Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство»»
Домоводство
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Домоводство» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (0,5 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Целью занятий по предмету «Домоводство» является повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с кухонным инвентарем; освоение действий по приготовлению пищи, уборке помещения, уходу за вещами.
Темы уроков по предмету «Домоводство» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Профильный труд» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Домоводство» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать первоначальные представления о предметах посуды, их свойствах и назначении;
формировать представления о фруктах;
формировать навыки мытья и очистки фруктов от кожуры;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить мыть посуду, убирать мусор со стола, протирать пыль, поливать комнатные растения;
формировать первоначальные представления о чистоте.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2021/2022 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Обращение с кухонным инвентарем. Экскурсия по кухне. | 0,5 | Комбинированный | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам. |
2 | Обращение с кухонным инвентарем. Столовые приборы. | 0,5 | Комбинированный | Работа с натуральными столовыми приборами. Знакомство с названиями и назначением столовых приборов. |
3 | Обращение с кухонным инвентарем. Посуда: чистая и грязная. | 0,5 | Комбинированный | Чтение сказки «Федорино горе» с элементами театрализации. |
4 | Обращение с кухонным инвентарем. Средства для мытья посуды. | 0,5 | Изучение нового материала | Понятие: мыть посуду, средство для мытья посуды. Ученик пробует взять в руки и открыть средство для мытья посуды, знакомится с их разнообразием. |
5, 6 | Обращение с кухонным инвентарем. Губка для мытья посуды. Протирание посуды губкой. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: губка. Обследование губки для мытья посуды пальцами рук. Назначение губки. Губка сухая и мокрая. Использование сухой губки для протирания посуды. Ученик совместно с учителем протирает сухой губкой тарелку. |
7, 8 | Обращение с кухонным инвентарем. Ополаскивание посуды. Вытирание посуды | 1 | Изучение нового материала | Понятие: ополоснуть. Ополаскивание посуды в тазике. Ученик вместе с учителем смывает мыльный раствор с тарелки в тазике для мытья посуды. Понятие: вытереть, сухо. Использование бумажных полотенец для вытирания посуды. Имитационные игры по вытиранию посуды. |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9, 10 | Обращение с кухонным инвентарем. Кухонная техника. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с названиями и назначением кухонной техники. Прослушивание звуков различной кухонной техники. |
11, 12 | Уборка помещения. Предметы для уборки помещения. | 1 | Комбинированный | Знакомство с названиями и назначением предметов для уборки. |
13 | Уборка помещения. Техника для уборки помещения. | 0,5 | Изучение нового материала | Знакомство с техникой для уборки пола. Прослушивание шума пылесоса. |
14 | Уборка помещения. Моющие средства. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с понятием моющие средства, их свойствами и назначением. Ученик пробует открыть баночки с разными моющими средствами. |
15, 16 | Приготовление пищи. Мандарин. Чистим мандарин. | 1 | Комбинированный | Обследование мандарина пальцами рук. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части мандарина. Ученик пробует узнать мандарин по вкусу. Действия с мандарином – чистить. Ученик совместно с учителем пробует очистить мандарин от кожуры (выполняется в меру возможностей здоровья). Ученик совместно с учителем выполняет имитационные упражнения по очистке мандарина. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17, 18 | Уборка помещения. Уборка с поверхности стола мусора. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: мусор, щетка, фантик. Ученик с помощью учителя сметает со стола мусор щеткой. Упражнение «Собери фантики». |
19, 20 | Уборка помещения. Вытирание пыли. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: тряпочка. Вытирание поверхности стола сухой тряпкой. Намачивание тряпки и отжимание. Вытирание поверхности стола мокрой тряпкой. |
21, 22 | Уход за растениями. Полив комнатных растений. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с понятиями: комнатное растение, горшок, лейка. Ученик с помощью учителя поливает из лейки комнатное растение. |
23, 24 | Уход за растениями. Протирание листьев комнатных растений. | 1 | Изучение нового материала | Ученик с помощью учителя пробует протирать листья комнатного растения тряпочкой, сметая с них пыль. |
25, 26 | Уход за растениями. Полив комнатных растений. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с понятиями: комнатное растение, горшок, лейка. Ученик с помощью учителя поливает из лейки комнатное растение. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27, 28 | Приготовление пищи. Яблоко. Моем яблоко. | 1 | Комбинированный | Обследование яблока пальцами рук. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части яблока. Ученик пробует узнать яблоко по вкусу. Действия с яблоком – мыть. Ученик совместно с учителем пробует мыть яблоко двумя руками в тазике с водой. |
29, 30 | Приготовление пищи. Груша. Моем грушу. | 1 | Комбинированный | Обследование груши пальцами рук. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части груши. Ученик пробует узнать грушу о по вкусу. Действия с грушей – мыть. Ученик совместно с учителем пробует мыть грушу двумя руками в тазике с водой. |
31, 32 | Приготовление пищи. Банан. Чистим банан. | 1 | Комбинированный | Обследование банана пальцами рук. Ученик совместно с учителем определяет съедобные и несъедобные части банана. Ученик пробует узнать банан по вкусу. Действия с бананом – чистить. Ученик совместно с учителем пробует очистить банан от кожуры (выполняется в меру возможностей здоровья). |
33 | Уборка помещения. Вытирание пыли. | 0,5 | Обобщающий | Понятие: тряпочка. Вытирание поверхности стола сухой тряпкой. Намачивание тряпки и отжимание. Вытирание поверхности стола мокрой тряпкой. |
34 | Уход за растениями. Полив комнатных растений. | 0,5 | Обобщающий | Ученик с помощью учителя поливает из лейки комнатное растение. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.