СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по изобразительному исскуству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по изобразительному исскуству»


Ростовская область, Пролетарский (с) район, х. Коврино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковриновская средняя общеобразовательная школа

Пролетарского района Ростовской области




Утверждаю

Приказ от 31.08.2021 №100




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Изобразительному искусству, курс Искусство__________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

Начальное общее, 2 класс______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34

Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна


Программа разработана на основе:

Требований Федерального государственного образовательного стандарта для обучения русскому языку в российских общеобразовательных учреждениях на основе линии учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» 2 класс автора Б.М. Неменского, УМК «Школа России» Москва, «Просвещение» 2019г.__________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)










2021-2022 уч.год

Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, принятый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2021 г., регистрационный № 64100);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";

  • Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год

  • Основной образовательной программы Школы;

  • УМК «Школа России», изд: Просвещение, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству 1-4 классы (авторы: Б.М. Неменский)

  • авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы», изд: Просвещение. 2019 г.


Цель курса:

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи курса:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

  • Формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;

  • Формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображения, украшения, постройки;

  • Развитие наблюдательности и творческого воображения;

  • Формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

  • Начальное формирование навыков восприятия, соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства, произведений дизайна;

  • Формирования навыков работы красками, графическими материалами.


Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе


Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.


Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.


Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»


Достижения обучающимися планируемых результатов:


Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:

  1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  4. Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  5. Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие универсальные учебные действия:

  1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  2. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  3. Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  4. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  5. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  6. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:

    1. Выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;

    2. Умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;

    3. Овладение умением рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

    4. Умение применять принципы перспективных и композиционных построений;

    5. Умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России;

    6. Умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание —  проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»


1. Структура курса:


п/п

Название раздела, главы (темы)

Количество часов

1

Чем и как работают художники

11

2

Реальность и фантазия

8

3

О чем говорит искусство

8

4

Как говорит искусство

7


Итого:

34ч.



    1. Использование резерва учебного времени

Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.


2. Основное содержание по темам:


Раздел 1. Чем и как работают художники (11 часов)


Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

№ раздела

Название раздела

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Чем и как работают художники

Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами заданный  образ.

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости.

Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Овладевать первичными навыками работы с пластилином.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.


Ставить новые учебные задачи;

осуществлять анализ объектов с различными признаками;

стремиться к координации действий и сотрудничеству

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

учитывать разные мнения.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.


Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),

высказывать аргументированное  суждение  о художественных  произведениях, изображающих  природу и человека в различных эмоциональных состояниях.



Раздел 2. Реальность и фантазия (8 часов)


Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

№ раздела

Название раздела

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

2

Реальность и фантазия

Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению. Изображать (декоративно) птиц, Осваивать простые приемы работы с гуашью. Изображать фантастических животных. Работа с гуашью. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.


Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;


видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре),


высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.





Раздел 3. О чем говорит искусство (8 часов)


Изображение природы в различных состояниях. Художник изображает настроение. Изображение характера животных. Изображение характера человека. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения? Образ здания.

№ раздела

Название раздела

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

3

О чем говорит искусство

Изображать характер домашних животных. Передавать характер клоунов. Изображение русских сказочных красавиц. Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме. Пейзаж в разные времена года. Формирование первичных умений украшать предметы. Лепка Золушки и мачехи; Царевны-Лебедь, Бабарихи и т.д. Выражение характера. Создание образа и характера замка Снежной Королевы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям:

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Раздел 4. Как говорит искусство (7 часов)


Теплые цвета. Холодные цвета. Что выражают теплые и холодные цвета? Тихие цвета. Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.

№ раздела

Название раздела

УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

4

Как говорит искусство

Рисование сказочного пера, использование палитры цветов. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли. Изображение весенних ручьев на фоне земли. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Создание изображения ритмично летящих птиц. Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов.


Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы



2.1. Перечень всех контрольных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности обучающихся:

Виды и формы контроля согласно локальному акту образовательного учреждения:

В первом полугодии 2 класса осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года ведётся индивидуальный и фронтальный контроль за усвоением учащимися программного материала.


    1. Количество часов по четвертям:

Четверть

Всего часов по предмету

1 четверть

8

2 четверть

8

3 четверть

10

4 четверть

6

Год

32


Раздел: «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»


п/п

Название раздела программы,

тема урока

Кол.

часов

Домашнее задание

Дата

Как и чем работают художник. 11ч

1

Художник рисует красками. Художник рисует мелками и тушью.

1

с.14-17 читать

6.09

2

С какими еще материалами работает художник?

1

с.18-19 читать

13.09

3

Гуашь. Как работать кистью?

1

с.20-23 читать

20.09

4

Три основных цвета – красный, синий, желтый.

1

с.24-27 читать

27.09

5

Волшебная белая. Волшебная черная.

1

с.28-31 читать

4.10

6

Волшебные серые. Серая краска может превратиться в цвет.

1

с.32-35 читать

11.10

7

Пастель и восковые мелки.

1

с.36-39 читать

18.11

8

Что может линия?

1

с.40-43 читать

25.11

9

Что может пластилин? Как работать с пластилином?

1

с.44-47 читать

2 чет.

8.11

10

Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация?

1

с.48-53 читать

15.11

11

Неожиданные материалы.

1

с.54-55 читать

22.11

Реальность и фантазия. 8ч

12

Изображение и реальность.

1

с.58-61 читать

29.11

13

Изображение и фантазия.

1

с.62-65 читать

6.12

14

Украшение и реальность.

1

с.66-69 читать

13.12

15

Украшение и фантазия.

1

с.70-73 читать

20.12

16

Постройка и реальность.

1

с.74-75 читать

27.12

17

Постройка и фантазия.

1

с.76-77 читать

3 чет.

10.01

18

Конструируем природные формы.

1

с.78-81 поделка

17.01

19

Конструируем сказочный город.

1

82-85 поделка

24.01

О чём говорит искусство. 7ч

20

Изображение природы в различных состояниях.

1

с.88-91 читать

31.01

21-22

Художник изображает настроение. Изображения характера животных.

1

с.92-99 читать

7.02

23

Изображение характера человека.

1

с.100-105 читать

14.02

24

Женский образ. Мужской образ.

1


21.02

25

Образ человека в скульптуре.

1

с.106-107 читать

28.02

26

О чем говорят украшения? Человек и его украше­ния.

1

с.108-117 читать

14.03

27

Образ здания.

1

с.118-121 читать

21.03

Как говорит искусство. 6ч

28

Теплые и холодные цвета.

1

с.124-129 читать

4 чет.

4.04

29

Что выражают теплые и холодные цвета?

1

с.130-131 читать

11.04

30

Тихие цвета.

1


18.04

31

Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен.

1

с.132-135 читать

25.04

32-33

Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

1

с. 136-141 читать

16.05

34

Обобщающий урок

1

повторение

23.05


ИТОГО

32ч





11