СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП родная литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП родная литература»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2020г. от «____»_____2020г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родная литература»













Учитель: Филькова Е.А.

Класс: 5

Учебный год 2020-2021















1. Пояснительная записка


Рабочая программа по родной литературе для 5 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель - Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева 2019/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5 класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2016.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»


Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения:

высокая художественная ценность,

гуманистическая направленность,

позитивное влияние на личность ученика,

соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,

культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.


























4. Тематическое планирование уроков родной литературы (17ч) в 5 классе


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения


по плану

по факту

1

Своеобразие родной литературы.

1



Устное народное творчество

2

Русские народные сказки.

1



3

Загадки, частушки, поговорки, песни.

1



Из древнерусской литературы

4

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

1



Из русской литературы XVIII века

5

А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.

1



6

М. В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...».

1



7

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

1



Из русской литература XIX века

8

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

1



9

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?»

1



10

А. П. Чехов. «Репетитор», «Белолобый» и др.

1



11

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

1



Поэтический образ Родины

12

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

1



Литература XX века

13

Е. И. Носов. «Варька».

1



14

В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

1



15

Пришвин М.М. «Остров спасения». 

1



Родная природа в произведениях поэтов ХХ века

16-17

Рубцов Н.М. «Родная деревня». А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему-то в детстве".

2











4. Тематическое планирование уроков родной литературы (17ч) в 5 классе


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения


по плану

по факту

1

Своеобразие родной литературы.

Чтение русских народных сказок.



Устное народное творчество

2

Русские народные сказки.

Характеристика героев фольклорных произведений.



3

Загадки, частушки, поговорки, песни.

ДМ «Читаем, думаем, спорим…» стр.5 задание 9 или 7, придумать загадку.



Из древнерусской литературы

4

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».

Написать сочинение-рассуждение « В чём проявляется тоска и грусть путешественника по своей родине?» (по тексту «Хожение за три моря». Принести текст басни

А. Д. Кантемира «Верблюд и лисица».



Из русской литературы XVIII века

5

А. Д. Кантемир. «Верблюд и лисица».

Анализ басни.



6

М. В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...».

Выразительное чтение наизусть.



7

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

Анализ басни.



Из русской литература XIX века

8

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Выразительное чтение наизусть.

Принести текст сказки Даля В.И. «Что значит досуг?»



9

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?»

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них - использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Заполнить таблицу «Характеристика героев».

Чтение рассказов А.П.Чехова



10

А. П. Чехов. «Репетитор», «Белолобый» и др.

Чтение рассказа «Пересолил», иллюстрации к нему и кроссворд (ДМ «Читаем, думаем, спорим…» стр.92).

Принести на урок рассказ Станюковича К.М. «Рождественская ночь».



11

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

Написание отзыва на рассказ Станюковича К.М. «Рождественская ночь».



Поэтический образ Родины

12

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения.

Просмотр фильма «Варька» (1971).



Литература XX века

13

Е. И. Носов. «Варька».

Написание отзыва.

Чтение рассказа

В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»



14

В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Написание отзыва.

Принести рассказ Пришвина М.М. «Остров спасения». 



15

Пришвин М.М. «Остров спасения». 

Написать сочинение-миниатюру «Мои незабываемые встречи с природой».



Родная природа в произведениях поэтов ХХ века

16-17

Рубцов Н.М. «Родная деревня». А.Блок "Ты помнишь, в нашей бухте сонной". Д.Самойлов "Сказка".В.Берестов "Почему-то в детстве".

Выразительное чтение наизусть.



































Аннотация к рабочей программе по родной литературе в 5 классе


Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Главная идея программы по русской родной литературе – изучение литературы от русской литературы XVIII к литературе  XIX, XX веков.

В программе соблюдена системная направленность: освоение различных жанров стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Целью реализации образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русская родная литература является освоение предмета « Русская родная литература» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы по литературе:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждённый 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.12);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  • Примерная рабочая программа «Литература. 5-9 классы. Авторы: В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В Беляева. Москва: «Просвещение» 2019.


Описание места учебного предмета «Русская родная литература»

в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русская родная литература» изучается с 5-го по 9-й класс.


Класс

Количество часов в неделю

5

0,5

6

0,5

7

0,5

8

1

9

2

Итого

4.5


Технологии, используемые в учебном процессе:

Здоровьесберегающие;

Компьютерные;

метод проектов;

модульные технологии;

игровые технологии.

Методы и приёмы обучения:

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемное изложение;

-частично-поисковый;

-исследовательский.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. Типы уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

В процессе изучения курса используются следующие виды контроля:

  • текущий,

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение  (в том числе наизусть),  развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;

  • итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов.

Примерные темы проектных и исследовательских работ


  1. Книги вчера, сегодня, завтра.

  2. Литература и мой край.

  3. Мои ровесники в литературных произведениях.

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города.

  5. Что читают мои одноклассники?

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!