Русская культура XVII века
- Общая характеристика русской культуры XVII века
- Просвещение
- Литература
- Театр
- Архитектура
- Живопись
Просвещение
- Приглашение Семена Полоцкого для воспитания детей царя Алексея Михайловича
- В 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре открыта государственная школа для подготовки подьячих для приказов
- 1687 год. Братьями Лихудами в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение
Общая характеристика русской культуры XVII века
- Обмирщение культуры
- Расширение политических и культурных связей со странами западной Европы
Просвещение
Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель.
Мирское имя его не известно. Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии. Учился в Киево-Могилянской коллегии, потом принял монашество.
Просвещение
Издание массовым тиражом пособий для обучения грамоте и арифметике.
1648 год. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого
1651 год. «Букварь» В.Ф. Бурцева издан тиражом 2400 экземпляров
1678 - «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. Использовался как учебник истории в XVII – начале XVIII века
Литература
- В XVII созданы последние летописные сочинения
«Новый летописец» составленный в начале 30-х годов в кругах, близких к патриарху Филарету. В нем доказывались права династии Романовых на царский престол.
- Исторические повести приобретают публицистический характер. «Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание» были откликом на события Смутного времени.
Так в «Сказании Авраамия Палицына» причиной Смуты называлась «непослушное самовластие рабов», которые «хотяще быти господами»
Новые литературные жанры
- Сатирическая повесть (действуют вымышленные герои и обличаются пороки общества)
- «Повесть о куре и лисе» - пародия на церковную службу «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» пародируют судебные порядки, волокиту и взяточничество «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей
- «Повесть о куре и лисе» - пародия на церковную службу
- «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» пародируют судебные порядки, волокиту и взяточничество
- «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей
- Мемуары (автобиографическая повесть) «Житие Аввакума». Основу «жития» составляют беды и неприятности, которые испытал на себе Аввакум. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей.
- «Житие Аввакума». Основу «жития» составляют беды и неприятности, которые испытал на себе Аввакум. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей.
Новые литературные жанры
- Поэзия. Зарождение русского силлабического стихосложения
Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» в честь рождения царевича Федора (1661)
Симеон Полоцкий. «Вертогрáд многоцвéтный» — сборник стихов, написанных силлабическим стихом.
1676—1680
Театр
- 1672 год. Первый придворный театр в Москве. Существовал 4 года при Алексее Михайловиче. Играли немецкие актеры.
- Первая пьеса «Комедия – притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого
Архитектура
Архитектурно-декоративная пластика («Дивное узорочье») – тенденция в развитии русской архитектуры XVII века.
Основные черты:
- большая живописность асимметричность цельность и единство зданий обилие украшений (декора) на внешних стенах здания
- большая живописность
- асимметричность
- цельность и единство зданий
- обилие украшений (декора) на внешних стенах здания
- наличники изразцы украшения из резного камня и кирпича
- наличники изразцы украшения из резного камня и кирпича
- наличники
- изразцы
- украшения из резного камня и кирпича
Теремной дворец (1635–1637). Архитекторы Б. Огурцов, А. Константинов, Л. Ушаков и Т. Шарутин.
Первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).
Теремной дворец
Фрагменты декора
Теремной дворец
Фрагменты декора
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685)
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685)
Ротонда
Церковь Ильи Пророка. Ярославль (1647 – 1650)
Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)
Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)
Храм Троицы в Никитниках. Москва (1634—1653)
Архитектура
Нарышкинское барокко – стиль, появившийся в 90-е годы XVII века.
Основные черты:
- ярусность концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов симметрия и равновесие масс центричность
- ярусность
- концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов
- симметрия и равновесие масс
- центричность
Новодевичий монастырь в Москве
Колокольня Новодевичьего монастыря в Москве 1690
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 – 1694)
Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев.
Деревянный дворец в Коломенском. (1667 – 1668, 1681)
Гравюра Гильфердинга, 1780 г.
Живопись XVII века
«Лице одутловато, уста червленная, власы кудрявыя, руки и мышцы толстые, персты надутые… весь яко немчин брюхат и толст учинен»
Житие протопопа Аввакума
- Симон Ушаков – любимый «царский изограф»
Парсунная живопись
Парсу́на (от искаж. лат. persona — личность , особа ) — портретная живопись конца XVI – XVII в., использовавшая приемы иконописи.
Парсу́на - портреты реальных исторических лиц, создававшиеся в традициях иконописи
Парсуна царя Федора Алексеевича
Парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского
Парсуна царя
Алексея Михайловича Романова
Парсуна патриарха Никона
Симон Ушаков
1626 - 1686
«Жалованный» иконописец оружейной палаты
Иконы церкви Троицы в Никитниках
Иконы церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке
Симон Ушаков.
Спас Нерукотворный.
Икона из церкви Троицы в Никитниках.
Москва 1658 г.
Москва, ГТГ
Симон Ушаков.
Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирская).
Икона из церкви Троицы в Никитниках.
Москва 1658 г.
Москва, ГТГ
Симон Ушаков.
Богоматерь Елеуса Киккская.
Икона из церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.
Москва 1668 г.
Москва, ГТГ
Симон Ушаков.
Троица Ветхозаветная.
Москва 1671 г.
С-Петербург, ГРМ
Андрей Рублев. Троица. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Начало XV века. Москва, ГТГ
Отличительные черты живописного стиля:
- компромис между средневековыми традициями и
новыми тенденциями в европейской живописи
- живоподобное светотеневая моделировка ликов
- стремление к передаче реального объема
- введение элементов пейзажа и натюрморта