ТРИЗ
Одной из главных задач учителя начальных классов и требований ФГОС стало обеспечение условий для формирования творческой личности ,как обозначить связь между понятиями « творчество » и « требования », « духовный мир » и « гос.заказ »?
Ассоциация слова « творчество »?(вероятно ,что-то новое ,связанное с духовным миром человека).Это понятие заложено в ФГОС «…готовность ученика к саморазвитию ,экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии ,усвоение гуманистических ценностей…»
В этом помогут приёмы РТВ Р-азвитие
Т-ворческог о
В-оображения .
Цель : освоить приёмы создания творческих продуктов, знакомство с элементами ТРИЗ. Задачи : . воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО ; . воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; . развитие навыков работы в группе; . развитие речи, креативного мышления , фантазии.
Приемы РТВ
- Хорошо-плохо
- Да-нет-ка
- Матрешка
- Приемы фантазирования
- Моделирование маленькими человечками
- Метод фокальных объектов
- Салат из сказок
- «Шкала фантазии»
- Оператор РВС
- Конструирование загадок
- Метод снежного кома
- Метод золотой рыбки
- Морфологический ящик
Увеличение-уменьшение
Объект или факт изменить во много раз так,
чтобы появилось новое качество.
“ В чашечке большого тюльпана
сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая,
всего в дюйм ростом.
Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка. ”
(Г.Х. Андерсен “ Дюймовочка ”)
Увеличение – уменьшение
(проснулись жители ,а трава «выросла до пятого этажа»
(вышел дед в огород, а репка такая маленькая, что без очков не видно)
Эмпатия- способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать эмоциональную поддержку.(поставить себя на место собеседника , сопереживать ему , воспринимать его внутреннее состояние, сохраняя все смысловые и эмоциональные особенности.
Эмпатия- умение воплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
- Оживи ветер :Кто его мама?Друзья?Характер?
- Какой совет дашь людям на месте растений?
-Ты жук?(увидел банку с вареньем ,она закрыта,как открыть?
- Каким животным хотел бы побывать? Почему?
Оживление – окаменение
- Как мне повезло!- говорит береза,- из меня делают веники, …
- Как мне повезло!- говорит картошка, - …
Морфологический ящик
слон
голова
утка
туловище
улитка
+
хвост
жираф
+
уши
бабочка
+
лапы
+
+
материал
форма
ткань
звук
дерево
круг
смех
квадрат
железо
запах
треугольник
стекло
колокольчик
способ передвижения
цветы
овал
щебет
автомобиль
бумага
духи
легкий ветерок
конфеты
прямоугольник
ковер-самолет
варенье
свист
воздушный шар
облако
кофе
сапоги скороходы
Конструирование сказки
- Сказочный винегрет
- Игра «Только на одну букву»
- назвать Ф.И.
-откуда приехал
-на чем
-куда едешь
-за чем
-кто тебя встретит
-какие там птицы встречаются
-какие звери
-какой подарок ты везешь
На что похоже? Что бы это значило? «На свете всё на что то похоже…» - Самолёт на что похож? - Ковш экскаватора на что похож?
Хорошо - плохо
Игра "Хорошо - Плохо" имеет несколько вариантов (Пример: карандаш. - Нравится, что карандаш красный, не нравится, что тонкий. - Хорошо, что он длинный, плохо, что остро заточен, можно уколоться. - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается. Рассмотрению может быть подвергнyтo и конкретное свойство предмета: - Хорошо, что длинный - может служить указкой, но не входит в пенал . - Деревянный - легко точится, но и может случайно сломаться. - Красный - можно нарисовать салют, но нельзя разукрасить траву. И т.д .) * Учит выявлять в предмете, человеке или явлении явные и скрытые признаки (хорошее и плохое). *Любой объект одновременно обладает различными противоположными признаками.
«МАТРЕШКА»
Самый простой пример использования «матрешки»: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. Прием легок в использовании на любом предмете.
- Природоведение. Широколиственные (широко, рок, око, кол, лист, коли) – какие слова определяют значение слова?
Ситуация : ты в другой галактике пишешь письмо маме, подпиши адрес. (кв. 32, д.15, кв.120, г.Ангарск, Иркутская обл., Россия, Евразия, Земля, Солнечная система, Млечный путь.)
- Русский язык. Столовая (стол, сто, тол, лов) – какое слово является проверочным, почему?
* Помогает заглянуть глубоко «внутрь» объекта и видеть его в системе.
«СНЕЖНЫЙ КОМ»
Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например:
- Капитан вел корабль.
- Капитан вел корабль по морю .
- Капитан вел корабль по Белому морю.
- Молодой капитан вел корабль по Белому морю.
- Молодой капитан Севастьянов вел корабль по Белому морю.
- Молодой капитан Севастьянов уверенно вел корабль по Белому морю. И т.д.
* Учит составлять простые распространенные предложения.
Ускорение – замедление
( встреча Лисы и Колобка длится одну секунду: нет времени съесть его, как спасти Колобка)
• Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети)
• Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья)
• Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить
спрятаться, изменить сюжет сказки).
• Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил
Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась
добрая Лиса).
Системный оператор
Прошлое → Настоящее → Будущее
Преимущества:
- Универсальны.
- Отрабатывают все мыслительные
операции.
- Создают условия для использования
межпредметных связей.
- Формируют УУД.
- Подводят обучающихся к
самостоятельному решению учебной
задачи.
самостоятельного открытия.
«Мастерская знаний»
Игры – тренинги
(система игр, тренингов, конструкторов)
Разработана Нестеренко А.А.
Название тренинга
Мыслительные операции
1. Мои друзья
обобщение - конкретизация
2. Теремок
сравнение
3. Я беру тебя с собой
обобщение - конкретизация
4. "Да - Нет"
5. Аукцион
Комплексная
конкретизация
6. Витрина
Комплексные: включают различные
7. Хорошо-плохо
операции и работу с противоречиями
8. Метод Робинзона
(в неявном виде)
9. Расселение
классификация
«МОИ ДРУЗЬЯ»
- Каждый ученик получает или выбирает себе объект
- Учитель называет значение признака;
- Те дети, в объектах которых есть это значение признака, подбегают к учителю
* Учит «всматриваться» в слова, через видение подсистемы слова.
Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ
- У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой морковку. А что у вас?
- Д: У меня капуста.
- У: Я не беру тебя с собой.
- Д: У меня апельсин.
- У: Я не беру тебя с собой.
- Д: У меня медуза.
- У: Он берет тебя с собой.
- Д: У меня мокрица.
- У: Я беру тебя с собой.
- Д: Признак: все предметы начинаются с буквы «М»?
- У: Да!
* Учит определять признак, по которому отбираются объекты.
« ВИТРИНА »
- Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект из копилки.
- Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить, какой объект загадан.
- Учитель отвечает. Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан». Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу.
- Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру
* Учит видеть общие признаки в словах, «отсекать» группу слов с одинаковыми признаками.
Составление загадок Отдельная методика А.А.Нестеренко
"Мышление талантливо тогда,
когда оно работает
в соответствии с законами внешнего мира"
(Г.С. Альтшуллер)
УСПЕХОВ
И ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ !