СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская культура XVII века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает тему "Культура Древней руси"

Просмотр содержимого документа
«Русская культура XVII века»

Русская культура XVII века Общая характеристика русской культуры XVII века Просвещение Литература Театр Архитектура Живопись

Русская культура XVII века

  • Общая характеристика русской культуры XVII века
  • Просвещение
  • Литература
  • Театр
  • Архитектура
  • Живопись
Просвещение Приглашение Семена Полоцкого для воспитания детей царя Алексея Михайловича В 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре открыта государственная школа для подготовки подьячих для приказов 1687 год. Братьями Лихудами в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение

Просвещение

  • Приглашение Семена Полоцкого для воспитания детей царя Алексея Михайловича
  • В 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре открыта государственная школа для подготовки подьячих для приказов
  • 1687 год. Братьями Лихудами в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение
Общая характеристика русской культуры XVII века Обмирщение культуры Расширение политических и культурных связей со странами западной Европы

Общая характеристика русской культуры XVII века

  • Обмирщение культуры
  • Расширение политических и культурных связей со странами западной Европы
Просвещение Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его не известно. Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии. Учился в Киево-Могилянской коллегии, потом принял монашество.

Просвещение

Полоцкий (Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) - знаменитый церковный деятель и писатель.

Мирское имя его не известно. Симеоном он наречен был в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии. Учился в Киево-Могилянской коллегии, потом принял монашество.

Просвещение Издание массовым тиражом пособий для обучения грамоте и арифметике. 1648 год. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого 1651 год. «Букварь» В.Ф. Бурцева издан тиражом 2400 экземпляров 1678 - «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. Использовался как учебник истории в XVII – начале XVIII века

Просвещение

Издание массовым тиражом пособий для обучения грамоте и арифметике.

1648 год. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого

1651 год. «Букварь» В.Ф. Бурцева издан тиражом 2400 экземпляров

1678 - «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. Использовался как учебник истории в XVII – начале XVIII века

Литература В XVII созданы последние летописные сочинения «Новый летописец» составленный в начале 30-х годов в кругах, близких к патриарху Филарету. В нем доказывались права династии Романовых на царский престол. Исторические повести приобретают публицистический характер. «Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание» были откликом на события Смутного времени. Так в «Сказании Авраамия Палицына» причиной Смуты называлась «непослушное самовластие рабов», которые «хотяще быти господами»

Литература

  • В XVII созданы последние летописные сочинения

«Новый летописец» составленный в начале 30-х годов в кругах, близких к патриарху Филарету. В нем доказывались права династии Романовых на царский престол.

  • Исторические повести приобретают публицистический характер. «Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Иное сказание» были откликом на события Смутного времени.

Так в «Сказании Авраамия Палицына» причиной Смуты называлась «непослушное самовластие рабов», которые «хотяще быти господами»

Новые литературные жанры

  • Сатирическая повесть (действуют вымышленные герои и обличаются пороки общества)
  • «Повесть о куре и лисе» - пародия на церковную службу «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» пародируют судебные порядки, волокиту и взяточничество «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей
  • «Повесть о куре и лисе» - пародия на церковную службу
  • «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» пародируют судебные порядки, волокиту и взяточничество
  • «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей
  • Мемуары (автобиографическая повесть) «Житие Аввакума». Основу «жития» составляют беды и неприятности, которые испытал на себе Аввакум. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей.
  • «Житие Аввакума». Основу «жития» составляют беды и неприятности, которые испытал на себе Аввакум. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей.
Новые литературные жанры Поэзия. Зарождение русского силлабического стихосложения Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» в честь рождения царевича Федора (1661)  Симеон Полоцкий. «Вертогрáд многоцвéтный»  — сборник стихов, написанных силлабическим стихом. 1676—1680

Новые литературные жанры

  • Поэзия. Зарождение русского силлабического стихосложения

Симеон Полоцкий. Стихотворение в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» в честь рождения царевича Федора (1661)

Симеон Полоцкий. «Вертогрáд многоцвéтный»  — сборник стихов, написанных силлабическим стихом.

1676—1680

Театр 1672 год. Первый придворный театр в Москве. Существовал 4 года при Алексее Михайловиче. Играли немецкие актеры. Первая пьеса «Комедия – притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого

Театр

  • 1672 год. Первый придворный театр в Москве. Существовал 4 года при Алексее Михайловиче. Играли немецкие актеры.
  • Первая пьеса «Комедия – притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого
Архитектура Архитектурно-декоративная пластика («Дивное узорочье») – тенденция в развитии русской архитектуры XVII века. Основные черты:  большая живописность  асимметричность  цельность и единство зданий  обилие украшений (декора) на внешних стенах здания  большая живописность  асимметричность  цельность и единство зданий  обилие украшений (декора) на внешних стенах здания  наличники  изразцы  украшения из резного камня и кирпича  наличники  изразцы  украшения из резного камня и кирпича  наличники  изразцы  украшения из резного камня и кирпича

Архитектура

Архитектурно-декоративная пластика («Дивное узорочье») – тенденция в развитии русской архитектуры XVII века.

Основные черты:

  • большая живописность асимметричность цельность и единство зданий обилие украшений (декора) на внешних стенах здания
  • большая живописность
  • асимметричность
  • цельность и единство зданий
  • обилие украшений (декора) на внешних стенах здания
  • наличники изразцы украшения из резного камня и кирпича
  • наличники изразцы украшения из резного камня и кирпича
  • наличники
  • изразцы
  • украшения из резного камня и кирпича
Теремной дворец (1635–1637). Архитекторы Б. Огурцов, А. Константинов, Л. Ушаков и Т. Шарутин. Первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).

Теремной дворец (1635–1637). Архитекторы Б. Огурцов, А. Константинов, Л. Ушаков и Т. Шарутин.

Первое каменное здание на Руси, предназначенное для повседневной жизни, а не для торжественных приемов (ранее жилые постройки строились только из дерева).

Теремной дворец Фрагменты декора

Теремной дворец

Фрагменты декора

Теремной дворец Фрагменты декора

Теремной дворец

Фрагменты декора

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685)

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685)

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685) Ротонда

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1658-1685)

Ротонда

Церковь Ильи Пророка. Ярославль (1647 – 1650)

Церковь Ильи Пророка. Ярославль (1647 – 1650)

Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)

Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)

Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)

Церковь Святителя Николая в Хамовниках. Москва (1679—1682)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва (1649 – 1652)

Храм Троицы в Никитниках. Москва (1634—1653)

Храм Троицы в Никитниках. Москва (1634—1653)

Архитектура Нарышкинское барокко – стиль, появившийся в 90-е годы XVII века. Основные черты:  ярусность  концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов  симметрия и равновесие масс  центричность  ярусность  концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов  симметрия и равновесие масс  центричность

Архитектура

Нарышкинское барокко – стиль, появившийся в 90-е годы XVII века.

Основные черты:

  • ярусность концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов симметрия и равновесие масс центричность
  • ярусность
  • концентрация декоративных элементов в карнизах и обрамлении проемов
  • симметрия и равновесие масс
  • центричность
Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий монастырь в Москве

Колокольня Новодевичьего монастыря в Москве 1690

Колокольня Новодевичьего монастыря в Москве 1690

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 – 1694)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 – 1694)

Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. Деревянный дворец в Коломенском. (1667 – 1668, 1681) Гравюра Гильфердинга, 1780 г.

Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев.

Деревянный дворец в Коломенском. (1667 – 1668, 1681)

Гравюра Гильфердинга, 1780 г.

Живопись XVII века «Лице одутловато, уста червленная, власы кудрявыя, руки и мышцы толстые, персты надутые… весь яко немчин брюхат и толст учинен» Житие протопопа Аввакума   Парсунная живопись  Симон Ушаков – любимый «царский изограф»

Живопись XVII века

«Лице одутловато, уста червленная, власы кудрявыя, руки и мышцы толстые, персты надутые… весь яко немчин брюхат и толст учинен»

Житие протопопа Аввакума

  • Парсунная живопись
  • Симон Ушаков – любимый «царский изограф»
Парсунная живопись Парсу́на (от искаж. лат.   persona  — личность , особа ) — портретная живопись конца XVI – XVII в., использовавшая приемы иконописи. Парсу́на - портреты реальных исторических лиц, создававшиеся в традициях иконописи

Парсунная живопись

Парсу́на (от искаж. лат.   persona  — личность , особа ) — портретная живопись конца XVI – XVII в., использовавшая приемы иконописи.

Парсу́на - портреты реальных исторических лиц, создававшиеся в традициях иконописи

Парсуна царя Федора Алексеевича

Парсуна царя Федора Алексеевича

Парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

Парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского

Парсуна царя Алексея Михайловича Романова

Парсуна царя

Алексея Михайловича Романова

Парсуна патриарха Никона

Парсуна патриарха Никона

Симон Ушаков 1626 - 1686 «Жалованный» иконописец оружейной палаты Иконы церкви Троицы в Никитниках Иконы церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке

Симон Ушаков

1626 - 1686

«Жалованный» иконописец оружейной палаты

Иконы церкви Троицы в Никитниках

Иконы церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. Икона из церкви Троицы в Никитниках. Москва 1658 г. Москва, ГТГ

Симон Ушаков.

Спас Нерукотворный.

Икона из церкви Троицы в Никитниках.

Москва 1658 г.

Москва, ГТГ

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирская). Икона из церкви Троицы в Никитниках. Москва 1658 г. Москва, ГТГ

Симон Ушаков.

Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства. Похвала Богоматери Владимирская).

Икона из церкви Троицы в Никитниках.

Москва 1658 г.

Москва, ГТГ

Симон Ушаков. Богоматерь Елеуса Киккская. Икона из церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Москва 1668 г. Москва, ГТГ

Симон Ушаков.

Богоматерь Елеуса Киккская.

Икона из церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

Москва 1668 г.

Москва, ГТГ

Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. Москва 1671 г. С-Петербург, ГРМ

Симон Ушаков.

Троица Ветхозаветная.

Москва 1671 г.

С-Петербург, ГРМ

Андрей Рублев. Троица. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Начало XV века. Москва, ГТГ

Андрей Рублев. Троица. Икона из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Начало XV века. Москва, ГТГ

Отличительные черты живописного стиля:  компромис между средневековыми традициями и  новыми тенденциями в европейской живописи  живоподобное светотеневая моделировка ликов  стремление к передаче реального объема  введение элементов пейзажа и натюрморта

Отличительные черты живописного стиля:

  • компромис между средневековыми традициями и

новыми тенденциями в европейской живописи

  • живоподобное светотеневая моделировка ликов
  • стремление к передаче реального объема
  • введение элементов пейзажа и натюрморта


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!