СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по марийской литературе для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по марийской литературе для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«РП по марийской литературе для 5-9 классов»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

Администрация муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан‌

ООШ Ярминский филиал МБОУ СОШ им.В.Н.Горшкова с.Маядык


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Гайнутдинова А.У.

№1 от «29» 08.2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Зам.зав. филиалом по УЧ

________________________

Алексеева И.С.

от «31» 08. 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Камильянов А.В.

№106-од от «31» 08.2023 г.














Рабочая программа

по учебному предмету «Родная (марийская) литература»

для обучающихся 5-9 классов



Учитель: Алексеева Ирина Семеновна




















Ярмино, 2023



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной (марийской) литературе на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, положения о рабочих программах обновленных ФГОС ООО МБОУ СОШ им.В.Н.Горшкова с.Маядык.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (марийской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родной (марийской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение учебного предмета «Родная (марийская) литература» предполагает чтение и текстуальное изучение произведений марийской художественной литературы, литературы других народов Российской Федерации и зарубежной финно-угорской литературы, в которых поднимаются вопросы добра и зла, жестокости и сострадания, великодушия, милосердия, прекрасного в природе и человеческой жизни, говорится о роли и значении книги в жизни писателя и читателя.

В программу по родной (марийской) литературе вошли произведения марийской литературы, способствующие пониманию разных реалий и фактов жизни народа: культурных и исторических событий, традиций, обрядов, обычаев, религиозных представлений.

Программа по родной (марийской) литературе предусматривает наличие межпредметных связей с родным (марийским) языком, историей, литературой, с литературами народов Российской Федерации, финно-угорской зарубежной литературой.

В содержании программы по родной (марийской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество мари, дооктябрьская марийская литература, марийская литература советского периода, современная марийская литература, фольклор и литература народов России, зарубежная литература, теория марийской литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение родной (марийской) литературы направлено на достижение следующих целей:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении литературных произведений, формирование понимания роли родной (марийской) литературы в передаче историко-культурных, нравственных, национальных ценностей;

развитие умения и навыков анализа и интерпретации художественного текста, умения сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения одного или разных авторов, сравнивать образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приёмы, эпизоды, детали текста (с выявлением общего и различного и обобщением своих наблюдений);

формирование читательских умений и навыков на основе анализа художественных текстов, представлений о жанрах литературных произведений, умения создавать устные и письменные высказывания, содержащие суждения и оценки прочитанного.

Место учебного предмета в учебном плане

Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (марийской) литературы – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17 часов (0,5 часов в неделю).


Предмет


Классы /кол-во часов (в неделю/год)


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Родная (марийская) литература

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

Деятельность учителя с учетом программы воспитания:

  • привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизация познавательной деятельности обучающегося;

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию требований и просьб учителя;  побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально-значимой информации;

  • высказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей в контексте содержания учебного предмета ««Родной (марийский) язык»»;

  • привлечь внимание обучающихся к гуманитарным проблемам общества;

  • проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;











































Содержание учебного предмета, курса

Содержание обучения в 5 классе.

110.6.1. Введение.

Художественная литература как искусство слова. Автор, читатель и книга. Учебник литературы и работа с ним.

Статья из учебника «К читателям».

Беседа на тему «Писатели о роли книги».

110.6.2. Устное народное творчество мари.

Устное народное творчество – духовное богатство народа.

110.6.2.1. Малые жанры фольклора.

Калыкмут (Пословицы и поговорки). Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

110.6.2.2. Тушто (Загадки).

Отражение в загадках окружающей природы, хозяйственной, общественной и личной жизни человека. Тематика марийских загадок, их поэтичность, яркая образность, метафоричность и лаконичность.

110.6.2.3. Калык пале (Приметы).

Приметы как своеобразная система знаний народа о природе и её явлениях, их прикладное значение. Определение по приметам сроков сельскохозяйственных работ, урожайности полей и предугадывание погоды. Отражение в них законов природы.

110.6.2.4. Ойӧрӧ (Запреты).

Отражение в запретах общечеловеческих ценностей и особенностей национальной культуры и этнического мировоззрения, регулирование поведения человека в повседневной жизни, конкретной ситуации.

110.6.2.5. Марийские народные сказки.

Волшебная сказка «Ший пÿян Ший Пампалче» («Сереброзубая Пампалче»). Образ Пампалче. Поэтика волшебной сказки. Основная идея сказки. Противостояние добрых и злых сил. Выяснение концептов добра и зла. Язык сказки.

110.6.2.6. Литературная сказка.

Пет. Першут. «Кутко сӱан» («Муравьиная свадьба»). Темы дружбы, взаимопомощи, борьбы за счастье и способности народа защитить мирную жизнь. Идейно-художественный смысл сказки. Поэтика сказки-поэмы. Речь персонажей и отражение в тексте особенностей их характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Композиция, богатство и выразительность языка сказки-поэмы. Традиции А.С. Пушкина в творчестве Пет. Першута.

110.6.3. Дооктябрьская марийская литература.

110.6.3.1. С.Г. Чавайн – основоположник марийской литературы.

Жизнь и творчество (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Воспоминание «Поэт лӱмем кузе лекте» («Как я стал поэтом»). История и традиции родного народа в творчестве С.Г. Чавайна, опора на творчество русских классиков. Стихотворение «Ото» («Роща»). Выражение любви к родному народу, родной природе, священной роще, отражение автором своей мысли о прошлом, настоящем и светлом будущем своего народа. Призыв к сохранению наследия предков, их традиций. Содержание, композиция, образная система, романтический пафос и выразительный язык стихотворения.

110.6.3.2. Н.С. Мухин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Ото» («Роща»). Символический образ рощи. Взгляд поэта на природу глазами крестьянина-труженика. Художественно-изобразительные средства языка произведения. Сравнительный анализ одноименных стихотворений С.Г. Чавайна и Н.С. Мухина «Ото» («Роща»).

Стихотворения «Кайык-влак» («Птицы»), «Йолагай ден Пулагай» («Лодырь и неряха»). Нравственная основа произведений. Опора автора на традиции народного творчества.

110.6.3.3. Г. Микай – основоположник жанра басни в марийской литературе.

Основные темы и нравственная проблематика басен. Выражение духа и народной мудрости в баснях. Структурные элементы текста. Языковое своеобразие басен Г. Микая.

Басня «Маскаиге» («Медвежонок»). Основные темы и нравственная проблематика басен. Выражение духа и народной мудрости в баснях. Приёмы создания характеров и ситуаций. Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности людей через образы животных и насекомых.

Басня «Пормо» («Слепень»). Основные темы и нравственная проблематика басни. Аллегория как приём описания характера людей. Мораль басен как обобщённое выражение идеи произведения. Структурные элементы текста.

110.6.4. Марийская литература советского периода.

110.6.4.1. М. Шкетан. Жизнь и творчество (обзор).

Мир ребёнка в творчестве писателя. Рассказ «Мичун уке ачажат…» («У Мичу нет отца…»). Тематика и социальная проблематика рассказа. Быт и традиции народа, характеры персонажей, их нравственный облик. Образ сироты Мичу. Описание природы и его художественная функция.

110.6.4.2. Шабдар Осып. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Тӱшка вий дене» («Силой коллектива»). Единство человека и природы. Формирование детского коллектива в процессе трудовой деятельности на лоне природы, развитие нравственного, жизненного опыта детей, их жизненной позиции. Образ учителя Ивана Васильевича. Мастерство писателя в создании портретных и сравнительных характеристик детей. Обороты, словесные выражения, используемые автором при описании картины природы.

110.6.4.3. М. Казаков (Н.И. Казаков). Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Миша». Изображение в лирическом произведении чувства любви к Родине и готовности к её защите. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения (эпитеты, сравнения, прямое и переносное значение слов). Поэтика стихотворения.

110.6.4.4. И. Одар. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Таргылтыш» («Леший»). Фольклорные традиции, юмор в произведении. Образы детей. Отношение писателя к событиям и героям. Язык рассказа, картины природы и их функции.

110.6.4.5. Н.Ф. Ильяков.

Рассказ «Латик кролик» («Одиннадцать кроликов»). Морально-этические проблемы в рассказе. Взаимоотношения родителей с детьми. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Основная идея произведения. Использование приёмов и художественно-выразительных средств народного поэтического творчества. Образ главного героя – Вити.

110.6.4.6. К.И. Беляев.

Рассказ «Изи тумо» («Дубок»). Образ родной природы в рассказе. Отношение молодого поколения к природе. Образ героев рассказа. Символический образ дубка.

110.6.4.7. В.Х. Колумб. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Чодыра йомак» («Лесная сказка»). Обострённое чувство родства человека с природой, отношение к ней как к близкому, родному, живому феномену. Образ лирического героя. Мастерство поэта в использовании аллегории. Художественные особенности произведения.

110.6.4.8. А.Ф. Фёдоров.

Пейзажные зарисовки «Выле-выле» («Свиристель»), «Турий» («Жаворонок»), «Шÿшпык» («Соловей»). Малая родина, родная природа как выражение художественного восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Мастерство писателя в раскрытии красоты и особенностей родной природы.

110.6.4.9. Шадт Булат.

Стихотворение «Ший памаш» («Серебряный родник»). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. Родник как обобщающий символ силы и красота природы.

110.6.4.10. С.А. Вишневский.

Стихотворение «Марий Эл». Поэтика стихотворения. Патриотизм стихотворения. Любовь к своему родному краю, верность обычаям и традициям своего народа.

110.6.4.11. А.А. Александров-Арсак.

Стихотворение «Тау, авай» («Спасибо, мама»). Основная идея стихотворения, его нравственная основа. Образ матери. Уважение и благодарность лирического героя матери. Язык стихотворения.

110.6.5. Современная марийская литература.

110.6.5.1. З.М. Дудина.

Стихотворение «Авай дене пырля» («Вместе с мамой»). Образ матери-женщины. Мать – самый важный человек в жизни каждого человека. Великая сила матери, порождающая веру и любовь к жизни. Нравственная проблематика произведения. Язык произведения.

110.6.6. Фольклор и литература народов России.

110.6.6.1. Надежда Силпи.

Стихотворение «Шӱмбел Чуваш мландем» («Родной мой край»). Патриотизм стихотворения. Любовь к своему родному краю, верность обычаям и традициям своего народа. Изобразительно-выразительные средства стихотворения.

110.6.7. Теория литературы.

Художественная литература как искусство слова.

Устное народное творчество (фольклор). Жанры устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки. Герои сказок. Сюжет. Композиция и язык фольклорных произведений. Фантастический и реальный мир сказок. Литературная сказка. Автор. Повествователь. Малые жанры: пословицы и поговорки, загадки, приметы, запреты.

Басня. Сюжет. Аллегория. Мораль. Сравнения. Юмор и сатира.

Рассказ. Тема. Основная идея. Сюжет. Портрет. Художественная деталь. Характер героя. Пейзаж. Повествование. Описание.

Лирическое стихотворение. Рифма. Образ лирического героя. Олицетворение. Эпитет. Метафора. Проза и стихотворение.

Тема природы в современной марийской прозе.


Содержание обучения в 6 классе.

110.7.1. Введение.

Художественная литература – зеркало жизни.

110.7.2. Устное народное творчество.

110.7.2.1. Народная лирика.

Развитие песенной лирики в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Раскрытие чувств и переживаний, ощущений человека, его отношения к происходящим событиям. Многообразие содержания народной лирики. Особенности композиции и языка народной песни, её эстетическое значение. Песни мари, проживающих в разных регионах. Бытование. Собиратели и исполнители народных песен.

Народные песни «Ошвичынат келгыжым шинчалам ыле гын…», («Если бы знал глубину реки Белой…»), «Вӱдшӧ йога, серже кодеш» («Воды текут, берега остаются»), «Коремже келге, вӱдшат уке» (Глубок овраг, да нет воды»), «Эр кечыже лектеш» («Восходит утреннее солнце»). Отражение в песнях богатства души народа, его мировоззрения, социально-исторического и эстетического опыта, передача образа мыслей, глубины психологических переживаний и оттенков чувств.

110.7.2.2. Тоштыеҥ ой (Миф).

Отражение мировоззрения, мировосприятия народа, его отношения с природой. Повествование о возникновении мира и земли, появлении первого человека, происхождении народа мари, об основных законах развития природы и общества.

Миф «Кавасе ӱдыр – кӱтӱчӧ» («Дочь неба – пастушка»). Дочь неба и Марий - символ связи между небом и землей. Противостояние добра и зла. Юмо (Бог) - светлое, доброе, мягкое. Керемет – тёмное, злое, твердое. Особенности содержания и формы фольклорного произведения.

110.7.2.3. Легенде (Легенда).

Легенда «Илыше кӱ» («Живой камень»). Чумбылат – защитник родной земли и народа. Чумбылат как символ исполинской силы и мужества. Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Чумбылата.

110.7.2.4. Преданий (Предание).

Марийские предания как жанр несказочной прозы. Содержание в них богатых исторических сведений, освещение особенностей культуры, быта и нравов марийского народа в различные этапы его истории. Познавательная, информативная функция преданий.

«Акпарс нерген преданий» («Предание об Акпарсе»).

Предание об Акпарсе. Акпарс – мудрый и мужественный герой марийского народа.

110.7.2.5. Эпос – героическое повествование о прошлом.

Марийский национальный эпос, поэтическая энциклопедия духовной жизни и мифологического мышления марийского народа.

А.Я. Спиридонов, А.И. Мокеев «Югорно», 18-ше мур («Песнь о вещем пути», 18-я песнь). Содержание, стержень сюжета, художественные особенности произведения. Борьба добра против злой силы. Образ шелковых качелей как символ связи земли и неба. Композиция и художественные особенности произведения.

110.7.3. Марийская литература советского периода.

110.7.3.1. В.М. Иванов. Жизненный и творческий путь.

Произведения писателя для детей. Повесть «Вӱдшӧ келге, серже тура» («Река глубока, берега круты»). Изображение быта и жизни марийской деревни в военные годы. Реальность военного детства. Дружеская атмосфера, взаимопомощь и выручка представителей разных национальностей. Вклад взрослых и детей в общую победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Образы детей. Мастерство писателя в изображении дружбы и проявления душевного богатства между представителями разных национальностей.

110.7.3.2. Г.И. Матюков (Г. Матюковский). Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Петю» («Петя»). Произведение о героизме, патриотизме, самоотверженности. Петя – патриот своего народа. Композиция и художественные особенности произведения.

110.7.3.3. Н. Лекайн (Н.С. Еремеев). Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Шӧртньӧ падыраш» («Золотая крошка»). Патриотический подвиг детей в годы великих испытаний для народа. Взаимоотношения героев, взаимопомощь, взаимовыручка. Мастерство писателя в изображении быта и жизни марийской деревни и дружбы детей народов разных национальностей в годы Великой Отечественной войны. Романтический пафос произведения. Роль пейзажа в повести.

110.7.3.4. С.В. Николаев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Ик пушеҥге ок ыште пÿртÿсым» («Одинокое дерево не создаёт природу»). Нравственная основа и дух патриотизма. Место человека в жизни, его отношение к природе и окружающим.

Стихотворение «Кугешна лÿмжö дене марий» («Гордится именем своим мари»). Выражение в стихотворении чувства гордости за свой народ, его делами, культурой, историей. Особенности композиции и языка стихотворения.

110.7.3.5. А. Мичурин-Азмекей (А.С. Ятманов). Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Керем оҥго» («Веревочная петля»). Проблемы любви и бережного отношения к родному краю и природе. Образ деда Мирона.

110.7.3.6. В.Ф. Сапаев. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Мом каласет, Миля?» («Что скажешь, Миля?»). Идейное содержание и художественная форма произведения. Полезный труд подрастающего поколения, поиск жизненной истины, стремление жить в дружбе и взаимопомощи. Полезный труд подрастающего поколения, поиск жизненной истины, стремление жить в дружбе и взаимопомощи. Образы Мили, Толи и Юры. Особенности языка произведения. Роль пейзажа в повести.

110.7.3.7. И. Горный. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мый ӱдем» («Я сею»). Идейное содержание стихотворения. Размышления поэта о проблеме значимости труда в жизни человека через концепт «сеять». Художественно-изобразительные средства произведения.

110.7.4. Современная марийская литература.

110.7.4.1. А.П. Иванова. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Ойлат, каяш гын мланде тÿрыш…» («Говорят, если пойти на край света…»). Восхищение лирического героя сказочной красотой родного края, испытание гордости теплым и уютным родительским домом. Выражение основной идеи: каждому человеку родимые места – райский уголок. Художественные особенности произведения.

110.7.4.2. Г.Л. Сабанцев-Ояр. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Шочмо пыжаш» («Родное гнездо»). Размышления поэта о своей малой родине. Родная деревня – родное гнездо как источник душевного покоя и творческого вдохновения. Художественные особенности произведения.

110.7.5. Фольклор и литература народов России.

110.7.5.1. Карело-финский эпос «Калевала» (отрывок из 1-го руна) (перевод А. Ивановой). Обобщённый образ героев народного эпоса, их национальные черты. Волшебные свойства как отличительные признаки героев эпоса.

110.7.5.2. Мустай Карим. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Куэ лышташ нерген» («О берёзовом листе»). Интернациональный и патриотический дух стихотворения. Раскрытие общечеловеческих ценностей в национальном.

110.7.6. Теория литературы.

Устное народное творчество (фольклор): народные песни, героический эпос. Литература и мифология. Литература и фольклор. Особенности композиции и языка фольклорных произведений.

Литературный герой. Персонаж. Главные и второстепенные персонажи. Автор-повествователь. Сюжет и композиция произведения. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Заглавие произведения. Тематика и проблематика. Пафос.

Эпика. Эпические жанры: рассказ, повесть, роман.

Лиро-эпика. Лиро-эпические жанры: басня, поэма.

Лирика. Лирические жанры: стихотворение, ода, элегия. Структура стихотворения. Рифма. Строфа.

Выразительные средства: эпитет, метафора, олицетворение, сравнения, гипербола, литота, антитеза, иносказание.

Изображение жизни народа и исторических событий в художественной литературе.

Содержание обучения в 7 классе.

110.8.1. Введение.

Читатель – герой – автор. Значение литературы в жизни человека.

110.8.2. Марийская литература советского периода.

110.8.2.1. Я. Элексейн (Я.А. Алексеев). Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Öрмöк» («Эрмек»). Жизнь и быт, традиции марийского народа в историческом прошлом. Нравственная основа произведения. Мастерство писателя в создании образов, своеобразие языка произведения.

110.8.2.2. К.К. Васин. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Юкей Егоров». Историческая правда и художественный вымысел в рассказе. Борьба марийского народа совместно с другими народами против социального гнета. Жизненная и нравственная позиция героев рассказа, их трагическая судьба. Юкей Егоров – борец за освобождение родного народа от социального и национального гнета. Роль пейзажа в произведении. Композиция, пафос, язык рассказа.

110.8.2.3. В. Юксерн (В.С. Столяров). Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Вÿдшö йога – серже кодеш» («Воды текут – берега остаются»). Повесть о детских и юношеских годах славного сына марийского народа академика В.П. Мосолова. Реальность и художественный вымысел в произведении. Особенности языка произведения.

110.8.2.4. В. Сузы. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Вакш йоҥышта» («Мельница мелет»). История создания произведения. Тема и идея произведения. Добро и зло. Осмысление сущности человеческой жизни. Образы Павла, Микиты, Хоти. Причина схватки между Павлом и Микитой.

110.8.2.5. Олык Ипай (И.С. Степанов). Жизнь и творчество (обзор).

Жизнеутверждающее начало в лирике Олыка Ипая. Природа как воплощение прекрасного. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Олыка Ипая.

Стихотворение «Шыже кечын» («В осенний день»). Выражение в стихотворении радостного состояния души лирического героя в процессе строительства новой жизни, прославление родного трудового народа. Готовность лирического героя к защите Родины. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

«Поэт» (триолет). Испытание поэтом гордости С. Г. Чавайном – талантливым сыном марийского народа, основоположником марийской художественной литературы. Раскрытие проблемы оставаться верным сыном своему народу. Оптимизм и чувство гордости.

Олык Ипай – поэт новатор.

110.8.2.6. Йыван Кырля – поэт и киноартист. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Шочмо кече» («День рождения»). Отношение лирического героя к новой жизни. Нравственная основа стихотворения, лиризм, художественно-изобразительные средства стихотворения.

Стихотворение «Муралтем мый йывыртен» («Я от радости пою»). Вера и надежда лирического героя на светлое будущее. Оптимистический дух стихотворения. Выразительность, простота и гибкость языка произведения. Опора автора на традиции народной песни.

110.8.2.7. А. Бик. (А.И. Бикмурзин) Жизнь и творчество (обзор).

«Сонет-влак» («Сонеты»). Размышления автора о нравственных критериях бытия, верности и дружбе, любви к родной марийской земле. Сонет как форма лирической поэзии. Романтический пафос произведений.

110.8.2.8. М. Шкетан.

Юмористические рассказы. Рассказ «Ече» («Лыжи»). Тематика и проблематика рассказа, основные идеи, художественно-изобразительные средства рассказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Рассказ «Парашют». Тематика и проблематика рассказа, основные идеи, изобразительно-изобразительные средства рассказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Традиции А. П. Чехова в творчестве М. Шкетана.

110.8.2.9. Ю.М. Артамонов. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Киндет перкан лийже» («Весомый каравай»). Идейное содержание повести. Размышления автора о нравственно-философских проблемах современности, личной ответственности и сопричастности человека ко всему происходящему в жизни. Символический образ хлеба. Родимый дом как символ преемственности поколений, нерушимости доброй памяти народа.

110.8.2.10. В.Х. Колумб.

Стихотворение «Шочмо йылме» («Родной язык»). Роль родного языка в жизни человека и общества. Язык стихотворения.

Поэма «Мыйын корнем» («Моя дорога»). Автобиографический характер произведения. Лирический герой как форма выражения авторского сознания. Стремление лирического героя быть полезным родному народу. Поэтика произведения.

110.8.2.11. В.М. Регеж-Горохов – артист, поэт, писатель, драматург. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Элнет» («Илеть»). Любовь к своей малой родине и окружающей природе, верность обычаям и традициям своего народа. Илеть - обобщающий символ Марийского края. Побуждение к размышлению о значимости родного края для каждого человека. Язык стихотворения.

110.8.3. Современная марийская литература.

110.8.3.1. В.А. Абукаев-Эмгак. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Кинде шултыш» («Ломоть хлеба»). Образ главного героя рассказа, его отношение к матери, сострадание и стойкость в тяжелые моменты жизни. Осознание живительной силы хлеба. Нравственная проблематика рассказа. Глубина произведения, его жанровые особенности.

110.8.4. Зарубежная литература.

110.8.4.1. Леена Лаулаяйнен – финская поэтесса. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Чачавий». Идейно-тематическое содержание произведения. Выражение народной мысли о необходимости достойно держать свою честь. Отражение марийских народных поэтических мотивов в стихотворении, его художественные особенности и песенная судьба.

110.8.5. Теория литературы.

Литературный род и жанр (углубление понятий). Эпика (рассказ, повесть, роман), лиро-эпика (поэма, басня, баллада) и лирика.

Архаизм, портрет, пейзаж.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Внутренний монолог как приём раскрытия внутреннего переживания персонажа.

Реальность и художественный вымысел в литературе.

Углубление знаний о форме и содержании произведения: тема, идея, проблема, пафос, сюжет и его элементы, композиция. Конфликт. Пейзаж. Портрет. Художественная деталь.

Автор-повествователь, герой-повествователь. Позиция автора. Лирический герой и приёмы создания его образа.

Трагическое и комическое в художественном произведении. Юмор и сатира. Эзопов язык.

Язык художественного произведения (углубление понятия). Диалог и монолог. Речь литературного героя.

Средства художественной выразительности. Ассонанс, аллитерация. Проза и поэзия. Основы стихосложения: размер, ритм, стопа, рифма, строфа.



Содержание обучения в 8 классе.

110.9.1. Введение.

Изображение жизни в искусстве через образы. Художественный образ. Литература – искусство слова.

110.9.2. Дооктябрьская марийская литература.

110.9.2.1. С.Г. Чавайн. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Шылше» («Беглец»). Фольклорные традиции и глубокий реализм в произведении. Поэтика рассказа. Образ мужика-бунтаря, осмелившегося восстать против мира угнетателей. Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов.

110.9.3. Марийская литература советского периода.

110.9.3.1. С.Г. Чавайн. Драма «Акпатыр».

Драма «Акпатыр» как социально-историческая драма. Образ главного героя Акпатыра. Система образов драмы. Фольклорные традиции и глубокий реализм произведения. Конфликт пьесы, основные образы, особенности композиции. Влияние в сюжете драмы лучших традиций русской литературы («Разгром» А.А. Фадеева и «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского).

110.9.3.2. В. Сави. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Муро орлаҥге» («Букет песен»). Неразрывная связь человека с родной природой. Волшебная сила песни. Поэтика и аллегорический характер рассказа.

110.9.3.3. Н.В. Игнатьев. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Комсомол ӱдыр» («Дочь комсомола»). Построение произведения на основе реальных исторических событий, происходивших в марийской деревне в годы гражданской войны. Образы Огапти и Анфисы Мироновых, их трагическая судьба, героический характер, жизненные позиции. Нравственная основа произведения.

110.9.3.4. Дим. Орай. Жизнь и творчество (обзор).

Документально-художественная повесть «Чолга шӱдыр» («Немеркнущая звезда»). Истоки формирования характера Сергея Суворова, его героизм и готовность к подвигу. Система образов. Обобщающий образ матери. Особенности жанра повести и композиции. Изобразительно-изобразительные средства произведения.

110.9.3.5. Н. Лекайн. (Н.С. Еремеев).

Очерк «Шоҥго мичуринец» («Старый мичуринец»). Тема, идея, сюжет произведения. Образ главного героя. Художественное своеобразие произведения.

110.9.3.6. М. Казаков. (Н.И. Казаков).

«Онар» («Богатырь»). Гордость марийского народа за своего легендарного богатыря. Изображение через символический образ Онара бескорыстного служения Родине и народу, мужества и справедливости, чувства собственного достоинства.

Стихотворение «Лесникын мутшо» («Слово лесника»). Взаимосвязь человека и природы. Поэтический рассказ. Художественные особенности произведения.

110.9.3.7. М. Рыбаков. (Н.Ф. Рыбаков) Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Ачамын йӧратыме мурыжо» («Любимая песня отца»). Послевоенная жизнь марийского народа. Песня как символ, объединяющий поколения отцов и детей, народы разных стран. Образ Виктора Эманова. Песня как символ, объединяющая народы в борьбе против фашизма.

110.9.3.8. Осмин Йыван. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Марий Эл» («Марийский край»). Изображение богатства и красоты родного края, воспевание братской дружбы народов. Художественная особенность произведения, его романтический пафос.

Поэма «Уна» («Гостья»): идейно-тематическое содержание. Обобщённый образ марийской женщины-труженицы: особенности мировосприятия, чувства и переживания, осознание себя соучастницей больших изменений, происходящих в стране, следование народным традициям. Образ Уная. Лиризм и особенности языка поэмы.

110.9.4. Современная марийская литература.

110.9.4.1. Г.В. Алексеев. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Пӧрт» («Дом»). Размышления писателя о родном крае, деревне, доме, испытание чувства гордости малой родиной. Мастерство писателя в создании символического образа родимого дома.

Рассказ «Шочмо мландын шокшыжо» («Тепло родной земли»). Идейное содержание, особенности композиции рассказа. Своеобразие языка.

110.9.4.2. А.Т. Тимиркаев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Тукым кыл» («Связь поколений»). Нравственная проблематика произведения. Размышления поэта о проблемах сохранения мира, верности своему нарду, его традициям. Связь поколений как основа жизни. Художественно-изобразительные средства произведения.

110.9.4.3. В.М. Изилянова. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мый тышан шочынам» («Я здесь родилась»). Образ родного края в поэзии. Философские мотивы и нравственная основа произведения. Особенности композиции и языка стихотворения.

110.9.4.4. М.И. Кудряшов. Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Тулык окна-влак» («Окна-сироты»). Авторский взгляд на проблему воссоздания мира бездомных детей, специфические художественные приёмы, используемые им при изображении мира детей-сирот. Особенности композиции и языка произведения.

110.9.4.5. В.А. Петухов. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Эре поро лийже» («Пусть всегда будет добро»). Размышления поэта о доброте как об основе жизни и реализация этой идеи через художественное слово. Художественные особенности стихотворения.

110.9.5. Фольклор и литература народов России.

110.9.5.1. Роберт Миннуллин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пошкудын ак – Юмын ак» («Слово соседа – божье слово»). Воспевание автором тесной дружбы между соседними народами – марийцами и татарами, взаимообогащения их культур и традиций.

110.9.6. Теория литературы.

Литература – искусство слова.

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Основной и второстепенный персонаж. Вечные темы в литературе. Реальность и авторский вымысел в художественной литературе. Форма и содержание художественного произведения: тема, идея, пафос, проблема; сюжет и композиция. Развитие действия. Конфликт. Пейзаж. Портрет. Художественная деталь.

Автор-повествователь, герой-повествователь. Позиция автора. Заглавие произведения. Эпиграф.

Эпические жанры: рассказ, новелла, очерк, эссе, повесть, роман. Лиро-эпические жанры: поэма, баллада, басня. Лирические жанры: стихотворение, ода, элегия. Драма как литературный род. Жанры драмы: комедия, драма, трагедия. Диалог и монолог. Реплика. Ремарка. Символ.

Основные литературные направления: романтизм, реализм. Романтический герой.

Прототип в литературном произведении. Литературный герой и персонажи.

Традиции и новаторство в литературе.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: Размер стихотворения. Ритм, рифма, строфа (углубление понятий).

Национальное своеобразие марийской литературы и её единство с литературами других народов.


Содержание обучения в 9 классе.

110.10.1. Введение.

Марийская художественная литература и её роль в духовной жизни читателя.

110.10.2. Марийская литература советского периода.

110.10.2.1. Я. Ялкайн. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Андрий Толкын». Общая характеристика повести. Система образов. Традиции, быт и характер изображённых в произведении героев. Пробуждение патриархальной жизни под влиянием революционных событий, проникновение дыхания нового времени в марийскую деревню. Образ Андрия. Размышления автора о назначении человеческой жизни. Автобиографический характер произведения. Зарождение и становление трилогии в марийской литературе.

110.10.2.2. К.М. Коршунов. Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Аксар ден Юлавий» («Аксар и Юлавий»). Проблематика и конфликт. Историческая и нравственная основа драмы. Борьба марийского народа в историческом прошлом за национальную и социальную независимость. Образы Ялантая, Аксара, Юлавия и Курая. Художественный мир драмы. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом. Особенности композиции драмы.

110.10.2.3. Н.Ф. Ильяков. Жизнь и творчество (обзор).

Роман в стихах «Опак Микита». Содержание и тема произведения. Отображение жизни народа на переломных этапах его развития. Образ главного героя Микиты, простого человека, труженика, защитника Отечества. Поэтический образ марийской женщины Праско. Композиция и художественное своеобразие произведения. Антитеза. Приём контраста. Мастерство поэта в использовании приёмов и художественно-выразительных средств народного поэтического творчества. Система образов романа. Образы Микиты и Праско. Художественный мир романа. Композиция и художественное своеобразие произведения. Приём антитезы в произведении. Приём контраста. Мастерство поэта в использовании приёмов и изобразительно-выразительных средств народного поэтического творчества. Идейное содержание рассказа. Время и события, нравственные проблемы в произведении. Суть конфликта. Характер главного героя, его жизненная позиция. Гражданская позиция автора. Мастерство писателя в раскрытии нравственных проблем, особенностей жизни людей.

«Онтон Йыван» («Онтон Иван»). Время и события, нравственные проблемы в произведении. Суть конфликта. Характер главного героя, его жизненная позиция. Гражданская позиция автора. Мастерство писателя в раскрытии нравственных проблем, особенностей жизни людей.

110.10.2.4. С.А. Вишневский. Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Пиал» («Счастье»). Тема войны и мира в произведении. Смысл названия. Философские мотивы в поэме: размышления лирического героя о гуманизме современной эпохи, исторической значимости простого человека-труженика и бойца Поэтика произведения. Жанровое и композиционное своеобразие произведения: синтез лирики и эпоса, отсутствие сквозной фабулы, лирические и публицистические отступления, связанных между собой единством идей и образных мыслей. Роль лирических отступлений и изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейного содержания произведения.

110.10.3. Современная марийская литература.

Современная марийская литература (обзор).

110.10.3.1. Ю.И. Рязанцев.

Баллада «Ава шӱм» («Сердце матери»). Особенности художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения. Черты фольклорной традиции в балладе. Художественные функции фольклорного мотива, образа, поэтических средств.

110.10.3.2. М.К. Илибаева. Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Орина кова» («Бабушка Арина»). Проблемы взаимоотношения родителей и детей, старшего и молодого поколения. Главная героиня повести, её нравственный мир как средоточие народного духа. Реализация концептов добра и зла. Драматический и трагический пафос произведения, глубокий психологизм. Мастерство писателя в использовании фольклорного и этнографического материала. Образ бабушки Арины. Реализация концептов добра и зла.

110.10.3.3. С.Н. Эсаулова (Танерова). Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Чодыра» («Лес»). Марийский лес как обобщающий образ родной земли. Выражение любви, уважительного и бережного отношения к родному краю и родной природе. Поэтика стихотворения.

110.10.3.4. А.А. Васильев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мый йол ÿмбалне пеҥгыдын шогем» («Я крепко стою на ногах»). Размышления поэта о современной жизни, добре и зле, о любви к родной земле и народу, призыв беречь природу и приумножать народную традицию, культуру. Художественные особенности произведения.

110.10.4. Зарубежная литература.

110.10.4.1. Арво Валтон.

Стихотворение «Тиде ик илышетлан мо тыланет кÿлеш» («Что тебе нужно для твоей единственной жизни»). Философские размышления автора о месте и предназначении человека, поиск ответов на вечно волнующие вопросы. Особенности композиции стихотворения.

110.10.5. Теория литературы.

Художественный образ (углубление). Персонаж. Лирический герой. Литературный герой. Прототип. Главные и второстепенные персонажи. Вечные темы в литературе.

Реальность и авторский вымысел в художественной литературе.

Содержание и форма литературного произведения: тема, идея, пафос, проблема; сюжет и композиция. Развитие действия. Конфликт. Пейзаж. Портрет. Художественная деталь.

Автор-повествователь, герой-повествователь. Позиция автора. Биография, автобиография, автобиографическое произведение. Заглавие произведения. Эпиграф.

Литературный род и жанры. Эпические жанры. Лиро-эпические и лирический жанры. Роман в стихах. Драматические жанры.

Основные литературные направления: романтизм, реализм (обобщение). Романтический герой.

Традиции и новаторство в литературе.

Язык литературного произведения. Диалог и монолог. Реплика. Ремарка. Язык повествователя и героев литературного произведения.

Выразительные средства языка литературного произведения. Символ.

Проза и поэзия. Основы стихосложения.











































Планируемые результаты освоения программы по родной (марийской) литературе на уровне основного общего образования.

В результате изучения родной (марийской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (марийской) литературы;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (марийского) языка и родной (марийской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений марийской литературы, а также русской литературы и литературы народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в марийской литературе;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

110.11.2. В результате изучения родной (марийской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.

110.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

110.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

110.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

110.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

110.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

110.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

110.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (марийской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы на уроке родной (марийской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

110.11.3. Предметные результаты изучения родной (марийской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

осмысленно воспринимать художественные тексты разных жанров, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, понимать значение фольклора как основы марийской литературы, отличать прозаические тексты от поэтических;

определять жанровые признаки малых фольклорных жанров (загадка, пословица, поговорка, приметы, запреты);

выделять жанровые особенности и производить сопоставительный анализ народных и литературных сказок;

выявлять в сказках разных видов художественные образы (человека, природы, животного, предмета);

определять авторское отношение к героям произведений;

находить общее и специфическое в устном народном творчестве и литературном развитии мари и других народов России;

устно и письменно отвечать на вопросы по учебнику;

определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);

пересказывать содержание художественного текста (подробно, сжато, выборочно, по плану, с оценкой событий и персонажей);

характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с использованием текста;

составлять простой план художественного произведения, план ответа на проблемный вопрос (устно и письменно);

иллюстрировать стихотворения разных авторов;

давать развёрнутый письменный ответ на вопрос (объёмом не менее 20-30 слов), показывающий знание и понимание литературного произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

выделять в тексте незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы.

110.11.4. Предметные результаты изучения родной (марийской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

давать сравнительную характеристику персонажам фольклорных и художественных произведений, выявлять и анализировать концепты «добра» и «зла», «смелости» и «трусости», «прекрасного» и «уродливого»;

выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы;

выявлять тему, идею и пафос произведения, определять его жанровое своеобразие;

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка (сравнения, эпитеты, повторы, гипербола, литота) и цитат из текста;

формулировать вопросы и ответы на них, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

составлять словарный (лингвистический) и историко-культурные комментарии к произведениям;

характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей;

различать образ рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении;

различать образы лирического героя и автора в лирике;

составлять партитуры стихотворений;

пересказывать художественный текст, используя разные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);

сопоставлять персонажей одного или нескольких произведений по сходству и контрасту;

сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения родной литературы с произведениями литературы других народов;

находить общее и различное в мифологических представлениях марийского и карело-финского народов;

составлять простой план художественного произведения, в том числе цитатный;

писать сочинение по личным впечатлениям, по картине и по предложенной тематике, изложение с элементами сочинения;

использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения;

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка произведений, определять их художественную функцию.

110.11.5. Предметные результаты изучения родной (марийской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

составлять простой и сложный планы художественного произведения (или его фрагмента), пересказывать художественный текст по плану;

составлять тезисы к статье;

определять соотношение реального и вымышленного в художественном произведении;

выяснять идейно-художественную роль сюжетных элементов;

выявлять в художественном тексте портретную характеристику персонажей, описание природы, выразительные средства языка, тропы и определять их функции;

давать оценку событиям и поступкам литературных героев;

представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии;

определять род (эпика, лиро-эпика, лирика), жанр, тематику и проблематику литературного произведения;

высказывать собственное мнение по содержанию самостоятельно прочитанных художественных произведений, произведений изобразительного искусства, давать оценку событиям и поступкам литературных героев;

писать творческие работы (сочинение по предложенной литературной тематике и изложение с элементами сочинения);

использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика);

различать образы лирического героя и автора;

объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе (на примере изученных произведений).

110.11.6. Предметные результаты изучения родной (марийской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

осмысленно и выразительно читать произведения и их фрагменты с учётом лексико-синтаксических и стилевых особенностей текста;

сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения одного или разных авторов, сравнивать образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приёмы, эпизоды, детали текста (с выявлением общего и различного и обобщением своих наблюдений);

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории;

характеризовать особенности строения сюжета и композиции, определять стадии развития действия в художественных произведениях;

выявлять языковые особенности произведения, находить художественные средства, определять их роль в литературном произведении;

определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, характеризовать в произведениях конфликт (внешний и внутренний);

выявлять черты фольклорной традиции в драме, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств;

составлять партитурную разметку текста стихотворений и выразительно читать с соблюдением логических ударений, пауз, поэтических интонаций;

высказывать собственное мнение по содержанию самостоятельно прочитанных художественных произведений, произведений изобразительного искусства, давать оценку событиям и поступкам литературных героев;

давать оценку литературным произведениям с точки зрения их духовно-нравственной, культурной ценности;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

писать творческие работы (изложение с элементами сочинения, сочинения).

110.11.7. Предметные результаты изучения родной (марийской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

проводить выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя, выявлять особенности языка и стиля писателя;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;

характеризовать особенности строения сюжета и композиции, конфликта;

выделять этапы развития сюжета, определять художественные функции внесюжетных элементов композиции романа;

выявлять признаки литературной традиции в романе в стихах, поэтического новаторства, проявившегося на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы);

выявлять черты фольклорной традиции в балладе, определять в ней художественные функции фольклорного мотива, образа, поэтических средств;

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

выделять в художественных текстах перекликающиеся элементы и обнаруживать связи между марийской, русской и зарубежной финно-угорской литературой, а также связи разных литературных эпох и направлений;

соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, выделять основные этапы развития марийской литературы;

выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника);

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

писать творческие работы (изложение с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, доклады);

выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно выбранную тему.














































  1. Тематическое планирование

5 класс (1 час*34 недели=34 часа)

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение.

1


Раздел 2. Устное народное творчество


2.1

Малые жанры фольклора

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.2

Загадки

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.3

Приметы

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.4

Запреты

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.5

Марийские народные сказки

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.6

Литературная сказка

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 3. Дооктябрьская марийская литература

5

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 4. Марийская литература советского периода

18

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 5. Современная марийская литература

2

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 6. Фольклор и литература народов России

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 7. Теория литературы

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Итого

34



6 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение.

1


Раздел 2. Устное народное творчество



2.1

Народная лирика

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.2

Миф

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.3

Легенда

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.4

Предание

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

2.5

Эпос

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 3. Марийская литература советского народа

20

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 4. Современная марийская литература

4

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 5. Фольклор и литература народов России

2

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 6. Теория литературы

2

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык


Итого

34



7 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли-чество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение.

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 2. Марийская литература советского народа

28

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 3. Современная марийская литература

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 4. Зарубежная литература

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 5. Теория литературы

3

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык


Итого

34



8 класс (1 час*34 недели=34 часа)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли-чество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение.

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 2. Дооктябрьская марийская литература

2

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 3. Марийская литература советского народа

23

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 4. Современная марийская литература

5

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 5. Фольклор и литература народов России

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 6. Теория литературы

2

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык


Итого

34




9 класс (0,5 часов*17 недель =17 часов)


п/п

Наименование разделов и тем программы

Коли-чество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Введение.

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 2. Марийская литература советского народа

10

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 3. Современная марийская литература

4

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 4. Зарубежная литература

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

Раздел 5. Теория литературы

1

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык


Итого

17
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌Учебные пособия:

  • Л.А.Сергеева, Л.В.Максимова, Н.Д.Ильина. Марийский литература. 5 класс, Йошкар-Ола

  • Л.А.Сергеева, Л.В.Максимова, О.Н.Сергеева. Марийский литература. 6 класс, Йошкар-Ола

  • П.А.Апакаев, А.Т.Тимиркаев. Марийский литература. 7 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский литература. 8 класс, Йошкар-Ола

  • П.А.Апакаев, Г.Н.Бояринова. Марийский литература. 9 класс, Йошкар-Ола

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​Учебные пособия:

  • Л.А.Сергеева, Л.В.Максимова, Н.Д.Ильина. Марийский литература. 5 класс, Йошкар-Ола

  • Л.А.Сергеева, Л.В.Максимова, О.Н.Сергеева. Марийский литература. 6 класс, Йошкар-Ола

  • П.А.Апакаев, А.Т.Тимиркаев. Марийский литература. 7 класс, Йошкар-Ола

  • В.В.Кузнецов, Н.В.Кузнецова. Марийский литература. 8 класс, Йошкар-Ола

  • П.А.Апакаев, Г.Н.Бояринова. Марийский литература. 9 класс, Йошкар-Ола

  • И. Александрова. Тесты по марийской литературе для 5-9 классов, Бирск


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌https://resh.edu.ru
https://urok.1sept.ru
https://infourok.ru
https://videouroki.net

http://edu.mari.ru

http://edu.gov.ru

http://lesson.academy-content.myscool.edu.ru

http://wiki.fu-lab.ru/index.php/Марий_интернет

https://mari-lab.ru/index.php/Mari-Lab

https://mhr.wikipedia.org/wiki/Тӱҥ_лаштык

https://marlamuter.com/ru/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!