СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка "лиса и тетерев" урок чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "лиса и тетерев" урок чтения во 2 классе»

Допущен. Учитель______________ Соловьёва С.А.

Допущен. Методист _____________ Иванова Т.С.

Технологическая карта пробного урока студента 4 «А» группы

Куликовой Полины Ивановны

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «Г» Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс» 1 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, раздаточный материал, аудиоматериал

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: ученики уже хорошо усвоили правила поведения на уроке, хорошо читают, умеют пересказывать и выделять главное.

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»


Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений


Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

-познакомятся с произведением «Лиса и тетерев»,

-будут проявлять интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
-познакомятся с новыми пословицами
-тренировать выразительное чтение

Метапредметные

Познавательные УУД

-читать текст, понимать фактическое содержание текста;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника.

- закрепить знания об особенностях народных сказок.

Регулятивные УУД

- определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

- осуществлять самооценку своей деятельности
- регулировать самостоятельную деятельность

Коммуникативные УУД

- строить монологическое высказывание;

- пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками;

- формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации.

- уметь высказывать свою мысль и точку зрения

Личностные

-проявлять интерес к чтению детской литературы;

-осознавать сущность поведения героев,

-соотносить поведение героев с нравственными нормами,

-стремиться к саморазвитию



Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы и

приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1.Организационно-мотивационный этап

Организационный момент










Речевая разминка






Итог по произведению

Проверка домашнего задания





Подведение итога по выполнению домашнего задания

1.Настрой на урок и на изучение новой темы.












2.Подготовка речевого аппарата к выразительному чтению




3.Проверка умения самостоятельно работать
4. Оценивать работу
5.Выявить идею произведения
6. Оценить работу класса по выполнению домашнего задания.

Словесный: беседа, вопросы












Практический: речевая гимнастика

Фронтальная


























- Добрый день всем девочкам!...
- Добрый день всем мальчикам!...
- Добрый день всем тем, кто сегодня вкусно пообедал!...
- Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Добрый день всем, кто любит конфеты! ...
- Добрый день всем, кто хочет сегодня стать умнее!
Здравствуйте, ребята, сегодня у вас урок буду проводить я, зовут меня Полина Ивановна.
-А скажите мне пожалуйста, какой сейчас урок?
-А зачем мы его изучаем?
-Правильно, а еще, чтобы развивать речь.

-Отлично, что же нам нужно сделать чтобы наша речь развивалась и чтобы подготовить наш речевой аппарат к выразительному чтению?
У вас на столах есть скороговорки. Давайте прочитаем их про себя.

Тетерев сидел у Терентия в клетке,
А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке.
А кто знает кто такой тетерев и тетерка?(тетерев - крупная птица отряда куриных, тетерка-самка тетерева)
Давайте прочитаем
-её по слогам,
-с вопросительной интонацией весело, грустно,
-Выразительно.
- А теперь скороговоркой
. Молодцы!
Итак мы подготовили наш речевой аппарат для чтения.

Что же вы делали на прошлом уроке чтения? Кто помнит? О чём же оно было?


-а каким же было домашнее задание?

Правильно. А что необходимо для того, чтобы пересказ получился хорошим?

Давайте же послушаем наших юных рассказчиков

Молодец, прочитал очень хорошо, но…
Я очень рада, что у вас всё получилось, а остальных мы послушаем, если останется время на уроке.
Давайте подведём итог. Что хотел сказать нам русский народ этой сказкой. Что вы поняли, познакомившись с этой сказкой.

Верно, если происходят какие-то непредвиденные ситуации не нужно паниковать, необходимо держать себя в руках и попытаться выяснить что происходит.

Дети машут и отвечают: "Добрый день!"






- литературное чтение
- чтобы выразительно читать, чтобы быстро читать, много знать и развивать речь

-провести речевую разминку





Ответы детей





-познакомились со сказкой «У страха глаза велики»

-подготовить перессказ
-помнить сюжет, не путаться, говорить выразительно

рассказывают пересказ( 2 человека)






- когда человеку страшно, он начинает воображать ещё больше
-всегда нужно сохранять ясный ум и рассудок

К: пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

уметь высказывать свою мысль и точку зрения

Р: регулировать самостоятельную деятельность; осуществлять самооценку своей деятельности

П; тренировать выразительное чтение

П: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

2.Ориентировочный этап



Создание проблемной ситуации


Определение темы урока

Определение цели и задач

1.Подготовка к восприятию темы.






2. Постановка целей и задач урока
3. Заинтересованность детей изучением нового произведения
4. Определить темы урока с детьми
5. Поставить цели и задачи урока совместно с детьми

Словесный: рассказ, беседа, аудио звук
наглядный: иллюстрация тетерева.



практический: работа с учебников







Практический: игра, самостоятельная




Фронтальная,











Парная


Фронтальная

Послушайте пожалуйста звук птицы, и попытайтесь догадаться, какая это птица, ведь подсказки сегодня уже были.(включается аудио-звук тетерева)
Как вы думаете, кто это?
Верно, это тетерев. Умницы! ( вывешивается изображение тетерева)
-А как вы думаете, почему и скороговорка наша была про тетерева, и изображение его я повесила, почему?

-Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, откройте учебник на странице 39 и прочитайте.
-как же называется наша сегодняшняя тема?
-Какие цели поставим на сегодняшний урок?
(-познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль
-познакомиться с новыми пословицами
)

-Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня есть вот такой вот чемоданчик. В нём вопросы, для того, чтобы мы с вами вспомнили всё о сказках. Вы выходите и выбираете наугад один листочек. Читаем. А потом отвечаете на вопрос. Если класс согласен-то хлопаем, если нет, то топаем. Всем понятно?

1.Кто является автором народной сказки? (народ)
2.Чему учат сказки? (доброте, честности, находчивости)
3.Какие сказки бывают? (волшебные, о животных, бытовые)
4.Чем сказка отличается от других произведений? ( в ней всегда есть что-то выдумаенное, волшебное что не может происходить на самом деле)
5.Какие животные встречаются в сказках? (почти все)

Замечательно поработали!





-тетерев



-потому что будем читать прозведение про тетерева



-лиса и тетерев

-познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль
-познакомиться с новыми пословицами


П: познакомятся с произведением «Лиса и тетерев»,

будут проявлять интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества

К: пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; принимать   мнение и позицию других;.

-уметь высказывать свою мысль и точку зрения
п: обобщать и классифицировать учебный материал;

формулировать несложные выводы; закрепить знания об особенностях народных сказок.

Р: определять цели урока;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;




3.Поисково-исследовательский этап



Работа с текстом до чтения






















физкультминутка











Работа с текстом во время чтения

1.Изучение нового произведения.


2.Предположить, о чём будет произведение.














3. Работа по содержанию произедения.


















4.Познакомить с содержанием произведения

Словесный: беседа, рассказ

Наглядный: учебник, рисунки















Практический: наглядность

















Практический: чтение

Фронтальная




































Фронтальная, самостоятельная


















-Посмотрите внимательно на рисунок, как вы думаете о чём будет сказка?
Посмотреть на героев рисунков поподробнее (лиса, тетерев)
-Как вы думаете кто будет главным героем и что случится?
-А как вы думаете тетерев - он какой?
А какая лиса? Предположите.

Да, лиса хитрая, а знаете почему её называют Патрикеевна во многих сказках?
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. Сеял князь вражду промеж народа. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
-Верно это или нет узнаем, когда прочитаем.

-В тексте вам будут встречаться незнакомые слова. Посмотрите. (на доске вывешиваются слова)

  • Проведать - навестить

  • Нынче - сегодня

  • Навострила ушинасторожилась

  • Указ - постановление, приказ
    -Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте. Потом я буду задавать вам вопросы. Следите, подставив пальчик.

Давайте отдохнём и устроим физкультминутку.


Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели)
–Кто же главные герои сказки?(Лиса и Тетерев)
-О чём говорится в сказке?

А сейчас мы будем читать по цепочке.

Вопросы после 1 части:
- зачем лиса пришла проведать тетерева?(услышала его голосочек)
-какими словами она называет тетерева? Давайте прочитаем, как бы произнесла их лиса (тетеревочек, мой дружочек)
-зачем лиса притворилась, что не слышит?(хочет, чтобы тетерев спустился на землю)
Вопросы по 2 части:
-Почему тетерев боится спускаться на землю?(говорит, на земле опасные звери, и могут его съесть)
-Как лиса переубеждает тетерева? Найдите эту часть в сказке, кто прочитает нам выразительно? (что есть такой приказ, по которому животным нельзя есть друг друга)
Вопросы по 3 части:
-поверил ли тетерев лисе?(нет)
-почему?(потому что понял, что она хочет его съесть)
-как тетерев решил проверить, правду ли говорит лиса?(сказал, что бегут собаки, но её нечего бояться, потому что «нынче указ»)
-так почему же лиса убежала?(потому что никакого указа не было)
-как вы поняли слова тетерева «кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»? (то, что если бы не было указа, то нужно бежать, а теперь, раз он есть, то бояться нечего - собаки тебя не тронут)
Если бы вам предложили поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? Почему?
-Чему можно поучится у тетерева?
-А у лисы?
-А бывают ли такие ситуации в мире людей? Например?
-для кого русский народ сочинил эту сказку?(для детей и взрослых доверчивых).
-Как вы понимаете слово доверчивый?
-а что бы они хотели сказать этой сказкой людям, детям? Какой совет дали бы?

Чему учит эта сказка? (то что не нужно верить всему, что видишь и слышишь, то что нужно думать своей головой)



- ответы детей



















Слушают текст


Выполняют упражнения











Читают, отвечают на вопросы











Л: осознавать сущность поведения героев, -соотносить поведение героев с нравственными нормами,

стремиться к саморазвитию
к: принимать   мнение и позицию других; формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации. уметь высказывать свою мысль и точку зрения

П: тренировать выразительное чтение
П:читать текст, понимать фактическое содержание текста;

обобщать и классифицировать учебный материал; находить в тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться в содержании учебника.



Практический этап

Работа с текстом после чтения произведения


Творческая работа

1.Работа по идее произведения.


Словесный:
беседа





Практический: самостоятельная работа

Фронтальная, парная

- сейчас будем работать в парах. Вспомним, как нужно работать в парах?
-договариваться
-слушать друг друга
-не перебивать

У вас на столах лежат пословицы. Что это такое, кто знает?(краткое мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл).
Вам пословицы нужно разделить на 2 столбика –те, которые подходят к этой сказке, и те, которые не подходят. Нужно будет так же объяснить их смысл.
-доверяй но проверяй (доверие, конечно, хорошая вещь, но в ответственном деле неплохо бы подстраховаться)
-на языке медок, а на уме ледок (Говорит красиво, с лестью, а в уме так и старается обмануть)
-делу время - потехе час
-утро вечера мудренее
-в тихом омуте черти водятся(о человеке скромном, спокойном с виду, но способном обмануть )
-чем богаты тем и рады.
-семь раз отмерь, один раз отрежь
-
-голь на выдумки хитра( нужда делает человека изобретательным)
Голь –у кого нет возможностей, значит голый, бедный(от этого слова произошло слово «голый»)

-язык без костей(Кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости)
А теперь проверим. ( по желанию)Вам нужно сказать, какая из пословиц подходит, и доказать, почему она подходит.
Кто согласен, хлопните в ладоши.
Посмотрите, у меня есть вот такая большая книга с пословицами и поговорками, смысл каждой в ней объяснён. Поэтому если интересно вы можете подойти после урока и прочитать. Например, узнать смысл поговорки «Лежачего не бьют» или «отольются кошке мышкины слёзы» Что вы поняли выполняя это задание?( то что пословицы взяты из жизни и подходят под жизненные ситуации)


П: познакомятся с новыми пословицами; соотносить поведение героев с нравственными нормами,
закрепить знания об особенностях народных сказок. - формулировать несложные выводы;

П:находить в тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться в содержании учебника.

Л: соотносить поведение героев с нравственными нормами,

стремиться к саморазвитию


Рефлексивно-оценочный этап

Итог урока по прочитанному произведению



Домашнее задание

Рефлексия деятельности




1.Установление обратной связи
2.Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели.
3. Закрепить самостоятельные умения детей выполнять задания.
4.Оценить свои достижения
5.Оценить работы учащихся, технику чтения

Словесный: бесед


Фронтальная










самостоятельная

– С какой сказкой мы познакомились на уроке? (Лиса и тетерев)
- что же нам автор хотел сказать?(
нужно быть внимательным и не верить кому попало, даже если он говорит ласковые слова)

-почему мы это произведение можем назвать сказкой?(животные разговаривают)


– Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей?



-Открывайте дневники. Домашним заданием будет подготовиться к чтению по ролям и сделать маски 1 вариант-маску лисы, 2 вариант-маску тетерева (стр. 39-41 чт. по ролям, сдел. маску)


У вас на столах есть есть листочки, все они слетели с деревьев. Но какого они будут цвета - зависит от вас. Зелёным, если вы на уроке очень старались, и всё получилось. Жёлтым, если вы старались, но получилось не всё. Красным, если вы не старались, поэтому ничего не получилось. Давайте поднимем все наши листочки.
-Почему ты раскрасил (а) в такой цвет?
Вы большие умницы! Спасибо всем за урок! До свидания.

Лиса и тетерев

- нужно быть внимательным и не верить кому попало, даже если он говорит ласковые слова)

-(животные разговаривают)

-познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль
-познакомиться с новыми пословицами


-записывают д\з


П: обобщать и классифицировать учебный материал; ориентироваться в содержании учебника.

Р: осуществлять самооценку своей деятельности

Л: проявлять интерес к чтению детской литературы;