2024 - 2025 уч.г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов » составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий.
Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития.
Коррекционные занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.
Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов:
Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования.
Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
I четверть |
Обследование - 2 часа |
1 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | 04.09 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
2 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | 1 | 06.09 | Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий | Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя | Выполняют большинство заданий самостоятельно |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков - 10 часов |
3 | Стимулирующие упражнения повышающие энергетический потенциал: массаж кистей и пальцев рук, катание ладонью шариков, самомассаж | 1 | 11.09 | Метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс» Игра с мячом, обручем | Умеют целиться в цель. Целенаправленно выполняют действия | Контролируют сменяемость действий. Демонстрируют ловкость движений, устойчивость |
4 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции учителя (бросание в цель, повороты и перестроения) | 1 | 13.09 | Выполнение действий по инструкции учителя (2 шага вперед — поворот направо и т. д.) | Умеют четко действовать по инструкции | Самостоятельно выполняют действия |
5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | 18.09 | Выполнение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением | Умеют ориентироваться в микропространстве. Умеют учитывать сенсорные свойства предметов | Подражают взрослому, понимают смысл речи. Умеют учитывать сенсорные свойства предметов |
6 | Упражнения на синхронность работы обеих рук | 1 | 20.09 | Работа со шнуром, нанизывание бусин, шнуровка, плетение косички | Согласовывают действия и движения разных частей тела | Умеют действовать по инструкции, четко выполнять действия, сличать результат с образцом |
7 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету | 1 | 25.09 | Штрихование в разных направлениях, с различной силой движения руки; штрихование различными видами линий | Раскрашивают рисунок, выполнять штриховку в разных направлениях | Умеют аккуратно раскрашивать рисунок, выполнять штриховку в разных направлениях. Умеют координировать движения рук при письме |
8 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 | 27.09 | Формирование навыка обводки по контуру, трафарету | Обводят по трафарету орнаменты из геометрических фигур по инструкции учителя | Умеют обводить по трафарету, штриховать и раскрашивать. Умеют действовать по образцу |
9 | Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога) | 1 | 02.10 | Формирование навыка обводки по контуру, создание рисунка на бархатной бумаге, мозаика | Умеют согласовывать действия и движения разных частей тела | Умеют действовать по инструкции, четко выполнять действия, сличать результат с образцом |
10 | Графический диктант (по показу) | 1 | 04.10 | Знакомство с графическим диктантом | Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа | Умеют действовать самостоятельно, сравнивают результат с образцом. Умеют подчиняться правилам |
11 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | 1 | 09.10 | Вырезание ножницами, сгибание бумаги | Вырезают из бумаги по контуру предметные изображения. Умеют пользоваться ножницами, шаблоном | Владеют приемами вырезания самостоятельно |
12 | Работа в технике объемной аппликации | 1 | 11.10 | Работа в технике объемной аппликации | Составляют целое из разных частей. Составлять целое из отдельных частей | Соотносят части изображений по размеру, расцветке. Умеют работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве |
Тактильно-двигательное восприятие – 5 часов |
13 | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | 16.10 | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) | Узнают знакомые предметы на ощупь (правой и левой рукой попеременно) по инструкции учителя | Определяют на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) самостоятельно |
14 | Определение на ощупь формы предметов. Тактильное восприятие жидкости | 1 | 18.10 | Обследование геометрического тела (шар, куб, брусок, призма: крыша). Рассматривание, ощупывание трафарета фигур треугольник, круга, квадрата, прямоугольника, овала | Узнают на ощупь объемные (шар, куб) и плоскостные (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал) геометрические фигуры | Определяют на ощупь формы предметов самостоятельно |
15 | Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков | 1 | 23.10 | Рисование ладошками разные виды животных | Рисуют ладошками разные виды животных по инструкции учителя | Рисуют ладошками разные виды животных |
16 | Раскатывание пластилина на картинке, лепка: «Урожай» | 1 | 25.10 | Раскатывание пластилин на картинке, лепка: «Урожай» | Создают разные образы в преобразования форм и творческого воображения | Используют разныеIU |
II четверть |
17 | Игры с крупной мозаикой различной текстуры | 1 | | Выкладывание узоров из мозаики | Умеют группировать детали по цвету, выкладывать детали мозаики | Работают по образцу и самостоятельно |
Кинестетическое и кинетическое развитие - 4 часа |
18 | Движения и позы верхних и нижних конечностей | 1 | | Выполнение упражнения по инструкции педагога. Логоритмические игры. Инсценировка движений разных животных | Умеют инсценировать движения разных животных по инструкции учителя | Инсценируют движения разных животных самостоятельно |
19 | Движения и положения головы, вербализация собственных ощущений | 1 | | Выполнение движения по инструкции учителя. Логоритмические игры, упражнения | Выполняют движения по инструкции учителя | Умеют выполнять движения и логоритмические упражнения самостоятельно |
20 | Движения и позы всего тела | 1 | | Имитирование движения, игра «Море волнуется», «Зеркало». Логоритмические игры и упражнения | Имитируют движения по инструкции учителя | Имитируют движения и позы тела самостоятельно |
21 | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | | Инсценировка сказки «Колобок», животные | Инсценируют сказку «Колобок» с помощью учителя | Инсценируют сказку «Колобок», животных |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов - 16 часов |
22 | Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) | 1 | Изучение и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками | Умеют рассматривать, запоминают и называют геометрические тела | Знают название геометрических тел. Группируют предметы по форме |
23 | Соотношение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрические тела | 1 | Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрического тела | Умеют соотносить геометрического тела и его изображения | Обводят геометрические изображения самостоятельно |
24 | Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия | 1 | Соотнесение геометрической фигуры и её контурные изображения. Действие по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его» | Умеют самостоятельно соотносить геометрические фигуры и её контурные изображения | Умеют действовать по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его» |
25 | Составление изображения из геометрических фигур | 1 | Составление изображения из геометрических фигур. Называние геометрической фигуры, из которых состоит рисунок | Умеют воспринимать изображения, составленные из геометрических фигур | Знают как называть геометрические фигуры, из которых состоит рисунок |
26 | Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира | 1 | Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Называние разных категорий величины по словесной инструкции | Умеют раскладывать однородные предметы разной величины на 2 группы | Знают как выделять и называть разные категории величины по словесной инструкции |
27 | Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине | 1 | Сравнивание фигур (изображений) по разным параметрам величины. Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины | Сравнивают фигуры (изображения) по разным параметрам величины с помощью учителя | Сравнивают 2—3 предметов по высоте и толщине |
28 | Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине | 1 | Сравнивание фигуры (изображения) по параметрам величины. Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины. Развивающие задания в тетради | Сравнивают фигуры (изображения) по параметрам величины по инструкции учителя | Сравнивают 2—3 предметов по длине и ширине самостоятельно |
29 | Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога | 1 | Соотнесение геометрической формы и изображения предмета: дидактическая игра «Фигуры и формы». Соотнесение предмета по величине в натуре и изображенных на картинках | Соотносят геометрические формы и изображения предмета | Группируют3 предметов по форме и величине |
30 | Закрепление и активизация представлений в практической деятельности. Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента | 1 | Составление геометрической фигуры из частей по расчленённому образцу. Составление изображения и орнаменты из геометрических фигур | Составляют геометрические фигуры из частей по расчленённому образцу | Составляют изображения и орнаменты из геометрических фигур самостоятельно |
31 | Формирование у детей сенсорных эталонов цвета | 1 | Усваивание названия сенсорных эталонов цвета. «Какого цвета?» «Подбери чашки к блюдцам» | Умеют называть сенсорные эталоны цвета | Называют сенсорные эталоны цвета и оттенки самостоятельно |
32 | Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов | 1 | Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3-4 группы | Раскладывают однородные предметы разного цвета с помощью учителя | Раскладывают однородные предметы разного цвета на 3-4 группы самостоятельно |
33 | Нахождение в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции | 1 | Нахождение в окружающей среде предмета заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета» | Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции | Группируют предметы по цветовому признаку самостоятельно |
34 | Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога Составление сериационных рядов по величине и цвету по заданному признаку | 1 | Выделение формы и цвета по словесной инструкции: «Покажи красный круг» Группировка предметов по форме, по цвету | Выделяют формы и цвета по словесной инструкции | Группируют предметы по форме, по цвету без словесной инструкции |
35 | Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков к основным цветам | 1 | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | Различают цвета и оттенки по инструкции учителя | Подбирают оттенки к основным цветам самостоятельно |
36 | Конструирование предметов из геометрических фигур | 1 | Дидактическая игра «Построим город», «Построим мост» | Умеют конструировать предметы из геометрических фигур | Конструируют предметы из геометрических фигур самостоятельно |
37 | Выделение и различение частей знакомых предметов Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | 1 | Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале | Выделяют и различают части знакомых предметов с опорой на образец | Выделяют и различают части знакомых предметов самостоятельно |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 5 часов |
38 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции учителя) | 1 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей | Умеют формировать навыки зрительного анализа и синтеза предметов по инструкции учителя | Формируют навыки зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей |
39 | Нахождение отличий на наглядном материале | 1 | Сравнение двух картинок, игра «Найди отличия» | Сравнивают две картинки на наглядном материале с помощью учителя | Сравнивают две картинки на наглядном материале самостоятельно |
40 | Развитие зрительной памяти | 1 | Развитие зрительной памяти | Умеют выполнять упражнения на зрительную память по инструкции учителя | Выполняют упражнения на зрительную память без опоры на образец |
41 | Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) | 1 | Различие наложенного изображения предметов | Различают наложенные изображения предметов по образцу | Умеют различать наложенные изображения предметов (2-3 изображений) |
42 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения (на занятиях) | 1 | Выполнение физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику | Умеют выполнять физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику по инструкции учителя | Выполняют физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику без опоры на образец |
Восприятие особых свойств предметов – 5 часов |
43 | Развитие тактильно-двигательного восприятия | 1 | Узнавание знакомый предмет на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий. Мешочек на ощупь «Найди такой же» | Узнают знакомый предмет на ощупь с помощью учителя | Узнают знакомый предмет на ощупь. Определяют фактуры предмета: шершавый, гладкий |
44 | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) | 1 | Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различие температуры предмета на ощупь; использование слов «тёплый», «холодный», «горячий». Определение температуры предмета по картинке | Определяют по инструкции холодной, тёплой, горячей воды | Различают температуры предмета на ощупь. Определяют температуры предмета по картинке |
45 | Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное) | 1 | Различение вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное) | Умеют различать вкусовые качества с помощью учителя | Различают вкусовые качества самостоятельно |
46 | Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 | Развитие обоняния (приятный - неприятный запах) | Умеют определять по запаху (приятный - неприятный запах) | Определяют по запаху (приятный - неприятный запах) самостоятельно. |
47 | Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений | 1 | Сравнение предметов, имеющих разную массу. Использование слова «тяжелее», «легче», «такой же массы» | Умеют сравнивать предметы, имеющие разную массу | Используют слова «тяжелее», «легче», «такой же массы» |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 5 часов |
48 | Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости | 1 | Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости | Умеют развивать умения прислушиваться и различать шумы по громкости | Развивают умения прислушиваться и различать шумы по громкости самостоятельно |
49 | Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) | 1 | Характеристика звуков по громкости и длительности | Умеют различать звуки по громкости и длительности с помощью учителя | Различают шумы, музыкальные и речевые звуки самостоятельно |
50 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная) | 1 | Прослушивание музыкальных произведений | Умеют различать мелодии по характеру с помощью учителя | Различают мелодии веселые и грустные самостоятельно |
51 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 1 | Подражание звукам окружающей среды | Умеют подражать звукам окружающей среды | Подражают звукам окружающей среды самостоятельно |
52 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | 1 | Определение происхождения звуков | Умеют определять звуки | Различают по звук по голосу самостоятельно |
Восприятие пространства - 7 часов |
53 | Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела | 1 | Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела | Показывают части тела по инструкции учителя | Умеют ориентироваться в схеме собственного тела |
54 | Ориентировка в помещении (Слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу) | 1 | Ориентировка в помещении | Умеют двигаться в заданном направлении, обозначение словом направления движения | Ориентируются в понятиях слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу |
55 | Ориентировка в школьном помещении | 1 | Ориентировка в школьном помещении | Умеют ориентироваться в понятии «дальше-ближе» | Ориентируются в помещении самостоятельно |
56 | Ориентировка на листе бумаги | 1 | Выделение всех углов, срисовывание с образца по словесной инструкции | Выделяют все углы, срисовывают с образца по словесной инструкции | Ориентируются на листе бумаги самостоятельно |
57 | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа | 1 | Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа | Умеют словесно обозначать пространственных отношений между предметами по инструкции учителя | Обозначают пространственных отношений между предметами |
58 | Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа. Пространственная ориентировка на поверхности парты | 1 | Словесное обозначение пространственных отношений между предметами | Умеют раскладывать предметы по инструкции | Ориентируются на поверхности парты самостоятельно |
59 | Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов | 1 | Определение положения предметов | Умеют определять положение предмета с помощью учителя | Используют предлоги для определения положения предмета |
Восприятие времени – 5 часов |
60 | Части суток (утро, день, вечер, ночь) | 1 | Игра «Неделька», понятие сутки, игра «В какое время суток это бывает?» | Умеют называть части суток с помощью учителя | Называют части суток. Определяют в какое время суток это бывает |
61 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года | Выполняют задания на понятия частей суток, дней недели, времен года | Выполняют задания на понятия частей суток, дней недели, времен года самостоятельно |
62 | Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» | 1 | Название по порядку месяцев в году | Умеют назвать времена года с опорой на образец | Работают с моделью «Времена года» самостоятельно |
63 | Знакомство с часами. Меры времени (секунда, минута, час, сутки) | 1 | Название мер времени (секунда, минута, час, сутки) | Умеют называть меры времени (секунда, минута, час, сутки) с опорой на образец | Называют меры времени (секунда, минута, час, сутки) самостоятельно |
64 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов | 1 | Беседа, игра с часами «Скажи, который час?» | Определяют время по часам с помощью учителя | Определяют время по часам самостоятельно |
Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа |
65 | Обследование графомоторных навыков | 1 | Выполнение графических заданий (зрительные и на слух) | Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа | Выполняют графические задания без опоры на образец |
66 | Обследование познавательной деятельности | 1 | Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают звуки живой природы с помощью учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя. Определяют «четвертый лишний с помощью учителя. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия | Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке. Узнают звуки живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. |