СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русь с древнейших времён до конца XV в.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повышение стимула к дальнейшему изучению истории родной страны; привитие чувства гордости и уважения к многовековой истории России.

Просмотр содержимого документа
«Русь с древнейших времён до конца XV в.»»

Тема: «Русь с древнейших времён до конца XV в.»


Цель урока: повышение стимула к дальнейшему изучению истории родной страны; привитие чувства гордости и уважения к многовековой истории России.

Задачи урока:

1. Образовательные: обобщить знания учащихся по истории России с древнейших времен до конца XV в.;

2. Развивающие: развивать умение учащихся работать с картами, историческими понятиями, текстами, иллюстрациями;

3.Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к истории родной страны.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; интерактивная доска/МИМИО; мультимедийный проектор; колонки; программные средства MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord; учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России» 10 класс, настенная карта «Татаро-монгольское нашествие. Борьба Руси с немецкой и шведской агрессией».




















План урока:

  1. Подготовка к уроку-игре.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Основная часть: «Конкурсы»:

Конкурс 1. «Домашнее задание»

Конкурс 2. «Человек-загадка»:

Задание А. Определите, о ком идёт речь?

Задание Б. Кому принадлежат данные высказывания?

Конкурс 3. «Неизвестный город»

Конкурс 4. «История в картинах»

Конкурс 5. «Исторические события и даты»:

Задание А. Указать даты исторических событий

Задание Б. По фрагменту стихотворения указать дату данного события

Конкурс 6. «Оружие» (Конкурс капитанов)

  1. Подведение итогов игры, награждение победителей.

  2. Закрепление материала: показ видеофрагмента «Битва на реке Калке».

  3. Домашнее задание: нарисовать в рабочих тетрадях портрет одного из русских князей.

  4. Подведение итогов урока и заключительное слово учителя.














«Родная страна становится ещё более

близкой и родной, когда знаешь её

историю»

М.И.Калинин.(слайд 2)


Ход урока:

  1. Подготовка к уроку-игре:

Заранее выбираются команды по четыре участника каждая. Командам заранее дается домашнее задание – составить кроссворд по культуре Древней Руси. Перед началом игры эти кроссворды проверяются и оцениваются до трех баллов. Каждый конкурс оценивается бальной системой оценивания для выявления наиболее сильных знатоков, а таковым будет являться целая команда. Независимо от сложности, каждый вопрос оценивается одним баллом. Если члены команды не отвечают на поставленный вопрос, то ответ на этот вопрос дает ученик из числа болельщиков, каковыми будут являться учащиеся класса, которые не принимают прямого участия в игре. Поэтому болельщики тоже принимают активное участие на уроке. Также им заранее на дом даются выучить стихи, которые они будут рассказывать для команд. Команды же должны назвать даты, к которым относятся события, указанные в стихотворениях. Подведя итог игры, будут оценены активные болельщики и команда, взявшие наибольшее количество баллов.


  1. Вступительное слово учителя.

  2. Игра:

Перед тем, как начать игру командам и болельщикам задаются вопросы для разминки. (слайд 3)

1. Раскройте так называемую «норманнскую теорию» происхождения Русского государства.

2. В каком году было образовано Древнерусское государство?

3. Кто на Руси установил порядок передачи великокняжеской власти по старшинству?

1. Конкурс «Домашнее задание» (слайд 4)

Каждая команда сдаёт свой кроссворд по культуре Древней Руси, которые предварительно были поручены составить. Это задание оценивается до трех баллов. Если какая-то команда не сдает кроссворд, то балл не ставится.


2. Конкурс «Человек-загадка» (слайды 5-9)

На стенде портреты Олега, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Святослава, Ивана III, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, Владимира I Святого, Чингисхана, Нестора.

На вопросы первым начинает отвечать та команда, которая лучше справляется с домашним заданием. Команды должны дать точные ответы на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.


Задание А. Определите, о ком идёт речь?

  1. Эти князья правили в Киеве, во время похода на этот город князя Олега.

Ответ – Аскольд и Дир.

  1. В годы правления этого князя на Руси была «Великая Тишина».

Ответ – Иван Калита.

  1. Этот хан создал монгольскую империю.

Ответ – Чингисхан.

  1. Монах Киево-Печерского монастыря, который считается автором «Повести временных лет».

Ответ – Нестор.

  1. Этот человек построил храм Святой Софии в Киеве.

Ответ – Ярослав Мудрый.

  1. Этот князь является первым правителем Древнерусского государства из династии Рюриковичей.

Ответ – Игорь Рюрикович.


Задание Б. Кому принадлежат данные высказывания и слова?

  1. «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедшие, возьмут». Ответ – Половецкий хан Котян.

  2. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

Ответ – Олег.

  1. Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вас идти».

Ответ – Святослав.

  1. «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или нищий, да будет мне враг!».

Ответ – Владимир IСвятой.

  1. «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

Ответ – Владимир IIМономах.

  1. «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам! И да будет мир брату моему и вам, братья!»

Ответ – Борис Владимирович, неподалёку от Киева на р. Альта


3. Конкурс «Неизвестный город» (слайды 10-11)

Для этого задания используется карта. Каждой команде дается по два вопроса в виде событий, выражений и т.д. Команды должны ответить окаких городах идёт речь?За каждый правильный ответ ставится по одному баллу.

  1. «Матерью городов русских» называли его современники.

Ответ – г. Киев.

  1. Юрий Долгорукий считается основателем этого известного города. Ответ – г. Москва.

  2. В борьбе за лидерство среди русских земель главным соперником Москвы был(а).

Ответ – г. Тверь.

  1. Пограбив русские земли в 1395 году Тимур, властитель Средней Азии, неожиданно от этого города ушел восвояси.

Ответ – г. Елец.

  1. Владимир I Святой в этом городе построил церковь Успения Пресвятой Богородицы, эту церковь ещё называют Десятинной.

Ответ – г. Киев.

  1. В этом городе с середины ХII века установилось вечевое правление. Ответ – г. Новгород.


4. Конкурс «История в картинках» (слайды 12-14)

Для этого конкурса выбираются только картины или портреты. Опираясь на иллюстрации каждая команда должна определить название картины, назвать событие, дату, личность, с которой оно связано.За каждый правильный ответ ставится по одному баллу.

  • «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1185 г., Игорь Святославич.

  • «Ледовое побоище», 5 апреля 1242 г., Александр Невский.

  • «Крещение Руси», 988 г., Владимир Святой.


5. Конкурс «Исторические события и даты» (слайд 15)

В этом конкурсе участие принимают и болельщики. Конкурс делится на две части. В первой части каждой команде даются карточки с вопросами, на которые они должны записать ответы. Для выполнения первого задания определяется время равное одной минуте.

Во второй части конкурса каждой команде поочередно болельщики задают вопросы по теме в виде стихотворения, которые они предварительно самостоятельно подготовили. Команды должны определить время события, которое описано в стихотворении. Каждый правильный ответ оценивается по одному баллу.


Задание А. В течение одной минуты указать даты перечисленных событий:

  • Призвание варягов –

  • Крещение Руси –

  • Строительство церкви Николы на Липне под Новгородом –

  • Куликовская битва –

  • Разорение Рязани ханом Батыем –

  • Съезд князей в Любече –

Ответы: 862, 988, 1292, 1380, 1237, 1097.


Задание Б. По фрагменту стихотворения назвать дату данного события:

1. Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном - тын, за домом - дом

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы. (Ответ: 1147 г.)


2. Ой, лихо, лихо! Ой, беда!

Стоит орда, грозит орда!

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора -

Мехов, казны и серебра. (Ответ: 1237 г.)


3. Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час -

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.

Шла в поход большая рать.

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сковало льдом

Озеро Чудское. (Ответ: 1242 г.)


4. С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,

И распалась ордынская сила. (Ответ: 1480 г.)


5. Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум.

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на ордынцев разом.

Не обучали эту рать,

Людей, случайно уцелевших,

Но каждый шёл врага карать

За родичей, в огне истлевших,

И за потопленных в Оке

Готов был каждый мстить монголам,

А меч у мстителя в руке

В бою не кажется тяжёлым. (Ответ: 1237 г.)

6. Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было ещетакой.

И, хоть кого спроси, -

"Мамаево побоище"

Все знают на Руси! (Ответ: 1380 г.)


6. Конкурс капитанов «Воины» (слайды 16-18)

На интерактивной доске выставляются картинки с разными оружиями и снаряжениями воинов. Капитан каждой команды за одну минуту по данным картинкам должен подобрать русскому и западноевропейскому воинам именно то оружие и снаряжение, которое было в указанное время:

1. Русскому2. Западноевропейскому.


  1. Подведение итогов игры.

Подводятся итоги игры. Все члены победившей команды и самые активные болельщики награждаются отличными отметками в журнале. А победившая команда и болельщик, набравший наибольшее количество баллов, награждаются грамотами.


  1. Закрепление урока. (слайд 19)

Для закрепления урока включается видеофрагмент «Битва на реке Калке».


  1. Домашнее задание: (слайд 20)

Всем учащимся класса даетсязадание на дом – нарисовать в рабочих тетрадях портрет одного из русских князей.


  1. Подведение итогов всего урока.