СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по окружающему миру»

Рабочая учебная программа по окружающему миру

УМК «Школа России» 2 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта примерных программ начального общего образования по окружающему миру, второго поколения, УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир», издательство Москва «Просвещение» 2019, автор: А.А. Плешаков. Согласно учебному плану МКОУ Лицей №1 г.п. Терек и ООП НОО на реализацию этой программы отводится 2 час в неделю, 68 часов в год.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.




Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

Будут иметь возможность научиться:

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.



Раздел 2. Содержание учебного курса.


Где мы живем

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра­зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде.

Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села

Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, напри­мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре­нию учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа­теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность

Строение тела человека. Здоровье человека – его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос­топримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучает­ся по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Экскурсии:

Что нас окружает?

Живая и неживая природа.

Осенние изменения в природе.

Зимние изменения в природе.

Знакомство с достопримечательностями родного города.

Весенние изменения в природе.

Формы земной поверхности родного края.

Водоемы родного края.

Практические работы:

Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

Знакомство с горными породами и минералами.

Свойства воды.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

Приемы ухода за комнатными растениями.

Отработка правил перехода улицы.

Отработка основных правил этикета.

Определение сторон горизонта по компасу.

Основные приемы чтения карты.

Раздел 3. Учебно-тематический план.


п/п

Наименование разделов

Количество часов

Где мы живем?

4

Природа

20

Жизнь города и села

10

Здоровье и безопасность

9

Общение

7

Путешествия

18

ИТОГО:

68


Место курса в учебном плане

  • На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 270 ч:

  • 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68 ч (34 учебные недели).



Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

« Окружающий мир» на 2021-2022 учебный год (2 класс, 2 ч в неделю)


Тема урока

Дата

Примечание


Где мы живем? 4



1

Родная страна (постановка и решение учебной задачи) С.6-9



2

Город и село (конструирование способа действия) с.10-13



3

Природа и рукотворный мир (решение частных задач)с.14-17



4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» (контроль и коррекция знаний) с26-30




Природа 20



5

Неживая и живая природа (постановка и решение учебной задачи) с.32-35



6

Явления природы (конструирование способа действия)с.36-39



7

Что такое погода? (решение частных задач, урок-исследование) с40-43



8

В гости к осени (решение частных задач, урок-экскурсия 1)



9

В гости к осени (решение частных задач) с 44-47



10

Звёздное небо (решение частных задач)с.48-51



11

Заглянем в кладовые земли (решение частных задач, практическая работа 1)с52-55



12

Про воздух (постановка и решение учебных задач) (опыт 1)с. 56-59



13

Про воду (постановка и решение учебных задач) (опыт 2) с.60-63



14

Какие бывают растения (решение частных задач) (практическая работа 2) с.64-67



15

Какие бывают животные (решение частных задач) с68-71



16

Невидимые нити (решение частных задач) (урок-проект) с 72-73



17

Дикорастущие и культурные растения (постановка и решение учебной задачи)с74-77



18

Дикие и домашние животные (решение частных задач) с.78-81



19

Комнатные растения (решение частных задач) (практическая работа 3) с.82-85



20

Животные живого уголка (решение частных задач)



21

Про кошек и собак (решение частных задач) (практическая работа 4) с.86-89



22

Красная книга (рефлексия)(урок-проект)с.90-93



23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» (конструирование способа действия) (урок-конференция) с.94-99



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

(контроль и коррекция знаний) с.102-106




Жизнь города и села 10



25

Что такое экономика? (постановка и решение учебной задачи)с.108-111



26

Из чего что сделано (решение частных задач)(урок-исследование) с.112-115



27

Как построить дом (решение частных задач) с.116-119



28

Какой бывает транспорт (решение частных задач) (урок-игра) с.120-121



29

Культура и образование (решение частных задач)



30

Все профессии важны. Проект «Профессии»(решение частных задач с130-131



31

В гости к зиме (решение частных задач) (урок-экскурсия 2) с.126-129



32

В гости к зиме (решение частных задач) с.126-129



33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» (контроль и коррекция знаний и умений) с134-139



34

Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»




Здоровье и безопасность 9



35

Строение тела человека (постановка и решение учебной задачи) с4-7



36

Если хочешь быть здоров (конструирование способа действия)

с 8-11



37

Берегись автомобиля! (решение частных задач) (урок-игра)

с 12-15



38

Школа пешехода (решение частных задач)(практическая работа 5)



39

Домашние опасности (постановка и решение учебной задачи)

с16-19

25.01


40

Пожар (решение частных задач) с20-23



41

На воде и в лесу (постановка и решение учебной задачи) с.с24-27



42

Опасные незнакомцы (решение частных задач) с. 28-33



43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье
и безопасность» (контроль и коррекция знаний и умений) с.36-40




Общение 7



44

Наша дружная семья (постановка и решение учебной задачи)

с.42-45



45

Проект «Родословная» (конструирование способа действия)



46

В школе (решение частных задач) (урок-игра) с46-47



47

Правила вежливости(решение частных задач) (урок-игра) с48-51



48

Ты и твои друзья (решение частных задач) (практическая работа 6)с 52-55



49

Мы – зрители и пассажиры (решение частных задач) с56-59



50

Проверка и оценка знаний по разделу «Общение» (контроль и коррекция знаний и умений) с64-68




Путешествия 18



51

Посмотри вокруг (постановка и решение учебных задач) с70-73



52–53

Ориентирование на местности (решение частных задач) (практические работы 7, 8) с74-77



54

Формы земной поверхности (решение частных задач) (урок-экскурсия 3) с.78-81



55

Водные богатства (решение частных задач) с.82-85



56

В гости к весне (решение частных задач) (урок-экскурсия 4) с.86-89



57

В гости к весне (решение частных задач) ) с.86-89



58

Россия на карте (решение частных задач) (практическая работа 9) с.90-95



59

Проект «Города России» (постановка и решение учебной задачи)



60

Путешествие по Москве(решение частных задач) с.96-99



61

Московский Кремль (решение частных задач) (урок – заочное путешествие) с.100-105



62

Город на Неве (решение частных задач) (урок – заочное путешествие) с.106-109



63

Путешествие по планете (решение частных задач) с.110-113



64

Путешествие по материкам (решение частных задач) с.114-119



65

Страны мира. Проект «Страны мира»(решение частных задач) с.120-123



66

Впереди лето (решение частных задач) (экскурсия 5) с124-127



67

Проверка и оценка знаний по разделу «Путешествия» (контроль и коррекция знаний) с.134-139



68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»