СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.»

Дата урока: 6 класс

Тема урока :Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.

Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.

Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

Задачи:

1. научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка;

2. пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

3. воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

Планируемые РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.
Личностные результаты должны отражать: укорененность в православной традиции; наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют: правильное понимание отношений знания и веры; совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности; умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний; умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека; овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса; наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.


Тип урока: введение в тему.

Материал:

Музыкальный ряд:Знаменный распев «Господи воззвах», Партесное пение , Духовный концерт. М.С.Березовского, песня Б.Окуджавы «Молитва»

Изобразительный ряд:

Фото соборов, куполов, храмов, дидактический материал, раздаточный материал

Оборудование:

- компьютер
- мультимедийный проектор, экран
- презентация

Программное обеспечение:

- компьютерная презентация «Образы русской духовной, светской музыки.»

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Этап всесторонней проверки знаний.
3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Вокально-хоровая работа.

6. Этап закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА.

ЭТАПЫ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационный момент.

Вход под знаменный распев

Актуализация

Этап всесторонней проверки знаний.

Вы вошли в класс под музыку, кто скажет, что это за музыка (церковная, божественная)

Где она может звучать (в церкви)

Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке пойдёт речь о духовной русской и европейской музыке.

Возможно, кто-то из вас может сказать, что это за музыка

Основная часть.

Усвоение нового материала



Развитие темы урока

Читают ученики.


1«Блаженно нищий духом, ибо их есть царствие небесное» - сказано в евангелие «От Матфея». Стать нищим духом означает подготовить, открыть, очистить свою душу, но освободить свой дух от груза низменных, стяжательных и бесплодных устремлений, очистить , подготовить и открыть свою душу, свой внутренний мир для восприятия высоких божественных истин непросто. Путь очищения и возвышения души своей многотруден для каждого человека. И на этой нелёгкой и долгой дороге длинной в человеческую жизнь, искусство самое эмоциональное и поэтому самая действенная его часть музыка, незаменимый друг и помощник. 2Русский язык в широком смысле этого слова и русская музыка составляют и формируют наиболее важные стороны русской души любого россиянина. Но русская музыка должна быть созвучна душе гражданина не только поэтому. Ведь русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти.

У.Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров

среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие.

Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д'Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием

Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. С принятием христианства начинает развиваться духовная музыка.

Церковное пение было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, происходившими от невменного письма. Как и невмы, знамёна и крюки могли обозначать как один звук так и группу звуков, целую характерную попевку. Мелодии знаменного распева плавные в диапазоне кварты или квинты. Попевки, мелодические формулы, часто повторялись, как правило с некоторыми изменениями в вариантном развитии.


Слушание

(Знаменный распев 'Господи воззвах')


Звучит (Знаменный распев 'Господи воззвах')



В 15-16 веке знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.

17 век век перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский…) Во второй половине 17 века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.

Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

СЛУШАНИЕ

Духовный концерт

М.С.Березовский «Не отвержи мене во время старости»


Постарайтесь проследить за развитием эмоционально-образного состояния человека, молящего Бога о сострадании и помощи.



- Как вы думаете, почему автор поручает исполнение вступительного раздела Концерта солистам?

- Как взаимодействуют голоса в хоровом звучании?

- Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей

Нотная грамота.



Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва»

(Слайд)На экране вы видите нотную запись главной темы 1-й части концерта М.С.Березовского. Ваша задача, прочитать ноты с названием длительностей.

(выполняют задание сначала самостоятельно, потом 1 человек зачитывает вслух)

Следующее задание – прохлопать ритмический рисунок данного произведения.

Песня Б.Окуджавы «Молитва»

Вокально-хоровая работа.

- какой эмоциональный настрой несёт в себе эта мелодия?

- в каком характере необходимо её исполнять?

- какой партии хора, по вашему мнению, можно поручить первоначальное её проведение?

После того, как мы выяснили

всё, что касается этого музыкального отрывка, попробуем спеть его.

Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.

Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо­нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви. 
Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра­зов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал- многоголосное пение в сопровождении ор­гана или оркестра. 

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе­вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст­вия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музы­ку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубо­кое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в со­вершенной полифонической форме — фуге


Закрепление знаний







Работа с учебником.



Коррекция знаний

Сейчас посмотрите в распечатки, найдите и запишите в тетради, что такое знаменный распев, партесное пение, в каком веке появился новый жанр многоголосия – духовный концерт

Духовная музыка (таблица).(Слайд) переписать в тетради.

Восточная (православная) церковь

Западная (католическая) церковь





литургия, всенощная, величание, молебен, тропарь, стихира и др.

месса, реквием, страсти, кантаты и др.

Знаменный распев (пение без сопровождения, основанное на плавном, поступенном движении мелодии)

Хорал

(многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра)

  • Какие жанры церковной музыки можно выделить:

  • В восточной (православной) церкви? (литургия, всенощная, венчание, молебен).

  • В западной (католической) церкви? (месса, реквием, страсти, кантаты и др.)

  • Что лежит в основе этих жанров?

  • Знаменный распев: плавное, поступенное движение мелодии, пение без сопровождения (запись в тетради)

  • Хорал: многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра (запись в тетради)




Рефлексия

Подведение итогов урока













Оценивание

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя направлениями музыкальной культуры Древней Руси и Европейской религиозной музыкой

Это музыка духовная. Ответьте, пожалуйста на вопросы, закрепляющие тему нашего урока:

- что такое знаменный распев?

- что такое партесное пение?

- что такое кантата, духовный концерт, реквием.

- один из жанров многоголосного пения – это (духовный концерт)

С каким композитором, автором Духовного концерта мы сегодня познакомились?

Какой тип фактуры полифонический или гомофонный использовал автор Концерта?



Молодцы, сегодня все хорошо потрудились, урок окончен, до новых встреч в мире музыки!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!