СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература 20 века (вводный урок по литературе в 11 классе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по литературе в 11 классе.Урок - лекция.

Просмотр содержимого документа
«Русская литература 20 века (вводный урок по литературе в 11 классе)»

Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции Лекция в 11 классе по литературе

Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции

Лекция в 11 классе по литературе

Задание В ходе лекции составить план-конспект

Задание

В ходе лекции составить план-конспект

Уникальность литературного процесса 20 века 3 ветви русской литературы 20 века советская эмигрантская «задержанная» Маяковский Мережковский Булгаков Горький Гиппиус Ахматова «Реквием» Фадеев Бунин Солженицын Фурманов Серафимович

Уникальность литературного процесса 20 века

3 ветви русской литературы 20 века

советская

эмигрантская

«задержанная»

Маяковский

Мережковский

Булгаков

Горький

Гиппиус

Ахматова «Реквием»

Фадеев

Бунин

Солженицын

Фурманов

Серафимович

Чехов – переходная фигура  от века 19 к веку 20 Чехов не только биографически, но и творчески принадлежит к 20 веку Заслуги А. П. Чехова Эпические жанры стали разграничиваться Классик малого жанра Реформатор драматургии

Чехов – переходная фигура от века 19 к веку 20

Чехов не только биографически, но и творчески принадлежит к 20 веку

Заслуги А. П. Чехова

  • Эпические жанры стали разграничиваться
  • Классик малого жанра
  • Реформатор драматургии
Первые фигуры 20 века М. Горький Л. Андреев И. Бунин

Первые фигуры 20 века

М. Горький

Л. Андреев

И. Бунин

Поэзия «Серебряный век» русской поэзии Пролетарская поэзия Конец 19-начало 20 века После 1917 года А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Поэзия

«Серебряный век» русской поэзии

Пролетарская поэзия

Конец 19-начало 20 века

После 1917 года

А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, Ходасевич, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак

Трагичность русской литературы  20 века Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол» «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев) Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)

Трагичность русской литературы 20 века

  • Разруха первых революционных лет истребила почти полностью художественную прозу
  • Цензура начинает «задерживать» произведения, многие писатели пишут «в стол»
  • «Серебряный век» нёс в самом себе опасность самоуничтожения, время эпидемии самоубийств (Есенин, Маяковский, Цветаева, Фадеев)
  • Репрессии (Гумилёв, Мандельштам, Бабель)
«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

«Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её, - и вовсе не только в административном, а ещё в каком-то более глубоком смысле».

Вопрос об основоположнике советской литературы

Вопрос об основоположнике советской литературы

У истоков советской литературы

У истоков советской литературы

Культурное самообеднение России Добровольно покидают страну: Высылается из страны интеллигенция В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха» А. Блок В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой Расстрелян 35-летний Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России

Добровольно покидают страну:

Высылается из страны интеллигенция

В 1921 г. умер от «отсутствия воздуха»

А. Блок

В 1922 г. выходит 5-я и последняя книга А. Ахматовой

Расстрелян 35-летний

Н. Гумилёв

Культурное самообеднение России «августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей» 1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго» 1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Культурное самообеднение России

«августовский культурный погром» 1922г. стал сигналом у началу массовых гонений

Закрываются журналы «Дом искусств», «Записки мечтателей»

1958 г. – расправа над автором «Доктора Живаго»

1960 г. – арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба»

Эмигрантская литература Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России» Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры Она сохраняла для них и их детей русский язык

Эмигрантская литература

Б. Зайцев писал: «Именно эмиграция помогла нам понять Родину, обрести чувство России»

  • Эмиграция нуждалась в литературе, которая хранила бы основы национальной культуры
  • Она сохраняла для них и их детей русский язык
«Задержанная» литература Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?» Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

«Задержанная» литература

Илья Эренбург удивлялся: «Почему Сталин не тронул Пастернака, который держался независимо, а уничтожил Кольцова, добросовестно выполнявшего всё, что ему поручали?»

Полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века

Основные содержательные художественные принципы Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Основные содержательные художественные принципы

Творческие методы, литературные направления, школы, группы

Методы реализм модернизм символизм акмеизм футуризм имажинизм

Методы

реализм

модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

имажинизм

В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

В 1932 г. получил официальное обозначение «основной метод» советской литературы – «социалистический реализм»

Яркость индивидуальных стилей

Яркость индивидуальных стилей

История развития романа Высокой литературой почиталась только поэзия От стихов к прозе решительно переходи А. С. Пушкин Сложился проблемный роман как ведущий жанр русской литературы Кризис романа. Чехов романа не написал 18 в. 30-е гг 19 в. 80-е гг 19в. 50-е гг 19 в.

История развития романа

Высокой литературой почиталась только поэзия

От стихов к прозе решительно переходи А. С. Пушкин

Сложился проблемный роман как ведущий жанр русской литературы

Кризис романа. Чехов романа не написал

18 в.

30-е гг 19 в.

80-е гг 19в.

50-е гг 19 в.

Развитие жанров в 20 веке «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский

Развитие жанров в 20 веке

  • «Серебряный век» породил интереснейший модернистский роман, но поэзия возвращает себе первенство
  • Драматургия не имела своего классика в 20 веке, который работал бы только в одном роде, как Островский
Национальный аспект В 19 веке классики если не по происхождению, то по рождению были русским, исключением является только Н. Гоголь «Я – дедом казак, другим – сечевик, а по происхождению грузин» Самым «московским» бардом был Б. Окуджава Крушение СССР – тяжёлый удар по национальным культурам, замкнутость которых в самих себе никак больше не обогащала взаимодействие культур

Национальный аспект

  • В 19 веке классики если не по происхождению, то по рождению были русским, исключением является только Н. Гоголь

«Я – дедом казак, другим – сечевик, а по происхождению грузин»

Самым «московским» бардом был Б. Окуджава

Крушение СССР – тяжёлый удар по национальным культурам, замкнутость которых в самих себе никак больше не обогащала взаимодействие культур

Домашнее задание: Выучить лекцию Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина

Домашнее задание:

  • Выучить лекцию
  • Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Составить таблицу или конспект по материалам учебника о биографии И. А. Бунина