ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 368 «Лосиный остров»
РАССМОТРЕНА на заседании МО _______________ Протокол № ___ от «…...» …………….2020 г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________Н.Г.Викторова от «…...» …………….2020 г. | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________О.С. Антипова Приказ №___ от «…...» ………….2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 классов Количество часов за год - 68 часов Количество часов в неделю - 2 часа Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалева И.Ю., Королева М.П. |
I. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса по окружающему миру:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса по окружающему миру:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты освоения курса по окружающему миру:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
II. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру
Обучающиеся должны знать:
Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
Животные дикие и домашние.
Насекомые, рыбы, птицы, звери.
Основные признаки времён года.
Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
Наиболее распространённые профессии.
Строение тела человека. Правила личной гигиены.
Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми. Имена, отчества родителей.
Культура поведения в общественных местах.
Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
Названия нескольких стран мира
Обучающиеся должны уметь:
Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
Различать группы растений и животных.
Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
Выполнять правила поведения в природе.
Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
Выполнять правила поведения в общественных местах.
Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.
III. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала |
1 | Как устроен мир (7 ч). | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека. Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц |
2 | Эта удивительная природа (20 ч). | Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя. |
3 | Мы и наше здоровье (10 ч). | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы,витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса. |
4 | Наша безопасность (7 ч). | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. |
5 | Чему учит экономика (11 ч). | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами. |
6 | Путешествия по городам и странам (13 ч). | Города Золотого кольца России — слава гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов. |
Всего: 68 часов. |
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Количество часов | КЭС |
| Раздел 1. «Как устроен мир». | 7 | |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | |
2 | Человек. | 1 | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | |
4 | Общество. | 1 | |
5 | Что такое экология | 1 | |
6 | Природа в опасности! | 1 | |
7 | Проверочная работа №1 по разделу «Как устроен мир». | 1 | |
| Раздел 2. «Эта удивительная природа». | 20 | |
1 | Тела, вещества, частицы. | 1 | |
2 | Разнообразие веществ. | 1 | |
3 | Воздух и его охрана. | 1 | |
4 | Вода. | 1 | |
5 | Превращения и круговорот воды. | 1 | |
6 | Берегите воду! | 1 | |
7 | Что такое почва. | 1 | |
8 | Разнообразие растений. | 1 | |
9 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
10 | Размножение и развитие растений. | 1 | |
11 | Охрана растений. Тест по теме «Разнообразие растений». | 1 | |
12 | Разнообразие животных. | 1 | |
13 | Кто что ест. | 1 | |
14 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | |
15 | Размножение и развитие животных. | 1 | |
16 | Охрана животных. Тест по теме «Разнообразие животных». | 1 | |
17 | В царстве грибов. | 1 | |
18 | Великий круговорот жизни. | 1 | |
19 | Проект «Разнообразие животных родного края». | 1 | |
20 | Проверочная работа № 2 по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | |
| Раздел 3. «Мы и наше здоровье». | 10 | |
1 | Организм человека. | 1 | |
2 | Органы чувств. | 1 | |
3 | Надежная защита организма. | 1 | |
4 | Опора тела и движение. | 1 | |
5 | Наше питание. | 1 | |
6 | Проект «Школа кулинаров». | 1 | |
7 | Дыхание и кровообращение. | 1 | |
8 | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
9 | Здоровый образ жизни. | 1 | |
10 | Проверочная работа № 3 по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | |
| Раздел 4. «Наша безопасность». | 7 | |
1 | Огонь, вода и газ. | 1 | |
2 | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
3 | Дорожные знаки. | 1 | |
4 | Опасные места. | 1 | |
5 | Природа и наша безопасность. | 1 | |
6 | Экологическая безопасность. | 1 | |
7 | Проверочная работа № 4 по разделу «Наша безопасность». | 1 | |
| Раздел 5. «Чему учит экономика». | 11 | |
1 | Для чего нужна экономика. | 1 | |
2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | |
3 | Полезные ископаемые. | 1 | |
4 | Растениеводство. | 1 | |
5 | Животноводство. | 1 | |
6 | Какая бывает промышленность. | 1 | |
7 | Проект «Экономика родного края». | 1 | |
8 | Что такое деньги. | 1 | |
9 | Государственный бюджет. | 1 | |
10 | Семейный бюджет. | 1 | |
11 | Проверочная работа №5 по разделу «Чему учит экономика». | 1 | |
| Раздел 6. «Путешествия по городам и странам». | 13 | |
1 | Золотое кольцо России. | 1 | |
2 | Золотое кольцо России. | 1 | |
3 | Золотое кольцо России. | 1 | |
4 | Проект «Музей путешествий» | 1 | |
5 | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
6 | На севере Европы. | 1 | |
7 | Что такое Бенилюкс. | 1 | |
8 | В центре Европы. | 1 | |
9 | По Франции и Великобритании (Франция). | 1 | |
10 | По Франции и Великобритании (Великобритания). | 1 | |
11 | На юге Европы. | 1 | |
12 | По знаменитым местам мира. | 1 | |
13 | Проверочная работа №6 по разделу «Путешествия по городам и странам». | 1 | |