голове с согнутыми ногами;
- кувырок назад в полушпагат.
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине:
- висы согнувшись, висы прогнувшись
Легкая атлетика.
Беговые упражнения:
- бег на короткие дистанции: от 30 до 40 м;
- ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 40 до 60 м; скоростной бег до 60 м; на результат 60 м;
- высокий старт;
- бег в равномерном темпе до 15 минут девочки, до 20 минут мальчики;
- кроссовый бег; бег на 1200м.
- варианты челночного бега 3х10 м.
Прыжковые упражнения:
- прыжок в длину с 9-11 шагов разбега способом «согнув ноги»;
Метание малого мяча:
- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;
- метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;
- метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;
- броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.
Спортивные игры.
Баскетбол:
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол:
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Лыжная подготовка.
-одновременный одношажный ход;
-подъем в гору скользящим шагом;
-преодоление бугров и впадин при спуске с горы;
-поворот на места махом;
-прохождение дистанции 4 км;
-игры на лыжах.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Прикладно-ориентированные упражнения:
- передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;
- лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки);
- приземление на точность и сохранение равновесия;
- преодоление полос препятствий.
Упражнения общеразвивающей направленности.
Общефизическая подготовка:
- физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики:
Развитие гибкости
- наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;
- упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);
- комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
- комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;
- упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений
- преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;
- броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;
- разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;
- прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы
- подтягивание в висе и отжимание в упоре;
- подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);
- отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
- поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;
- метание набивного мяча из различных исходных положений;
- комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).
Легкая атлетика:
Развитие выносливости
- бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;
- бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.
Развитие силы
- прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);
- запрыгивание с последующим спрыгиванием;
- комплексы упражнений с набивными мячами.
Развитие быстроты
- бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;
- повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);
- прыжки через скакалку в максимальном темпе;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Спортивные игры
Развитие быстроты
- ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.);
- выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;
- челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);
- прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;
- подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие выносливости
- повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.
Развитие координации движений
- броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени;
- бег с «тенью» (повторение движений партнера);
- бег по гимнастической скамейке;
- броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/з | Дата |
Предметные | Личностные и метапредметные. Характеристика деятельности | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Лёгкая атлетика. Вводный. Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. | Изучение нового материала 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м с низкого старта | Р: целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу; планирование –выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: общеучебные: использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. К: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Л: смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комплекс 1 | | |
2 | Низкий старт 20-40 м. Развитие быстроты. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м с низкого старта | Комплекс 1 | | |
3 | Бег по дистанции (30-60 м). Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м с низкого старта | Комплекс 1 | | |
4 | Бег 60 м на результат. Развитие скоростно-силовых качеств | Контрольный 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60м с низкого старта | Р: контроль и самоконтроль – отличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. П: общеучебные выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения. Л: самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения | Комплекс 1 | | |
5 | Изучение нового материала. Прыжок в длину с 9-11 шагов разбега. Метание малого мяча на дальность. | Изучение нового материала 2ч | Уметь прыгать в длину с разбега, метать мяч в горизонтальную цель | Р: планирование – определять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование – предвосхищать результат. П: общеучебные выбирать наиболее эффективные способы решения задач; Контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности. К: инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения Л: смыслообразование– самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация – проявление доброжелательности | Комплекс 1 | | |
6 | Развитие скоростно-силовых качеств. ОРУ. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь прыгать в длину с разбега, метать мяч в горизонтальную цель | Комплекс 1 | | |
7 | Развитие выносливости. Метание мяча с 3,5 шагов на дальность. | Контрольный 2ч | Уметь прыгать в длину с разбега, метать мяч в горизонтальную цель | Комплекс 1 | | |
8 | Бег 1500 м. Правила соревнований по легкой атлетике. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь бегать в равномерном темпе до 20 минут | Р: целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную. П: общеучебные осознанно строить сообщения в устной форме. К: взаимодействующие -задавать вопросы, формулировать свою позицию Л: Самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения | Комплекс 1 | | |
9 | Специальные беговые упражнения. Прыжок в длину с 9-11 шагов разбега на результат. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь бегать в равномерном темпе до 20 минут | Комплекс 1 | | |
10 | Развитие выносливости. Бег на 1500 м на результат. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь прыгать в длину, бегать в равномерном темпе до 20 минут | Р: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: общеучебные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: инициативное сотрудничество слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания Л: самоопределение – осознание своей этнической принадлежности. Нравственно-этическая ориентация – уважительное отношение к истории и культуре других народов | Комплекс 1 | | |
11 | Спортивные игры. Волейбол. Инструктаж ТБ. Терминология игры. Стойка и перемещение игрока в волейболе. | Изучение нового материала 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий волейбола. Л: организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками. Определять уровень скоростно-силовой выносливости. | Комплекс 2 | | |
12 | Стойка игрока. Передача двумя руками сверху на месте. | Комбинированный 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий волейбола. Л: смыслообразование– самооценка на-основе критериев успешной учебной деятельности | Комплекс 2 | | |
13 | Стойка и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | Комбинированный 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Комплекс 2 | | |
14 | Нижняя прямая подача. Игра по упрощенным правилам. | Контрольный 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Комплекс 2 | | |
15 | Гимнастика. Инструктаж ТБ. Строевые приемы. Упражнения в висе. | Изучение нового материала 2ч | Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. К: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Комплекс 3 | | |
16 | Развитие силовых способностей. Опорный прыжок. | Комплексный 2ч | Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения | Р: волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, контроль в форме сличения с эталоном. П: умение структурировать знания, К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комплекс 3 | | |
17 | Подъем переворотом в упор, передвижение в висе (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворотом (девочки). Строевые приемы. | Комплексный 2ч | Уметь выполнять опорный прыжок, строевые упражнения | Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Л: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Комплекс 3 | | |
18 | Значение гимнастических упражнений для развития гибкости. Опорный прыжок на оценку. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять комбинацию из разученных элементов, строевые упражнения | Р: волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, контроль в форме сличения с эталоном. П: умение структурировать знания, К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комплекс 3 | | |
19 | Выполнение комбинаций на технику. Развитие координационных способностей. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять опорный прыжок, строевые упражнения | Комплекс 3 | | |
20 | Акробатика. Инструктаж ТБ. Прикладное значение гимнастики. | Изучение нового материала 2ч | Уметь выполнять кувырок вперёд и назад, лазать по канату | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение. Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Комплекс 3 | | |
21 | Развитие координационных способностей. Изучение новых элементов. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять кувырок вперёд и назад, лазать по канату | Комплекс 3 | | |
22 | Комбинация из разученных упражнений. Лазание по канату в два приема. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять кувырок вперёд и назад | Комплекс 3 | | |
23 | Развитие силовых способностей. Лазание по канату в два приема на расстояние 3-6 м. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять висы, опорный прыжок, лазать по канату | Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: определять наиболее эффективные способы достижения результата; К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л: самоопределение – готовность и способность обучающихся к саморазвитию | Комплекс 3 | | |
24 | Эстафеты. ОРУ с предметами. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять висы, опорный прыжок | Комплекс 3 | | |
25 | Лыжная подготовка. Инструктаж ТБ. Повторение изученных ходов. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Р: формирование умения понимать причины успеха/не-успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи между объектами и процессами, К: умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Комплекс 4 | | |
26 | Передвижение с чередованием ходов. Повороты упором на месте и в движении. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Р.-определять наиболее эффективные способы достижения результата; П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; К: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Комплекс 4 | | |
27 | Развитие выносливости. Прохождение дистанции 1000 м. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 4 | | |
28 | Классические ходы. Повороты на месте и в движении. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 4 | | |
29 | Повторение изученных ходов. Прохождение дистанции 1500 м. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение. Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Комплекс 4 | | |
30 | Спуски в низкой стойке. Передвижение с чередованием ходов. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 4 | | |
31 | Попеременный четырёхшажный ход. Прохождение дистанции 5 км. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 4 | | |
32 | Одновременные ходы. Прохождение дистанции 2 км. | Контрольный 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Р: определять наиболее эффективные способы достижения результата; П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; К: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Комплекс 4 | | |
33 | Спуски, подъемы. Прохождение дистанции 2000 м. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь выполнять технику способов передвижения на лыжах | Комплекс 4 | | |
34 | Спортивные игры. Волейбол. Инструктаж ТБ. Стойка и передвижение игрока. | Комплексный 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технических действий волейбола. Л: организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками. Определять уровень скоростно-силовой выносливости. | Комплекс 5 | | |
35 | Терминология игры. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Комплекс 5 | | |
36 | Нижняя прямая подача. Эстафеты. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план действий. П: общеучебные –осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. К: планирование учебного сотрудничества - определять общую цель и пути ее достижения Л: самоопределение – готовность и способность обучающихся саморазвитию | Комплекс 5 | | |
37 | Верхняя передача мяча через сетку. Прямой нападающий удар в тройках. Учебная игра. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: прогнозирование предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. П: информационные– получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы. К: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию Л: нравственно-этическая ориентация –навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы | Комплекс 5 | | |
38 | Прямой нападающий удар из разных зон. Индивидуальное и групповое блокирование. | Комплексный 2ч | Уметь играть в волейбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Комплекс 5 | | |
39 | Спортивные игры. Баскетбол. Инструктаж ТБ. Стойка и передвижение игрока. Ведение мяча в движении | Комплексный 2ч | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: осуществление учебных действий – выполнять учебные действии в материализованной форме; коррекция – вносить необходимые изменения и дополнения. П: общеучебные – ставить и формулировать проблемы. К: инициативное сотрудничество –задавать вопросы, проявлять активность Л: самоопределение – готовность и способность к саморазвитию | Комплекс 5 | | |
40 | Перехват мяча. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. | Комплексный 2ч | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. П: обще учебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем. К: взаимодействие – формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников Л: самоопределение самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Комплекс 5 | | |
41 | Технико-тактические приемы в баскетболе. Передачи мяча на месте с пассивным сопротивлением защитника. | Комплексный 2ч | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; П: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; К: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества Л: развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Комплекс 5 | | |
42 | Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии памяти, внимания и мышления. Развитие координационных способностей. | Комбинированный 2ч | Уметь играть в баскетбол по упрощённым правилам, выполнять правильно технические действия | Р: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; П: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; К: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества Л: развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Комплекс 6 | | |
43 | Лёгкая атлетика. Инструктаж ТБ. Развитие выносливости. Бег по пересеченной местности 2 км. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта. | Р: целеполагание формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П: общеучебные использовать общие приемы решения постав-ленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. К: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью Л: смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация –умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комплекс 6 | | |
44 | Развитие скоростных качеств. Метание малого мяча на дальность. | Совершенствование ЗУН 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта | Комплекс 6 | | |
45 | Низкий старт. Эстафетный бег. | Контрольный 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта | Р: целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу. П: общеучебные: использовать общие приемы решения поставленных задач. К: инициативное сотрудничество– ставить вопросы, обращаться за помощью; взаимодействие – формулировать собственное мнение Л: смыслообразование– адекватная мотивация учебной деятельности (социальная, внешняя) | Комплекс 6 | | |
46 | Правила соревнований по прыжкам в длину. Метание гранаты из различных положений. | Изучение нового материала 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 60 м с низкого старта, метать малый мяч на дальность | Р: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: общеучебные– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: инициативное сотрудничество слушать учителя, вести диалог, строить монологические высказывания Л: самоопределение – осознание своей этнической принадлежности. Нравственно-этическая ориентация –уважительное отношение к истории и культуре других народов | Комплекс 6 | | |
47 | Прыжок в дину способом «прогнувшись» с 13-15 шагов разбега. ОРУ. | Комбинированный 2ч | Уметь метать малый мяч на дальность | Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; П: определять наиболее эффективные способы достижения результата; К: осуществлять взаимный контроль в сов-местной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комплекс 6 | | |
48 | Бег по пересеченной местности 2 км. Подвижные игры | Комбинированный 2ч | Уметь метать малый мяч на дальность | Комплекс 6 | | |
49 | Развитие скоростно-силовых способностей. Специальные беговые упражнения. | Контрольный 2ч | Уметь пробегать с максимальной скоростью 100 м | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и про-цессами. К: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Комплекс 6 | | |
50 | Бег 30 м на результат. ОРУ. Эстафеты. | Комбинированный 2ч | Уметь бегать в равномерном темпе до 20 минут | Р: целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную. П: общеучебные осознанно строить сообщения в устной форме. К: взаимодействующие - задавать вопросы, формулировать свою позицию Л: самоопределение – осознание ответственности за общее благополучие, готовность следовать нормам здоровье сберегающего поведения | Комплекс 6 | | |
51 | Бег на результат 60 м. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма | Комбинированный 2ч | Уметь бегать в равномерном темпе до 20 минут | Комплекс 6 | | |
52 | Резерв | 3ч | | | | | |