Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа-интернат №116»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор
Чертовских Н.А. Лысых Е.А.
______ «___» ________ 2020 г. ______ «___» _______ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГА-ПСИХЛОГА:
«ПЕРВОКЛАССНИК»
Составила педагог-психолог:
Тараненко Евгения Александровна
НОВОСИБИРСК
2020 – 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г., с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2005 г.
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.
Конвенции о правах ребенка (вступила в силу 15.09.1990 г.).
Основной адаптивной образовательной программы школы-интернат № 116 на 2020 – 2021 учебный год.
Программы социльно-психологической адаптации первоклассников.
Программы коррекции страхов и тревожности младших школьников.
Программы психокоррекции агрессивного поведения у школьников.
Программы развития коммуникативных связей.
Программы развития психомоторики и сенсорных процессов.
Программы развития внимания, логики и мышления.
Программы повышения уровня самооценки.
Программы развития познавательной деятельности.
Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций педагога-психолога образовательного учреждения. Прежде всего, это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога-психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Задачи программы:
Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
Профилактика школьной и социальной дезадаптации;
Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
Повышение мотивации обучения у учащихся;
Создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися в рамках реализации ФГОС.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
Обучение в школах-интернатах по адаптированным образовательным программам (далее – школа – интернат АОП) направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.
Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
В связи с этим, приоритетными направлениями деятельности психологического сопровождения в школе являются:
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностика индивидуальная и групповая – выявление наиболее важных особенностей развития УУД, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.
Консультирование (индивидуальное и групповое):
Оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению;
Информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Психологическое просвещении детей и взрослых – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе.
Структура психологического занятия:
Подготовительный этап Ритуал приветствия.
Проблемная ситуация.
Основной этап: решаются коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия
Игры и упражнения с использование раздаточного материала.
Физминутка.
Игры и упражнения на развитие зрительного, слухового анализатора.
Заключительный этап: оценка результатов деятельности, снятие эмоционального и мышечного напряжения
Рефлексия.
Ритуал прощания.
Программа направлена на формирование личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД и коммуникативных УУД.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Планируемые результаты:
Своевременное выявление учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;
Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы; Сформированность положительных установок в общении со сверстниками, взрослыми;
Развитость рефлексии, способность к саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением;
Повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно - нравственное воспитание своего ребёнка;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
Создание условий для эффективного развития обучающихся;
Сотрудничество детей и взрослых.
Содержание работы Тематическое планирование психодиагностической работы
№ | Диагностический инструментарий | Цель диагностического изучения | Дата проведения |
| Диагностика личностных УУД: Методика «Определение мотивов учебной деятельности» (М.Р. Гинзбург). Модифицированная методика Т.А. Нежновой Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.). Текст методики выявления характера атрибуции успеха неуспеха (индивидуальная беседа). | Выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения. Определение шести мотивов учебной деятельности (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного). Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Проверка уровня школьной мотивации учащихся. Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности. | Октябрь 2020 г. Май 2021 г. |
| Диагностика коммуникативных УУД: Задание «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман). Методика «Кто прав» (автор Г.А. Цукерман). | Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). | Октябрь 2020 г. Май 2021 г. |
| Диагностика познавательных УУД: Методика Э.Ф. Замбацявичене для определения умственного развития. Прогрессивные матрицы Равена. Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе. | Определение уровня развития вербального (словесно-логического) мышления. Диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Проверка их готовности к школьному обучению. | Октябрь 2020 г. Май 2021 г. |
| Диагностика регулятивных УУД: Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности (в версии А. Ю. Панасюка). Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). | Выявление уровня развития произвольной регуляции деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково- символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля. Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. | Октябрь 2020 г. Май 2021 г. |
| Опросник «Саморегуляции» А.К. Осницкого. | Психологическое состояние, отношение учащихся к школе, окружающим. | Октябрь 2020 г. Май 2021 г. |
| Методика Семаго. Эмоциональные лица. | Психологическое состояние, отношение учащихся к школе, окружающим. | В течение года |
| Методика Лесенка В.Г. Щур. | | В течение года |
| Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.) | | В течение года |
| Цветовой тест М. Люшера. | Позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. | В течение года |
| Проективная методика «Рисунок семьи». | | В течение года |
Тематическое планирование психологической профилактики и просвещения
№ | Форма работы | Тема | Цель | Дата проведения |
| Релаксационные паузы. | «Заколдованная фигура», «Путешествие на облаке», «Кулачки», «На поляне», «Радуга», «Волшебный сон», «Путешествие на облаке», «Воздушный шарик», «Небо» и др. | Восстановление умственной работоспособности, препятствие нарастанию утомления, снятие эмоционального напряжение, статической нагрузки. | В течение года |
| Психо-гимнастические упражнения. | «Заряд бодрости», «Тренируем эмоции», «Дизайнеры», «Ветер дует на …», «Найди друга», «Есть или нет?», «Зеркало», «Ласковый котенок» и др. | Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей. | В течение года |
| Беседы. | «Доброе отношение у окружающим», «Старайся быть справедливым в словах и поступках», «Правила хорошего тона», «Полезные и вредные привычки» … | Правильное осознание своего поведения; воспитание нравственных качеств личности; профилактика вредных привычек. | В течение года |
| Презентации. | Поддержка здорового образа жизни. Пропаганда здорового питания. Толерантность. | Пропаганда здорового образа жизни. | В течение года |
Тематическое планирование развивающей и психокоррекционной работы
№ | Тема занятия | Цель | Дата проведения |
| Программа адаптации к школе «Здравствуй школа!»: Правила школьной жизни. Зачем ходить в школу? Урок релаксации. Мой друг – школьный портфель. Настроение в школе. Первоклассник – это здорово! | Создание общей положительной атмосферы, снятие напряжения, скованности, повышение мотивации и интереса к обучению. | Октябрь 2020 г. – Ноябрь 2021 г. |
| Программа коррекции страхов и тревожности младших школьников «Солнечный лучик»: | Снижение уровня тревожности, путем снятия эмоционального и телесного напряжения. | Ноябрь 2020 г. – Май 2021 г. |
| Игры и упражнения на сближение детского коллектива: Комплименты. Мы похожи. Веселый счет. Поворот в прыжках. Построимся. Пазлы и др. | Формирование благоприятного психологического климата в группе. | В течение года |
| Занятия по коррекции и развитию познавательной сферы. | Активизация мыслительной деятельности детей. | В течение года |
| Работа по профилактике правонарушений и преступлений, вредных привычек, культуре общения и поведения. | Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни. | В течение года |
| Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Удивительный мир». | Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды. | В течение года |
| Программа, направленная на социально-психологическую адаптацию «Я и современное общество»: Что такое этикет? Правила, права и желания. Мы все разные. Что такое хорошо и что такое плохо? Школа вежливости. Что такое общение? Невербальные средства общения: мимика, поза. Правила общения со старшими (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью). Правила общения со сверстниками (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью). Общение в семье. Общие правила поведения в общественных местах. Формы поздравлений. | Формирование у умственно отсталых способностей к социальной адаптации, социализации на основе усвоения ими специальных знаний, моделей поведения, опыта социальных взаимоотношений. | В течение года |
Поддержка семейного воспитания
№ | Форма работы | Тема | Цель | Дата проведения |
| Ознакомление с результатами диагностик. | | Познакомить родителей с результатами диагностики; дать рекомендации. | В течение года |
| Индивидуальные и групповые консультации. | Микроклимат в семье. Адаптация учащихся 1 классов к школе. Портрет тревожного ребенка. Что такое суицид и как с ним бороться? Как помочь детям с нарушениями в общении? Роль семьи в воспитании ребенка и др. | Повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно-нравственное воспитание своего ребёнка. | В течение года |
| Разработка памяток и буклетов. | «Режим дня». «Адаптации первоклассников». «Портрет тревожного ребенка». «Как помочь агрессивному ребенку?». «Профилактика суицида». | Просвещение родителей в вопросах развития, воспитания детей. | В течение года |
| Анкетирование. | | Выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни. | Ноябрь 2020 г. |
Работа с педагогическим коллективом
№ | Содержание работы | Цель | Дата проведения |
| Ознакомление с результатами диагностик: Школьная адаптация. Диагностика тревожности. Диагностика состояния агрессии. Изучение сплоченности коллектива. | Познакомить педагогов с результатами диагностики; дать рекомендации. | В течение года |
| Индивидуальное консультирования (по запросу). | Просвещение по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся. | В течение года |
| Работа по профилактики синдрома эмоционального выгорания. | Профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции. | В течение года |
| Разработка памяток и буклетов. | Повышение компетентности педагогов в вопросах развития и воспитания учащихся. | В течение года |
Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога-психолога
Методические материалы
Кейс практического психолога:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?», адаптированная Н.В. Кулешовой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». |
|
Памятки, рекомендации для учителей и родителей. |
|
Конспекты коррекционных и развивающих занятий, бесед. |
Набор игрушек и настольных игр:
Лото «Спорт», «Профессии», «Одежда», «Птицы», «Звери лесные», «Собери картинку» и т.д.
Пазлы «Любимые герои мультфильмов».
Обводки по точкам, по цифрам, по буквам, раскраски по цифрам, по буквам, по знакам.
Геометрические фигуры пластмассовые, мягкие, из картона для развития мелкой моторики рук.
Конструктор «Лего», кубики, магнитный и т.д.
Мягкие игрушки, игрушки для песочной терапии, для парикмахерской, больницы и т.д.
Набор материалов для детского творчества (пластилин, тесто, глина, гипс, шпатлёвка, краски (гуашь, акварель, акрил), цветные карандаши, восковые мелки, бумага, картон (белый, цветной), клей (ПВА, карандаш, канцелярский), ножницы, трафареты, печати, природный материал, крупы, сахар, соль и т.д.
Библиотека практического психолога:
Журнал «Школьный психолог».
Журнал «Воспитание школьников».
Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого школьника».
Юниты «Возрастная психология», «Педагогика», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование».
Немов Р. С. «Психология. Общие основы психологии».
Психодиагностика детей в ДОУ.
Коррекционно-развивающие занятия (комплекс мероприятий на развитие воображения, занятия на снижение детской агрессии).
Технические средства (компьютер, релаксационная музыка).
Документация педагога-психолога:
Нормативно-правовая документация.
Должностная инструкция.
Режим работы.
Недельный план работы.
Адаптивная основная образовательная программа педагога-психолога.
Журнал учета деятельности.
Документация «Группы риска» (семья СОП, опекаемые дети, учащихся состоящих на учете ВШУ, КДН, ПДН и ЗП).
Бланки регистрации результатов обследования.
Протоколы обследования.