10 класс Профильный уровень
Тема: Из истории русской философской мысли.
План:
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. (10 урок)
2. Философские искания XIX в. (11 урок)
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров. (12 урок)
Понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип».
Культурный раскол общества: традиционная культура низших классов и европейская — высших слоев.
Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох - от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:
Этап | Период | Характеристика |
I | XI-XVII вв. | Становление русской философии (предфилософия) |
II | XVIII в. | Философия в России XVIII в. |
III | Конец XVIII - первая половина XIX в. | Становление русской философии как науки |
IV | Вторая половина XIX - начала XX в. | Развитие и расцвет русской философской мысли |
V | С 20-х гг. XX в. | Современная отечественная философия |
1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.
1.1 Киевский митрополита «русин» Иларион (XI в.). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».
1.2 Владимир Мономах: продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека.
Философия Киевской Руси выработала принципиально новые (по сравнению с дохристианскими) взглядов:
• на мир как на творение Бога;
• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;
• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;
• о причастности Руси к всемирному развитию,
• о моральных нормах и принципах.
1.3 Игумен Псковского монастыря Филофей: идея Москвы как о третьем Риме, хранительнице правой веры.
В XVII в. появляются новые философские взгляды. Они связаны с именем Юрия Крижанича, сторонника «славянского единства». Он выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.
Вывод: Следовательно, в произведениях философской мысли на данном этапе сильное влияние продолжает оказывать религия, но уже начинается процесс постепенного отхода философии от богословия.
В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой - сохранение единственного, истинного, православного христианства. Искусство власти виделось в решении главной задачи - утверждении идеала «Москва - третий Рим».
В XVII в. политическая философия получает дальнейшее развитие, появляются произведения, в которых авторы размышляют над проблемами управления государства.
Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.
Феофан Прокопович. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.
В.Н.Татищев - блестящий историк и публицист. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие обобщения. Он уповает на Разум человека. Его произведение «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» представляет собой свод русской политической, философской, педагогической мысли. «Разговор» написан в форме диалога двух собеседников, один из которых задает вопросы, а другой на них отвечает. В этих ответах и содержится изложение взглядов и мыслей В.Н. Татищева, сторонника Просвещения. Основой общественного развития считал силу человеческого разума. Сторонник утилитаризма – моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Антиох Дмитриевич Кантемир - русский поэт, дипломат. Кантемира всего более занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», - писал он. Следовательно человек ответственен за свои поступки.
Вывод:
Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.
На смену вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека.
Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев. Центром философской мысли становится Московский университет. Философский факультет должен стать обязательной 2-х годичной начальной ступенью.
2. Философские искания XIX в.
П.Я. Чаадаев. Стоял у истоков оригинальной русской философии данного периода, автор знаменитых «Философических писем». Именно он построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Его «Философические письма» не оставили равнодушными современников, продолжают волновать они и нас сегодня. В них философ задумался о пути России, о ее отсталости, отлучении от «всемирного воспитания человеческого рода», о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления высших целей. Современники обвиняли его в антипатриотизме. И тогда философ пишет в 1837 г. «Апологию сумасшедшего» в ответ на данные оскорбительные обвинения, где пытается объяснить лучше свою позицию.
Славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.
В конце XIX века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество» (B.C. Соловьев).
Взгляды В, С. Соловьева
Исходное понятые - категория всеединства:
• смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;
• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.
Три силы, три культуры олицетворяют историю
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Споры о путях развития России, о человеке и его месте в российском обществе продолжились и в 20 веке.
Направления: религиозный экзистенциализм, русский космизм, евразийство и материалистическая марксистская философия.
Споры продолжаются!