Ростовская область, Пролетарский (с) район, х. Коврино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ковриновская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 31.08.2021 №100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Изобразительному искусству, курс Искусство__________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 2 класс______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
Программа разработана на основе:
Требований Федерального государственного образовательного стандарта для обучения русскому языку в российских общеобразовательных учреждениях на основе линии учебно-методического комплекта «Изобразительное искусство» 2 класс автора Б.М. Неменского, УМК «Школа России» Москва, «Просвещение» 2019г.__________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2021-2022 уч.год
Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, принятый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2021 г., регистрационный № 64100);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год
Основной образовательной программы Школы;
УМК «Школа России», изд: Просвещение, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству 1-4 классы (авторы: Б.М. Неменский)
авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы», изд: Просвещение. 2019 г.
Цель курса:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи курса:
Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
Формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;
Формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображения, украшения, постройки;
Развитие наблюдательности и творческого воображения;
Формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
Начальное формирование навыков восприятия, соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства, произведений дизайна;
Формирования навыков работы красками, графическими материалами.
Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Достижения обучающимися планируемых результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие универсальные учебные действия:
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
Выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
Умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства;
Овладение умением рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
Умение применять принципы перспективных и композиционных построений;
Умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России;
Умение использовать простейшие инструменты графических редакторов для обработки фотографических изображений и анимации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
1. Структура курса:
№ п/п | Название раздела, главы (темы) | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники | 11 |
2 | Реальность и фантазия | 8 |
3 | О чем говорит искусство | 8 |
4 | Как говорит искусство | 7 |
| Итого: | 34ч. |
Использование резерва учебного времени
Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.
2. Основное содержание по темам:
Раздел 1. Чем и как работают художники (11 часов)
Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
№ раздела | Название раздела | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Чем и как работают художники | Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный образ. Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Организация рабочего места. Овладевать первичными навыками работы с бумагой. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Овладевать первичными навыками работы с пластилином. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. | Ставить новые учебные задачи; осуществлять анализ объектов с различными признаками; стремиться к координации действий и сотрудничеству планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; учитывать разные мнения. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре), высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
Раздел 2. Реальность и фантазия (8 часов)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
№ раздела | Название раздела | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
2 | Реальность и фантазия | Создавать роспись птиц. Рисование по памяти и представлению. Изображать (декоративно) птиц, Осваивать простые приемы работы с гуашью. Изображать фантастических животных. Работа с гуашью. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре), высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. |
Раздел 3. О чем говорит искусство (8 часов)
Изображение природы в различных состояниях. Художник изображает настроение. Изображение характера животных. Изображение характера человека. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения? Образ здания.
№ раздела | Название раздела | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
3 | О чем говорит искусство | Изображать характер домашних животных. Передавать характер клоунов. Изображение русских сказочных красавиц. Изображать (или лепить) сказочных героев в объеме. Пейзаж в разные времена года. Формирование первичных умений украшать предметы. Лепка Золушки и мачехи; Царевны-Лебедь, Бабарихи и т.д. Выражение характера. Создание образа и характера замка Снежной Королевы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям: изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. |
Раздел 4. Как говорит искусство (7 часов)
Теплые цвета. Холодные цвета. Что выражают теплые и холодные цвета? Тихие цвета. Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет – средства выразительности любой композиции.
№ раздела | Название раздела | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
4 | Как говорит искусство | Рисование сказочного пера, использование палитры цветов. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением весенней земли. Изображение весенних ручьев на фоне земли. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Создание изображения ритмично летящих птиц. Изображать цветочное поле с помощью пятен, с использованием оригами. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением парка аттракционов. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Пользоваться средствами выразительности языка, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы |
2.1. Перечень всех контрольных, практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности обучающихся:
Виды и формы контроля согласно локальному акту образовательного учреждения:
В первом полугодии 2 класса осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года ведётся индивидуальный и фронтальный контроль за усвоением учащимися программного материала.
Количество часов по четвертям:
Четверть | Всего часов по предмету |
1 четверть | 8 |
2 четверть | 8 |
3 четверть | 10 |
4 четверть | 6 |
Год | 32 |
Раздел: «КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ п/п | Название раздела программы, тема урока | Кол. часов | Домашнее задание | Дата |
Как и чем работают художник. 11ч |
1 | Художник рисует красками. Художник рисует мелками и тушью. | 1 | с.14-17 читать | 6.09 |
2 | С какими еще материалами работает художник? | 1 | с.18-19 читать | 13.09 |
3 | Гуашь. Как работать кистью? | 1 | с.20-23 читать | 20.09 |
4 | Три основных цвета – красный, синий, желтый. | 1 | с.24-27 читать | 27.09 |
5 | Волшебная белая. Волшебная черная. | 1 | с.28-31 читать | 4.10 |
6 | Волшебные серые. Серая краска может превратиться в цвет. | 1 | с.32-35 читать | 11.10 |
7 | Пастель и восковые мелки. | 1 | с.36-39 читать | 18.11 |
8 | Что может линия? | 1 | с.40-43 читать | 25.11 |
9 | Что может пластилин? Как работать с пластилином? | 1 | с.44-47 читать | 2 чет. 8.11 |
10 | Бумага, ножницы, клей. Что такое аппликация? | 1 | с.48-53 читать | 15.11 |
11 | Неожиданные материалы. | 1 | с.54-55 читать | 22.11 |
Реальность и фантазия. 8ч |
12 | Изображение и реальность. | 1 | с.58-61 читать | 29.11 |
13 | Изображение и фантазия. | 1 | с.62-65 читать | 6.12 |
14 | Украшение и реальность. | 1 | с.66-69 читать | 13.12 |
15 | Украшение и фантазия. | 1 | с.70-73 читать | 20.12 |
16 | Постройка и реальность. | 1 | с.74-75 читать | 27.12 |
17 | Постройка и фантазия. | 1 | с.76-77 читать | 3 чет. 10.01 |
18 | Конструируем природные формы. | 1 | с.78-81 поделка | 17.01 |
19 | Конструируем сказочный город. | 1 | 82-85 поделка | 24.01 |
О чём говорит искусство. 7ч |
20 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | с.88-91 читать | 31.01 |
21-22 | Художник изображает настроение. Изображения характера животных. | 1 | с.92-99 читать | 7.02 |
23 | Изображение характера человека. | 1 | с.100-105 читать | 14.02 |
24 | Женский образ. Мужской образ. | 1 | | 21.02 |
25 | Образ человека в скульптуре. | 1 | с.106-107 читать | 28.02 |
26 | О чем говорят украшения? Человек и его украшения. | 1 | с.108-117 читать | 14.03 |
27 | Образ здания. | 1 | с.118-121 читать | 21.03 |
Как говорит искусство. 6ч |
28 | Теплые и холодные цвета. | 1 | с.124-129 читать | 4 чет. 4.04 |
29 | Что выражают теплые и холодные цвета? | 1 | с.130-131 читать | 11.04 |
30 | Тихие цвета. | 1 | | 18.04 |
31 | Что такое ритм пятен? Ритм и движение пятен. | 1 | с.132-135 читать | 25.04 |
32-33 | Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. | 1 | с. 136-141 читать | 16.05 |
34 | Обобщающий урок | 1 | повторение | 23.05 |
| ИТОГО | 32ч | | |
11