СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Родная литература 5 класс 7 часов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по Родному языку Краснодарский край 7 часов, 3 четветь

Просмотр содержимого документа
«РП Родная литература 5 класс 7 часов»

Краснодарский край, Щербиновский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 имени

Героя Советского Союза Ивана Григорьевича Остапенко

муниципального образования Щербиновский район

село Глафировка







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По родной литературе (русская)


Уровень образования основное общее образование 5 класс


Количество часов всего 7


Учителя: Сидоренко Яна Борисовна




Программа разработана в соответствии и на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.






















1.Планируемые результаты освоения учебного курса:


  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  2. восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  6. овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  1. определять тему и основную мысль произведения;

  2. находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  3. определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  4. выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

  5. пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  6. собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

  7. выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

  8. выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

  9. произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  10. ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  11. пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Устное народное творчество.

1.1. Русские народные сказки. Сказка как зеркало национальной культуры и хранилище материальной и духовной культуры народа.

1.2. Метафоричность русской загадки. Загадки о явлениях природы, предметах быта, животных и растениях.

1.3. Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).

1.4. Лексические средства выразительности в художественном тексте. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Лексический повтор. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; заяц – трусливый человек, осел – упрямство, змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Связь имен в малых жанрах русского фольклора с народным календарем.

1.5. Роль грамматических средств выразительности в художественном тексте. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Сравнительная степень имен прилагательных. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Глагол и формы глагола (вид, время, возвратность-невозвратность). Символическое значение числительных в жанрах фольклора.

1.6. Элементы анализа художественного текста. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Инверсия. Тавтология и плеоназм как средство выразительности в жанрах фольклора. Постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица и др.). Сравнение. Аллегория в загадках. Гипербола и литота в волшебной сказке. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) 5 класс

п/п

Раздел

Кол-во

Темы

УУД

1.

Устное народное творчество

1

1.Русские народные сказки.

Выразительно читают фрагменты сказок;

определяют, какие события в произведении являются центральными;

определяют, где и когда происходят описываемые события; описывают, каким представляется герой произведения, комментируют слова героя; выделяют в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивитель-ные) места; отвечают на поставленный учите-лем/автором учебника вопрос.


1



1

2.Метафоричность русской загадки.

3.Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества.

Находят основные изобразительно-выразительные средства, определяют их художественные функции


1

4.Лексические средства выразительности в художественном тексте.


1

5.Роль грамматических средств в художествен-ных текстах.


2

6.Элементы анализа художественного текста.

Устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.


Итого

7