СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по ОП 01. Экономика организации специальность 38.02.04.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 Экономика организации является частью программы подготовки специалиста среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 539.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ по повышению квалификации и профессиональной подготовке.

Просмотр содержимого документа
«РП по ОП 01. Экономика организации специальность 38.02.04.»

Министерство образования и науки Амурской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»

(ГПОАУ АКСТ)









Рабочая программа УЧЕБНОЙ дисциплины


ОПД. 01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ



для специальностей

базового уровня

38.02.04 Коммерция (по отраслям)










Белогорск 2019

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 Экономика организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям)





УТВЕРЖДЕНО

научно-методическим советом

Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.

Председатель ______________ Т.М. Пузикова






Рассмотрена на заседании ПЦК ЭЮД

Протокол № ___ от «___» ___ 2019 г.

Председатель ПЦК ______________ /Т.Е.Дуракова/








Автор: разработчик Дуракова Т.Е., преподаватель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.01 Экономика организации является частью программы подготовки специалиста среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 539.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ по повышению квалификации и профессиональной подготовке.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Экономика организации является общепрофессиональной дисциплиной и относится к профессиональному циклу по указанной специальности.

Дисциплина Экономика организации формирует компетенции, знания и умения, способствующие освоению общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины Экономика организации обучающийся должен:

уметь:

– определять организационно- правовые формы организаций;

– планировать деятельность организации;

– определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

– заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

– рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату;

– находить и использовать необходимую экономическую информацию.

знать:

– основные принципы построения экономической системы организации;

– управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

– состав материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

– механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

– основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;

– планирование деятельности организации.

Формируемые компетенции

Код

Содержание компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ПК 2.3

Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4

Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 134 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 92 часа;

самостоятельная работа обучающегося 42 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

134

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

32

контрольные работы

-

курсовая работа

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:


Работа с периодической печатью

2

Подготовка докладов

8

Решение задач по теме

2

Выполнение схем, таблиц, презентаций

10

Курсовая работа

20

Промежуточная аттестация в форме экзамена

























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ


Наименование разделов(модулей) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности

2

1

Раздел 1

ОРГАНИЗАЦИЯ, ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

4+4СР


Тема 1.1.

Рынок как среда функционирования торговых предприятий

Содержание учебного материала

2

2

1

Понятие рынка. Составные элементы механизма функционирования рыночных отношений. Условия, факторы, явления, оказывающие воздействие на предприятия торговли Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов рынка. Основные признаки функционирования на рынке коммерческих организаций: кооперативов, унитарных организаций, обществ, индивидуальных предпринимателей, акционерных обществ

Самостоятельная работа обучающихся:

2


Составление схемы «Основные факторы рынка и их взаимосвязь»

Тема 1.2

Классификация торговых предприятий

1

Основные признаки функционирования на рынке коммерческих организаций: ассоциации, холдинги, синдикаты, промышленные группы. Основные классификационные признаки торговых предприятий.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:




Обсуждение материалов, собранных студентами из СМИ по ОПФ торговых организаций г. Белогорска

2


Раздел 2.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ

16+4СР


Тема 2.1.

Основной капитал и его роль в торговой организации

Содержание учебного материала

2

3

1

Понятие основного капитала, его сущность и значение. Амортизация и износ основного капитала. Показатели эффективного использования основных средств

Практические занятия

4


ПР №1. Расчет стоимости основных средств и амортизационных отчислений

ПР №2 Расчет основных экономических показателей использования основного капитала

Тема 2.2

Оборотный капитал

Содержание учебного материала

2

2

1



Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. Оценка эффективности применения оборотных средств.

Практические занятия



ПР №3 Расчет основных экономических показателей использования материальных ресурсов

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

2


Составление таблицы по классификации оборотного капитала.

Тема 2.3

Капитальные вложения и их эффективность

Содержание учебного материала



1

Структура и источники финансирования организаций. Инвестиционный процесс и его значение Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета.

2

2

Практические занятия



ПР №4 Расчет эффективности инвестиций (капитальных вложений).

2

3

Самостоятельная работа обучающихся



Подготовка сообщения на тему « Основные инвестиции на развитие торговых организаций в Амурской области»

2


Раздел 3

КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

18+4СР


Тема 3.1 Кадры организации и производительность труда


Содержание учебного материала

2

2

1

Состав и структура кадров организации. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета.

2

Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда.

2

3

Практические занятия



ПР №5 Расчет показателей производительности труда и разработка мероприятий по ее повышению

2

3

Самостоятельная работа обучающихся



Составление схемы элементы рабочего времени в организации торговли

2


Тема 3.2

Формы и системы оплаты труда, учет рабочего времени


Содержание учебного материала

2

3

1

Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. Бестарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда: Сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки

2

Фонд оплаты труда и его структура. Основные элементы и принципы премирования в организации. Расчет по начислению оплаты труда. Расчет по удержанию из оплаты труда.

2

3

Организация учета рабочего времени

2


Практические занятия

6

3

ПР № 6. Учет рабочего времени в торговой организации

ПР № 7 Организация учета по начислению заработной платы

3

ПР № 8 Организация учета по удержанию из заработной платы

Самостоятельная работа обучающихся

2


Составление таблицы – Структура фонда оплаты труда в торговой организации

Раздел 4

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ, ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

20+10СР


Тема 4.1 Издержки обращения


Содержание учебного материала

2

2

1

Сущность, классификация издержек обращения в торговой организации. Смета затрат и методика ее составления, Пути снижения издержек обращения в торговле.

Практические занятия



ПР № 9 Определение суммы издержек обращения, их структуры и определение путей их снижения

2

3

Тема 4.2 Ценообразование


Содержание учебного материала

2

2

1

Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Методы формирования цены. Этапы процесса ценообразования.

2

Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации. Управление ценами.

2

3

Практические занятия

2

3

ПР №10. Расчет оптовых и розничных цен

Самостоятельная работа обучающихся

4


Составление схем – Ценообразование оптовой цены; Ценообразование розничной цены


Тема 4.3 Прибыль и рентабельность организации

Содержание учебного материала



1

Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли. Распределение и использование прибыли.

2

2

2

Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности. Показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности продукции, производства.

2

3

Практические занятия



ПР №11 Расчет прибыли и рентабельности торговой организации

2

3

Самостоятельная работа обучающихся



Составление презентации виды прибыли торговой организации, виды рентабельности торговой организации

4


Тема 4.4 Финансы организации

Содержание учебного материала



1

Понятие финансов организации (предприятия), их значение и сущность. Функции финансов. Принципы организации финансов. Группы финансовых отношений организации. Финансовый механизм. Финансовые методы. Использование финансовых ресурсов организации. Управление финансовыми ресурсами организации.

2

2

Практические занятия



ПР №12 Разработка схемы финансовых взаимосвязей организации

2

3

Самостоятельная работа обучающихся



Составление презентации на тему «Содержание инвестиционного портфеля торговой организации»

2


Раздел 5

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

12


Тема 5.1 Внутрифирменное планирование деятельности организации


Содержание учебного материала

2

3

1

Планирование как основа рационального функционирования организации. Составные элементы и методы внутрифирменного планирования. Этапы планирования. Выработка общих целей организации. Детализация и конкретизация целей для определенного этапа развития, определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей. Контроль за достижением целей. Классификация планов по признакам. Основные принципы планирования. Методологические основы планирования

2

Бизнес-план – основная форма внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта; анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План производства. Организационно-правовой план. Финансовый план. Оценка рисков и страхование

4


Практические занятия

2


ПР №13 Разработка разделов бизнес плана для МБ торговой организации: резюме, предмет план, исследование рынка, план маркетинга.

ПР № 14 Разработка разделов бизнес плана для МБ торговой организации: организационный план, производственный план, финансовый план, риски в организации.

4


КУРСОВАЯ РАБОТА


20+20СР


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Организация как самостоятельный субъект рыночной экономики.

  2. Предпринимательство — необходимый элемент рыночной экономики.



  1. Трудовые ресурсы как производственный потенциал национальной экономики.


  1. Основной капитал — важнейшая часть национального богатства страны


  1. Организация как основное звено экономики. Новые организационные формы и модели в экономике РФ.


  1. Миссия и цели организации, как стратегический инструмент достижения организацией высокой конкурентоспособности.


  1. Основные экономические элементы организации: капитал, основные фонды и оборотные средства.


  1. Основные формы обновления основных фондов: лизинг и аренда.

  2. Экономическое обоснование выбора формы обновления оборудования.

10. Значение маркетинга в деятельности организации

11. Цена — как важный экономический инструмент в деятельности организации.

12. Стратегии ценообразования и оценка их эффективности.

13. Трудовые ресурсы, как основа экономических процессов организации.

14. Производительность труда — основной показатель оценки деятельности персонала организации.

15. Заработная плата как составная часть всей системы трудовых отношений.

16. Задачи экономической политики организации в области создания и укрепления имиджа организации.

17. Торговая организация как объект эффективного управления.

18. Экономическое содержание издержек производства и реализации продукции, источники и факторы их снижения.

19. Формы и системы оплаты труда и особенности их применения в современных условиях.

20. Государственное и договорное регулирование оплаты труда.

21. Инвестиции и инвестиционная деятельность организации (предприятия).

22. Основные направления повышения производительности труда в торговых организациях

23. Пути совершенствования организации товарных запасов


25. Основные направления повышения производительности труда в торговых организациях

26. Пути совершенствования организации товарных запасов

27. Бизнес-план социального проекта, методика его разработки .

28. Особенности ценообразования на продукцию и услуги

29. Особенности внутренней и внешней среды организации

30. Организация взаимосвязи организации с контрагентами


Самостоятельная работа обучающихся по курсовой работе

20


Курсовая работа

1

Ознакомление и сдача нормоконтроля. Введение

2


2

Теоретическая часть курсовой работы

4


3

Исследовательская работа

4


4

Расчетная часть курсовой работы

2


5

Оформление расчетной части

4


6

Заключение

2


7

Список использованных источников

2


ВСЕГО:

72+ 20 КР+42СР


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики организации.


Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся,

– рабочее место преподавателя,

– аудиторная доска,

– комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине Экономика организации


Технические средства обучения:

– компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся с возможностью подключения к Internet.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

  1. Кожевникова Н.Н. Основы экономики.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 288 с.

  2. Кудина М.В. Основы экономики .- М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА –М, 2008.- 352с.

  3. Суетенков Е.Н. Пасько Н.И. Основы менеджмента.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2009.- 240 с.


Дополнительные источники:

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг.- М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.- 208 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Экономистъ, 2008

  3. Грязнова А.Г. Юданов А.Ю. Микроэкономика.- М, 2007

  4. Казначевская Г.Б. Менеджмент.- Ростов на Дону, Феникс, 2007

  5. Куликов Л.М. Основы экономической теории.- М.: Финансы и статистика, 2002

  6. Слагода В.Г. Основы экономики .- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008.- 224 с.


Интернет-ресурсы:

1. https://the-books.biz/teoriya-ekonomicheskaya/ekonomika-kurs-lektsiy-uchebnoe-posobie-dlya.html

2. https://dprm.ru/ekonomika/lekcii

3. http://www.ineu.ru/ineu/cath_econ/lect/serdukova/ekonomika_organizacij.pdf

4. https://infourok.ru/lekcii-po-ekonomike-organizacii-dlya-spo-942651.html












4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1 – 4, ОК 7, ОК 12, ПК 2.3, ПК 2.4

Наблюдение за работой студентов на уроках, практических занятиях.

УМЕТЬ:



– определять организационно- правовые формы организаций;

– планировать деятельность организации;

– определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

– заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

– рассчитывать по принятой методике основные экономические показатели деятельности организации, цены и заработную плату;

– находить и использовать необходимую экономическую информацию.

Выполнение практических работ, поурочное оценивание

ПР № 11


ПР №12, ПР № 13


ПР №1, ПР №2, ПР №8



ПР №6, ПР №7



ПР №4, ПР №5, ПР №9



ПР № 10

ЗНАТЬ:

– основные принципы построения экономической системы организации;

– управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;

– состав материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

– механизмы ценообразования; формы оплаты труда;

– основные экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

–планирование деятельности предприятия.

Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных заданий, домашних заданий, самостоятельной работы. Решение задач. Тестирование. Написание и сдача курсовой работы.

Промежуточный контроль –экзамен.






11