МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
Рассмотрена на заседании методического объединения начальных классов протокол № 1 от 24.08.21 | Утверждена приказом директора МАОУ СОШ №20 № 199 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математические представления»
(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)
Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Обучение предмету «Математические представления» в 4 классе проходит под редакцией В.В. Воронковой.
Составитель: Сидорова О.В
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ум ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы М.Н. Перовой, В.В. Эк «Математика 1 – 4» сборника Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год; адаптированной программы для экспериментальных классов для глубоко умственных детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). При составлении программы использовались программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Математические представления» предусматривает обучение школьников с 1по 12 класс.
Рабочая программа направлена на овладение обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, количественными, пространственными, временными представлениями.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно - величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
Формирование элементарных общеучебных умений.
Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
Формирование у учащихся с умеренной умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».
2.Общая характеристика учебного предмета.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Математические представления, как учебный предмет является одним из важных общеобразовательных предметов учебного курса.
Учебный курс математического представления неразрывно связан с решением специфической задачи — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В первом классе решаются задачи:
сформировать представления о форме, величине; количественные (до числовые), пространственные, временные представления:
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
В первом классе обучающиеся в период подготовки к изучению математики учатся называть предметы, их цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по длине, ширине, толщине, высоте, одинаковые. Они знакомятся с числами в пределах 3, знакомятся с геометрическими понятиями (точка, линия), узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг.
В пятом классе решаются задачи:
- освоение нумерации и десятичного состава чисел второго десятка (в пределах 13)
- формирование умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10
- решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- продолжить формирование графических навыков через вычерчивание отрезков, углов, линий.
- овладение отдельным приёмам контроля (своей работы и работы товарища).
С целью адаптации обучающихся после каникул введены часы повторения. В планирование включен геометрический материал, где уделено большое внимание практическим упражнениям: построение и штриховка, рисование геометрической фигуры по шаблону, соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. С целью формирования и развития речи, учащихся на уроках используется повторение вслед за учителем, хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. Данный предмет предусматривает привлечение знаний, полученных учащимися на других уроках.
Межпредметные связи:
с уроками окружающего мира: родная природа, родной край, масштаб, формы поверхности и др.,
с уроками русского языка и чтения: мини – сказки, составление предложений и ответы на вопросы, по опорным словам,
с уроками ручного труда: изготовление моделей.
Программа предмета «Математические представления» состоит из следующих разделов:
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Математические представления» относится к образовательной области «Математика» В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Программа предусматривает в 1 классе - 2 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 66 часов.
в 5 классе - 2 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 68 часов.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений. Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
Осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные результаты:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
класс | - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. - пересчитывать предметы в доступных пределах. - представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. - обозначать арифметические действия знаками. - распознавать цифры, обозначающие номер дома. - различать части суток, соотносить действие с временными промежутками. - измерять длину отрезков. | - количественные, порядковые числительные в пределах 10; - состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; - десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе в пределах 13 - линии — прямую, кривую, отрезок; - единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л; - название, порядок дней недели, количество суток в неделе. |
Базовые учебные действия.
Познавательные УД
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Коммуникативные УД
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Слушать и понимать речь других.
Регулятивные
Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.
Работать в заданном темпе.
Проверять работу по образцу (по возможности).
Выполнять работу по несложному алгоритму.
Доводить начатое дело до конца.
Умение выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
Умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
5.Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть |
4 класс | 34ч | | |
Раздел «Пространственные представления» | 17ч | Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия | Проверочная работа - 2 |
Раздел «Количественные представления» | 17ч | Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета). Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10 Счёт прямой и обратный. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3) Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотнесение числа и цифры. Сравнение предметных множеств и чисел. Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Присчитывание единицы. Составление и решение задачи по картинкам. Запись решения задачи под руководством учителя. С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче. | Проверочная работа - 2 |
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
7. Календарно - тематическое планирование 4 класс «Математические представления»
№ п/п | Тема | Кол.час | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | Воспитательный аспект |
| 1 четверть – 8ч «Пространственные представления» - 17ч | | | | | |
1 | Выявление знаний и умений. Свойства предметов. | 1 | Знания, умения | Беседа учителя. Выполнение заданий по инструкции учителя. | Коррекция зрительного восприятия и пространственных отношений через упражнения в определении места в ряду. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
2 | Положение предметов в пространстве: «в центре», «между», «в середине». | 1 | В центре, между, в середине | Выполнение практических заданий. Дид. игры «Кто твой сосед», «Расставь фигуры». Зарисовка и раскрашивание в тетради. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы относительно себя. | ответственность к работе, аккуратность. |
3 | Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине. Практическая работа. | 1 | На, в , за, над, под, перед | Обводка по трафаретам геометрических фигур и раскрашивание по образцу. | Коррекция пространственных представлений через формирование умения располагать предметы в порядке следования. | ответственность к работе, аккуратность. |
4 | Временные понятия: утро, день, вечер, ночь. Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно» | 1 | Режим дня | Выполнение заданий по инструкции учителя. Раскрашивание в тетрадях предметов по инструкции учителя. | Коррекция пространственных представлений через упражнения в расположении и нахождении предметов на плоскости. | воспитывать интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические знания и ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов в повседневной жизни |
5 | Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день». Геометрические фигуры: квадрат, треугольник. | 1 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день | Выполнение практических заданий. Дид. игра «Что сначала, что потом». Работа в тетрадях. | Коррекция временных представлений через обучение ориентировке во времени во время выполнения практических заданий. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
6 | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | Сложение, сложить, | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов |
7 | Числовой ряд 1-8. Место числа в числовом ряду. | 1 | Числовой ряд, Числа перед, между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
8 | Состав числа 8. Геометрический материал. Строим башню по образцу. | 1 | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | ответственность к работе, аккуратность. |
| 2 четверть – 8ч. | | | | | |
9 (1) | Сопоставление действий сложения и вычитания. | | Складываем, убираем | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
10 (2) | Число и цифра 8. Место числа в числовом ряду. | 1 | Цифра Число, числовой ряд | Образование числа путём присчитывания единицы; знакомство с цифрой; сравнение с другими цифрами. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в соотнесение количества и числа. | ответственность к работе, аккуратность. |
11 (3) | Числовой ряд 1-8. Сравнение предметных множеств и чисел. | 1 | Числовой ряд Соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания . | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | ответственность к работе, аккуратность. |
12 (4) | Сложение. Знак «плюс». Переместительное свойство сложения. | 1 | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
13 (5) | Вычитание. Знак «минус». Решение примеров и задач на вычитание. | 1 | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | ответственность к работе, аккуратность. |
14 (6) | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 8. | 1 | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
15 (7) | Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел 1-8. | 1 | Количество число | Работа с кассой цифр. Игра «Лото» | Коррекция связной речи через формирование умения отвечать на вопросы | ответственность к работе, аккуратность. |
16 (8) | Устная и письменная нумерация в пределах 8. | 1 | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | ответственность к работе, аккуратность. |
| 3 четверть – 10ч «Количественные представления» - 17ч. | | | | | |
17 (1) | Числовой ряд 1-9. Сравнение предметных множеств и чисел. | 1 | Числовой ряд соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов |
18 (2) | Сравнение предметных множеств и чисел. | 1 | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
19 (3) | Практическая работа. «Разноцветная пирамидка» из геометрических фигур. | 1 | Образец | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | ответственность к работе, аккуратность. |
20 (4) | Сравнение предметных множеств и чисел. Состав числа 9. | 1 | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | воспитывать интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические знания и ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов в повседневной жизни |
21 (5) | Практическая работа. Сравнение предметных множеств. | 1 | Состав числа | Раскладывают предметы на две группы путём перекладывания из одной коробки в другую; записывают примеры на сложение | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
22 (6) | Составление задач по картинкам. | 1 | Условие задачи | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают задачу по образцу. | Коррекция связной устной речи через формирование умения отвечать на вопросы. | воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов |
23 (7) | Практическая работа с геометрическим материалом. Многоэтажный дом. | 1 | Сравнение,од-ноэтажный, многоэтаж- ный | Раскладывают предметы на две группы путём перекладывания из одной коробки в другую; записывают примеры на сложение. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | ответственность к работе, аккуратность. |
24 (8) | Решение примеров и задач на вычитание в пределах 9. | 1 | Вычитание Вычесть отнять пример | Овладевают приёмами работы с предметами, убирают предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на вычитание. | ответственность к работе, аккуратность. |
25 (9) | Практическая работа с геометрическим материалом «Трамвай» | 1 | Образец | Составляют рассказ о своих действиях с геометрическим материалом по образцу. | Коррекция временных представлений. | Воспитывать интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические знания и ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов в повседневной жизни |
26 (10) | Решение примеров на вычитание с одним неизвестным в пределах 6. | 1 | Сложение пример | Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. | воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов |
| 4 четверть – 8ч. | | | | | |
27 (1) | Числовой ряд 1-9. Место числа в числовом ряду. | 1 | Числовой ряд соседи числа перед между после | Знакомятся с местом числа в ряду; находят соседей числа различают и называют числительные по вопросам «сколько», «который» через практические игровые задания. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
28 (2) | Сравнение предметных множеств и чисел. | 1 | Больше меньше | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Развитие мышления через обучение приемам сравнения числовых множеств и чисел. | ответственность к работе, аккуратность. |
29 (3) | Практическая работа. Сравнение предметных множеств. | 1 | Состав числа | Раскладывают предметы на две группы путём перекладывания из одной коробки в другую; записывают примеры на сложение. | Коррекция мыслительной деятельности через упражнения в установлении последовательности. | воспитывать интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические знания и ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов в повседневной жизни |
30 (4) | Решение задач и примеров на сложение и вычитание. | 1 | Сложение сложить прибавить пример | Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют предметы под руководством учителя; записывают примеры. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение. | ответственность к работе, аккуратность. |
31 (5) | Решение примеров с одним неизвестным. Сопоставление действий сложения и вычитания. | 1 | Сложение вычитание пример | Под руководством учителя овладевают смыслом арифметических действий, убирая или добавляя предметы; выбирают знак плюс или минус. | Коррекция связной устной речи через формирование умения читать примеры на сложение и на вычитание. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
32 (6) | Сравнение предметных множеств и чисел. | 1 | Стеллажи | Составляют рассказ о своих действиях в магазине по образцу. | Коррекция временных представлений. | ответственность к работе, аккуратность. |
33 (7) | Число и цифра 10. | 1 | Сложение сложить прибавить вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость для достижения конечных результатов |
34 (8) | Числовой ряд 1-10. Место числа в числовом ряду. Количественные и порядковые числительные. | 1 | Сложение вычитание | Записывают и решают примеры; читают решённые примеры вслед за учителем. | Коррекция устной речи через формирование умения оречевлять выполняемые действия. | развитие математического мышления, воспитание математической культуры |
8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2013 год.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Т.В. Алышева Математика 1 класс. В 2-х частях. - М.: «Просвещение», 2014г.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
В.В.ЭК Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2005 год.
М.Н. Перова «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». – М., «Просвещение», 2013 г.
М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе».
Средства обучения:
технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио)
- слайды, соответствующие содержанию обучения
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
цифровые образовательные ресурсы:
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала;
таблицы на печатной основе;
измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки,наборы угольников, мерки);
настольные развивающие игры,
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур;