СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"»

Конспект урока

литературного чтения во 2А классе

Русская народная сказка

«Дети деда Мороза»

Образовательная система

«Начальная школа XXI века»



Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Автор учебника: Л.А.Ефросинина

Учитель: Пашкевич Наталья Владимировна, Учитель МБОУ «Шаховская СОШ №1»

Тема: Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Место урока в теме: изучение произведений о зиме «Снежок порхает, кружится».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для знакомства с русской народной сказкой, для осознания и осмысления детьми новой информации.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с содержанием русской народной сказки «Дети Деда Мороза»,

- формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения,

- учить пользоваться различными видами чтения: выборочным, по ролям, молча, вслух;

Развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;

- объяснять поступки героев и своё отношение к ним;

- развивать умение аргументировать свою точку зрения;

- развивать речь, эмоции, мышление, творческую деятельность;

- развивать умение работать самостоятельно, в паре, в группе, формулировать выводы.

- развивать память, кругозор, наблюдательность,

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению, любовь к природе, воспитывать такие качества, как доброта, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

УУД:

– Личностные УУД: самоопределение к деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; дают эмоционально – нравственную оценку поступкам героев.

– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; контроль процесса и результатов своей деятельности, внесение необходимой коррективы; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; высказывать своё предположение.

– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно сотрудничать в паре и группе.

– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметный:

  • имеют представление о художественном произведении, персонажах; связывают заглавие произведения с его содержанием;

  • умеют определять жанр, тему произведения;

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока, работают по коллективно составленному плану;

  • уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;


Метапредметный результат:

  • участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики);

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Личностный результат:

  • обучающиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать новую информацию во время чтения и слушания произведения;

  • принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;

  • имеют представление о доброте к людям и всему живому, сочувствию к чужой беде, помощи в трудных ситуациях.


Методы обучения: репродуктивный, проблемный диалог, моделирование, деятельностный, словесный, практический (чтение).

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре.

Средства обучения:

для учителя: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; презентация, оформление доски.

для обучающихся: учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина, М,. Вентана – Граф; рабочая тетрадь 2 класс, 1 часть, автор Л.А. Ефросинина; шаблоны для моделирования, листы с заданиями для работы в паре, лист с текстом сказки для работы в группе; «снежинки» для рефлексии.




































Ход урока


    1. Мотивация к учебной деятельности.


–Добрый день, ребята!
Пусть день действительно будет для нас сегодня добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. 
– Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.
– Вдохните еще раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. 
– Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! 
А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг другу

    1. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний


1. Речевая разминка.

Наш урок начнем с речевой разминки. Для чего мы ее проводим? (Чтобы наша речь была красивой, правильной, приятной для других.

(Слайд 2) С неба падают снежинки.

Прочитайте предложение медленно, шепотом; теперь быстро и громко. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.

2. Беседа о зиме.

Вам нравится зима? А за что вы любите это время года? Чем каждый из вас любит заниматься в это время года? Расскажите (ответы детей)

(Слайд 3) 

На доске выставка рисунков «Зимние забавы», выполненные ребятами нашего класса.

Чем же больше всего любят заниматься дети нашего класса?

Герой какого произведения тоже любил в детстве кататься с горки? («Детство» Иван Захарович Суриков)

Выразительное чтение стихотворения наизусть.


Учитель подводит итог сказанному.

(Слайд 4) Любое время года удивительно и красиво по-своему. Зима – не исключение. Это очень красивое время года.

Деревья стоят в серебре. Снег сверкает на солнце разноцветными огнями. Морозный воздух чистый. А как мы радуемся первому снегу! Как красиво, когда в морозной тишине тихо падают пушистые хлопья снега! В такую погоду хочется подольше погулять.

А в конце декабря все ждут самый веселый праздник – Новый год.  Дети ждут подарков, новогодних утренников, взрослые верят и надеются, что новый год будет лучше старого, что в новом году обязательно сбудутся все мечты и планы. Много художников, композиторов, поэтов и писателей посвятили свои произведения зиме. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких произведений.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Определите первое слово синквейна.

Синквейн (на доске)

1.____________

2. Волшебная, народная.

3. Читать, пересказывать, учить.

4. Всегда добро побеждает зло.

5. Выдумка, фантазия.

Молодцы!

– Какие бывают сказки? (народные, авторские; волшебные бытовые, о животных)


Кто является одним из героев, нового произведения вы узнаете, разгадав загадку.

(Слайд 5, 6) 

С Новым годом поздравляет 
Всех мальчишек и девчат 
И подарки он нам дарит 
Вон они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый, 
От мороза красный нос. 
Кто же он, скажите, дети, 
Громко, дружно:


(Слайд 7) 

Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге. (Слайд 8) 


(Слайд 9) Название произведения «Дети Деда Мороза»

Давайте порассуждаем: А есть ли у Деда Мороза семья?

Вам интересно узнать, кто является детьми деда Мороза?


(Слайд 10-14)  (отгадывание загадок о детях Деда Мороза)


1. Чтение учителем. Первичное восприятие.

Внимательно слушайте русскую народную сказку.


2. Проверка первичного восприятия произведения учащимися.

(Слайд 15,16) 

+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

+ Обоснуйте свой выбор.


- Вам понравилась сказка? Чем? (необычная, новая, все герои положительные)


(Слайд 17, 18) Словарная работа

В сказке встретились нам такие слова: иней, нагнал. Кто может объяснить значение этих слов?

Объяснение непонятных слов.  

Нагнал – собрал в одном месте.

Иней – осадки в виде мелких кристалликов льда, покрывающий поверхность предметов при их резком охлаждении, т. е. колючий снег, состоящий из ледяных снежинок.


(Слайд 19) Самостоятельное чтение сказки.

Прочитайте сказку самостоятельно. Подготовьте ответы на вопросы:

Сколько детей у деда Мороза? Как их зовут?

Что сделал Ветер?

Какую работу выполнил Лёд?

О чём говорил Иней?

Что рассказала Снежинка?


Беседа по содержанию.

Задает вопросы после чтения.

Сколько детей у деда Мороза? Как их зовут?

(Слайд 20, 21) Работа в тетради.

Откройте тетради на с.62 Выполните задание 2

- Кто главные герои сказки? Почему слова Ветер, Иней, Лед и Снежинка написаны с большой буквы?


(Слайд 22) - Зачем дед Мороз собрал своих детей? Ответь словами из текста. Читайте выразительно. А что значит выразительно? (с нужной интонацией, громкостью, темпом, соблюдать все знаки препинания, паузы).

- Что сделал Ветер? (Ветер напомнил людям, что наступила зима, пришли морозы и холода, кто еще не готов к зиме, нужно поторопиться заготовить дрова для печки, иначе люди замерзнут) 

- Что сделал для людей Лед? Что значит «мосты на реках построил»? Кому

еще Лед принес пользу? (Ледяная крыша защищает рыб, лягушек, водяных насекомых от сильного мороза)

- Что рассказал Иней? В чем польза его дела? (Украсил природу, чтобы она была красивой) 

- И, наконец, что сделала Снежинка? (выборочное чтение)

(Слайд 23) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы белые снежинки летим, летим, летим

Дорожки и тропинки мы все запорошим.

Покружимся над садом в холодный день зимы

И тихо рядом сядем с такими же как мы.



5. Организует работу в парах. Повторение правил работы в паре.


(Слайд 24). Подберите подходящие качества для Снежинки.

Ненужные слова зачеркните.

Злая Хвастливая

Добрая Скромная

Заботливая Сочувствующая

(Слайд 25) Проверка по эталону. 

А я подобрала для вас качества. Вы у меня умные, добрые, вежливые, старательные, внимательные. Согласны с такими качествами?


(Слайд 26) Работа в группах. Правила работы в группе.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Каждая группа выполняет свое задание и выходит выступать


Задание для 1 группы. Прочитать сказку по ролям, передав голосом характер героев. Как говорит Ветер? (быстро, громко, завывающим голосом). Как говорит Снежинка? (тихо, скромно, с нежностью). Как говорит Иней? (восторженно, с восхищением). Лед? (твердым и уверенным голосом). Дед Мороз? (ласково)


Задание для 2 группы. Прочитать текст. Поделиться с товарищами новыми знаниями.


Задание для 3 группы. Составить пословицу и объяснить её.


Задание для 4 группы. Моделирование обложки.


Задание для 5 группы. Составить синквейн для слова СНЕЖИНКА


Проверка работы в группах


Группа 1. Чтение по ролям


Группа 2. А вам нравится, когда много снега выпадает? Почему? Снег не только приносит радость детям, но и пользу людям. Какую? Об этом мы узнаем, послушав ответ ребят из второй группы.


Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха.
Под такой периной растениям тепло.
 


- Что нового узнали из прочитанного?


Учитель подводит итог сказанному.

Вы все правильно сказали.

Снег действительно служит теплым одеялом для земли. Он укрывает землю и спасает все росточки, все травинки, все корешки, находящиеся в земле от лютого мороза. Но не только травку снег спасает от мороза. Что еще?


Ответить на этот вопрос поможет нам 3 группа.

Ребята составляли пословицу.

Прочитайте пословицу.  Много снега – много хлеба.


Предположите, как хлеб зависит от снега? (ответы детей)

В начале осени на полях сеют пшеницу и рожь. Через некоторое время появляются ростки. Сильный мороз им опасен. 
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. Рыхлый снег содержит большое количество воздуха, и температура под снегом на 9 градусов выше, чем на поверхности земли. Под такой периной растениям хорошо дышится и тепло.

Весной он растает, напитает землю влагой для будущего урожая.


Почему отец больше всех похвалил Снежинку?

(Она больше всех помогла людям, сохранила урожай. Без урожая было бы людям плохо.)


4 группа. Моделирование обложки.

Докажите, что это не стихотворение? (нет рифм) Почему не рассказ?

(в рассказе происходят реальные события)

Почему считаете, что это сказка? (Ветер, Лед, Иней, Снежинка говорят, действуют, как люди).

О чем она? Какую тему определили? (О природе)

Каким цветом закрасили круг? (зеленым)

Кто автор сказки? Народ

Какое название у сказки?


5 группа. Синквейн СНЕЖИНКА



Итог урока

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Как по-другому можно назвать эту сказку?

Кому бы вы ее хотели рассказать?

Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему?

Какие качества вам захотелось в себе воспитывать?

Хороших детей воспитал дед Мороз? Докажите.


В конце сказок часто есть такие слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!».

Чему же учит нас эта сказка? Какими надо быть? Надо быть добрыми, внимательными, заботливыми.
Что нового вы узнали на уроке, того чего раньше не знали? Пригодятся вам эти знания в дальнейшей жизни? Где и как вы можете их применить?

Вам легко было выполнять задания? Испытывали ли вы в чем - то затруднения?

Вы сегодня оценивали друг друга, а теперь оцените свою работу на уроке. На столах у вас лежат снежинки.

Нарисуйте лицо своей снежинке, чтобы показать ваше настроение в конце урока:

- всё получилось, доволен своей работой

- не всё получилось, но могу работать лучше

- ещё есть затруднения в работе


Молодцы, ребята, я вами довольна.


Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/з по выбору. Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?

- подробный пересказ по плану (уч. с.140 №5);

- подготовить выразительное чтение сказки по ролям (уч. с.140 №4);

- творческое задание: сочинить сказку по рисунку. (РТ с.62 №4).


Урок окончен. Всем спасибо!