МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
Рассмотрена на заседании методического объединения начальных классов протокол № 1 от 24.08.21 | Утверждена приказом директора МАОУ СОШ №20 № 199 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Домоводство»
(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)
Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Обучение предмету «Домоводство» в 4 классе проходит на основе авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Составитель: Сидорова
Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
3 класс – 1 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 34 часа.
4 класс – 1 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 34 часа,
5 класс – 1 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 34часа.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
Класс | Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
4 класс | -название и расположение комнат в квартире; -правила личной безопасности на кухне и дома; -назначение и правила техники безопасности при обращении с электрическим чайником и миксером; -правила ухода за личными вещами; -виды зимней одежды и обуви; -последовательность приготовления отварных яиц и простых бутербродов; -виды каш и компотов, их значение для здорового питания; -виды и назначение рынков, порядок оплаты товаров; -правила уборки класса и школьной территории; -технику безопасности при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря. | -различать и называть предметы для сервировки стола; -выполнять гигиенический уход за своим телом; -производить сухую и влажную уборку помещений; -стирать и утюжить носовой платок; -ухаживать за одеждой и обувью; -убирать бытовой мусор, подметать территорию; -пользоваться лопатой, веником. |
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Содержание учебного предмета
Наименование разделов | Количество часов, | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть с указанием формы |
Обращение с кухонным инвентарем | 8ч | Правила уборки и безопасности на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы и правила мытья кухонных приборов. Столовые приборы и правила сервировки стола. Бытовые приборы. Электрический чайник, миксер. Техника безопасности при работе с чайником и миксером. | Практическая работа - 2 |
Уход за вещами | 8ч | Гигиенический режим, значение ухода за телом. Виды белья и правила ухода за бельем. Названия и назначение моющих средств. Стиральная машина. Условные обозначения. Правила стирки и утюжки белья. Правила пришивания пуговицы. Техника безопасности. Виды и назначение зимней одежды и обуви. Правила ухода за зимней одеждой и обувью. | Практическая работа - 2 |
Приготовление пищи | 10ч | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления яиц. Правила приготовления и ТБ. Выбор продуктов, необходимых для приготовления простых бутербродов. Правила приготовления и ТБ. Виды каш и компотов. Правила хранения компотов и их польза для здоровья человека. Правила уборки посуды и кухни после обеда. Составление кроссворда по теме «Приготовление пищи». Дидактическая игра «Что лишнее». Работа с деформированным текстом по теме «Здоровое питание». | Практическая работа - 2 |
Уборка помещений и территории | 8ч | Электробытовые приборы. Пылесос. Различение составных частей пылесоса. Правила пользования и ТБ. Уборка класса. Инвентарь для уборки, последовательность уборки. Уборка территории. Инвентарь для уборки: назначение, правила использования и хранения. Уборка бытового мусора, подметание. | Практическая работа -3 . |
Итого: | 34ч | | |
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
Календарно - тематическое планирование . 4 класс Домоводство.
№ п/п | Тема | Кол. час | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | Воспитательный аспект |
| | | | | |
1 | Что изучает домоводство. Вводная беседа. | 1 | хозяйство | Слушает, отвечают на вопросы. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | воспитание информационной культуры |
2 | Моя квартира. Расположение и назначение комнат. | 1 | квартира | Слушает, смотрят на картинки, отвечают на вопросы. | Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании. | воспитывать любознательность, любознательность, стремление к познанию нового |
3 | Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. | 1 | кухня | Узнавание кухни по назначению, по картинкам. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | воспитывать аккуратность |
4 | Один дома. Правила безопасности. Правила безопасности на кухне. | 1 | безопасность | Рассматривает картинки, презентацию и отвечают на вопросы. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы. | воспитание информационной культуры |
5 | Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Осторожно, острые, режущие предметы» «Осторожно, горячая вода»» | 1 | острые предметы | Называет правила безопасности на кухне при использовании острых предметов. | Расширение круга общих представлений об окружающем мире. | воспитание информационной культуры |
6 | Правила безопасности на кухне. Моделирование жизненных ситуаций «Как обращаться за помощью взрослым» | 1 | помощь | Развитие практических навыков мытья посуды. | Коррекция мыслительной деятельности через установление последовательности событий. | воспитание информационной культуры |
7 | Мытье ложек и вилок. Практическая работа. | 1 | правила мытья | Выполняет практическую работу по алгоритму, по образцу. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. Прививать навыки самообслуживания. | |
8 | Кухонная мебель. Мытье кухонного стола. Практическая работа. | 1 | стол, стулья | Просмотр презентации. Ответы на вопросы. | Коррекция зрительного восприятия, умения обобщать. | воспитывать аккуратность |
| | | | | |
1 | Гигиенический режим, значение ухода за телом. | 1 | процедуры | Повторяет гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры; просмотр фильма. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании, различении. | воспитывать аккуратность воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
2 | Виды белья. Режим смены белья. | 1 | вид ткани | Различает виды белья по назначению и по виду ткани. | Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
3 | Правила подготовка вещей к стирке. | 1 | подготовка вещей | Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти; сортирование по типу ткани и окраске. | Коррекция устной речи через обогащение словаря, его расширение и уточнение. | воспитывать аккуратность |
4 | Правила замачивания белья. Правила стирки белья. Правила сушки белья. | 1 | замачивание | Правила замачивания белья. Средства, правила использования бытовых химических средств. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
5 | Стирка носового платка. Практическая работа. | 1 | носовой платок | Выполняет практическую работу по образцу, по инструкции. | Прививать навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
6 | Виды зимней одежды. Назначение зимней одежды. Уход за зимней одеждой. | 1 | виды одежды | Называет зимнюю одежду: виды, материал изготовления, назначение. | Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения обобщать. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
7 | Виды зимней обуви. Назначение зимней обуви. | 1 | зимний сезон | Различает и называют зимнюю обувь. Д/игра «Подбери пару» | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
8 | Средства для ухода за зимней обувью. | 1 | щетка | Называет приспособления и средства для чистки обуви. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | воспитание информационной культуры |
| | | | | |
1 | Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Практическая работа. | 1 | скребок, лопата | Узнавание и называние инвентаря для уборки снега, ТБ при работе. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | воспитывать аккуратность |
2 | Уход за уборочным инвентарем. | 1 | инвентарь | Узнают о правилах ухода и хранения инвентаря. | Коррекция наглядно-образного мышления. | воспитание добросовестного отношения к труду |
3 | Выбор инвентаря, продуктов для приготовления простого бутерброда. | 1 | нож | Уметь выбрать инвентарь и продукты (хлеб, колбаса, помидоры) необходимые для приготовления бутерброда. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
4 | Приготовление простого бутерброда. Практическая работа. | 1 | всмятку | Выполняет практическую работу по образцу, по инструкции педагога. | Коррекция практических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
5 | Лото «Молочные каши». Польза каши для здоровья человека. | 1 | внимание | Развивает речь через использование опорных слов и картинок. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
6 | Третьи блюда. Компоты. Виды компотов. Дидактическая игра «Определи на вкус» | 1 | компот | Развивает речь через использование опорных слов и картинок. | Развитие процессов мышления: сравнение, анализ, синтез. | воспитывать серьезное отношение к работе, ответственность, аккуратность |
7 | Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола к обеду. | 1 | приборы | Выбирает посуду и столовые приборы при сервировке стола к обеду. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
8 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола к обеду. | 1 | сервировка | Работа с картинками, ответы на вопросы по опорным словам. | Развитие навыков самообслуживания. | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
9 | Уборка кухни после приготовления обеда. | 1 | кулинария | Разучивает роли в сюжетно-ролевой игре, выполняют действия по образцу. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании. | воспитание добросовестного отношения к труду |
10 | Правила уборки посуды после обеда. Практическая работа. Дидактическая игра «Что лишнее» | 1 | уборка | Называет правила уборки посуды после обеда. Выполняют индивидуальные задания на карточках. | Коррекция мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе. | воспитывать аккуратность |
| | | | | |
1 | Электробытовые приборы. Пылесос. Различение составных частей пылесоса. Правила пользования пылесосом. | 1 | корпус | Узнавание и различение прибора, называние его назначения. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | воспитание информационной культуры |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Я пользуюсь пылесосом» | 1 | ковер | Уметь моделировать ситуацию в игровой деятельности. | Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении действий |
3 | Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса. | 1 | чистота | Учится называть последовательность уборки, составление алгоритма. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | воспитание добросовестного отношения к труду |
4 | Уборка класса. Мытье школьной мебели. Практическая работа. | 1 | мебель | Учится выполнять практическую работу по уборке класса. | Соблюдать последовательность действий. Коррекция практических навыков. | воспитание добросовестного отношения к труду |
5 | Уборка класса. Мытье пола. Мытье окон. | 1 | веник | Называет последовательность мытья пола по опорным словам. | Развитие словесно-логического мышления, долговременной памяти. | воспитание добросовестного отношения к труду |
6 | Уборка класса. Мытье пола. Мытье окон. | 1 | краска | Называет последовательность мытья стен по опорным словам. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | воспитание добросовестного отношения к труду |
7 | Уход за уборочным инвентарем и правила хранения. | 1 | инвентарь | Знать о правилах ухода и хранения инвентаря. | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов. | воспитание добросовестного отношения к труду |
8 | Уборка территории. Сгребание сухой травы. Практическая работа. | 1 | грабли | Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. | Развитие мышления через практическую работу. | воспитание добросовестного отношения к труду |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы под редакцией И.М, Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
Дополнительная литература для учителя
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
цифровые образовательные ресурсы:
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы,
дидактический материал:
изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование:
кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер,
предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.),
стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, б
ытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электровафельница),
ковролиновая, грифельная и магнитная доски,
уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.