СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к урокам 10-12 Русская философия (11-20 вв.)

Просмотр содержимого документа
«Русская философия»

10 класс Профильный уровень

Тема: Из истории русской философской мысли.

План:

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв. (10 урок)

2. Философские искания XIX в. (11 урок)

3. Цивилизационный путь России: продолжение споров. (12 урок)

Понятия и термины: «цивилизационный подход», «культурный раскол», «цивилизация догоняющего типа», «всеединство», «деизм», «культурный тип».

Культурный раскол общества: традиционная культура низших классов и европейская — высших слоев.

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох - от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:

Этап

Период

Характеристика

I

XI-XVII вв.

Становление русской философии (предфилософия)

II

XVIII в.

Философия в России XVIII в.

III

Конец XVIII - первая половина XIX в.

Становление русской философии как науки

IV

Вторая половина XIX - начала XX в.

Развитие и расцвет русской философской мысли

V

С 20-х гг. XX в.

Современная отечественная философия

1. Русская философская мысль XI-XVIII вв.

1.1 Киевский митрополита «русин» Иларион (XI в.). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек, по его мнению, должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Русская земля включалась Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати».

1.2 Владимир Мономах: продолжил развивать мысли об обоснованности включения Русской земли в общемировой процесс, а также изложил свои взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека.

Философия Киевской Руси выработала принципиально новые (по сравнению с дохристианскими) взглядов:

• на мир как на творение Бога;

• на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;

• на человека как двойственное существо, состоящее из бренного (тленного, преходящего) тела и бессмертной души;

• начинают складываться идеи о роли сильного князя и верных подданных;

• о причастности Руси к всемирному развитию,

• о моральных нормах и принципах.

1.3 Игумен Псковского монастыря Филофей: идея Москвы как о третьем Риме, хранительнице правой веры.

В XVII в. появляются новые философские взгляды. Они связаны с именем Юрия Крижанича, сторонника «славянского единства». Он выдвигал программу преобразований в Московском государстве. Главный его труд «Политика» (1663-1667), где впервые в русской мысли политика была представлена как наука.

Вывод: Следовательно, в произведениях философской мысли на данном этапе сильное влияние продолжает оказывать религия, но уже начинается процесс постепенного отхода философии от богословия.

В политической философии сформировался взгляд на светскую власть, высшее назначение которой - сохранение единственного, истинного, православного христианства. Искусство власти виделось в решении главной задачи - утверждении идеала «Москва - третий Рим».

В XVII в. политическая философия получает дальнейшее развитие, появляются произведения, в которых авторы размышляют над проблемами управления государства.

Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, в том числе и духовную. В этот период трудятся такие общественные деятели и самобытные мыслители, как Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Г. Посошков, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов. Давайте познакомимся с их творчеством.

Феофан Прокопович. Исследователи считают, что он был одним из первых философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.

В.Н.Татищев - блестящий историк и публицист. В своем труде «История Российская с самых древнейших времен», он, опираясь на летописи и документы, попытался не только излагать факты, но и сделать широкие обобщения. Он уповает на Разум человека. Его произведение «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» представляет собой свод русской политической, философской, педагогической мысли. «Разговор» написан в форме диалога двух собеседников, один из которых задает вопросы, а другой на них отвечает. В этих ответах и содержится изложение взглядов и мыслей В.Н. Татищева, сторонника Просвещения. Основой общественного развития считал силу человеческого разума. Сторонник утилитаризма – моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.

Антиох Дмитриевич Кантемир - русский поэт, дипломат. Кантемира всего более занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», - писал он. Следовательно человек ответственен за свои поступки.

Вывод:

Таким образом, результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы.

На смену вариантам христианско-православной философии приходит деизм - философское учение, в котором признается существование Бога как мирового разума, сконструировавшего целесообразную «машину» природы и давшего ей законы и движение, не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию, кроме разума человека.

Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с осмыслением места человека в системе природных связей и закономерностей. Это характерно для творчества таких мыслителей, как М.М. Щербаков, А.Н. Радищев. Центром философской мысли становится Московский университет. Философский факультет должен стать обязательной 2-х годичной начальной ступенью.

2. Философские искания XIX в.

П.Я. Чаадаев. Стоял у истоков оригинальной русской философии данного периода, автор знаменитых «Философических писем». Именно он построил систему, которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Его «Философические письма» не оставили равнодушными современников, продолжают волновать они и нас сегодня. В них философ задумался о пути России, о ее отсталости, отлучении от «всемирного воспитания человеческого рода», о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления высших целей. Современники обвиняли его в антипатриотизме. И тогда философ пишет в 1837 г. «Апологию сумасшедшего» в ответ на данные оскорбительные обвинения, где пытается объяснить лучше свою позицию.

Славянофилы тяготели к идее целостности и коллективности. Для западников были характерны ориентация на западноевропейскую цивилизацию, критика православия, превосходство индивидуального начала над коллективным.


В конце XIX века появилась новая философия «положительного всеединства», созидающую конечную стадию истории - «Богочеловечество» (B.C. Соловьев).

Взгляды В, С. Соловьева

Исходное понятые - категория всеединства:

• смысл существования всего живого на Земле - стремление к соединению с Божественным логосом;

• через царство природное человеческое бытие приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается.


Три силы, три культуры олицетворяют историю



3. Цивилизационный путь России: продолжение споров.

Споры о путях развития России, о человеке и его месте в российском обществе продолжились и в 20 веке.

Направления: религиозный экзистенциализм, русский космизм, евразийство и материалистическая марксистская философия.



















Споры продолжаются!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!