Допущен. Учитель______________ Соловьёва С.А.
Допущен. Методист _____________ Иванова Т.С.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1.Организационно-мотивационный этап Организационный момент Речевая разминка Итог по произведению Проверка домашнего задания Подведение итога по выполнению домашнего задания | 1.Настрой на урок и на изучение новой темы. 2.Подготовка речевого аппарата к выразительному чтению 3.Проверка умения самостоятельно работать 4. Оценивать работу 5.Выявить идею произведения 6. Оценить работу класса по выполнению домашнего задания. | Словесный: беседа, вопросы Практический: речевая гимнастика | Фронтальная | - Добрый день всем девочкам!... - Добрый день всем мальчикам!... - Добрый день всем тем, кто сегодня вкусно пообедал!... - Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Добрый день всем, кто любит конфеты! ... - Добрый день всем, кто хочет сегодня стать умнее! Здравствуйте, ребята, сегодня у вас урок буду проводить я, зовут меня Полина Ивановна. -А скажите мне пожалуйста, какой сейчас урок? -А зачем мы его изучаем? -Правильно, а еще, чтобы развивать речь. -Отлично, что же нам нужно сделать чтобы наша речь развивалась и чтобы подготовить наш речевой аппарат к выразительному чтению? У вас на столах есть скороговорки. Давайте прочитаем их про себя. Тетерев сидел у Терентия в клетке, А тетерка с тетеревятками в лесу на ветке. А кто знает кто такой тетерев и тетерка?(тетерев - крупная птица отряда куриных, тетерка-самка тетерева) Давайте прочитаем -её по слогам, -с вопросительной интонацией весело, грустно, -Выразительно. - А теперь скороговоркой. Молодцы! Итак мы подготовили наш речевой аппарат для чтения. Что же вы делали на прошлом уроке чтения? Кто помнит? О чём же оно было? -а каким же было домашнее задание? Правильно. А что необходимо для того, чтобы пересказ получился хорошим? Давайте же послушаем наших юных рассказчиков Молодец, прочитал очень хорошо, но… Я очень рада, что у вас всё получилось, а остальных мы послушаем, если останется время на уроке. Давайте подведём итог. Что хотел сказать нам русский народ этой сказкой. Что вы поняли, познакомившись с этой сказкой. Верно, если происходят какие-то непредвиденные ситуации не нужно паниковать, необходимо держать себя в руках и попытаться выяснить что происходит. | Дети машут и отвечают: "Добрый день!" - литературное чтение - чтобы выразительно читать, чтобы быстро читать, много знать и развивать речь -провести речевую разминку Ответы детей -познакомились со сказкой «У страха глаза велики» -подготовить перессказ -помнить сюжет, не путаться, говорить выразительно рассказывают пересказ( 2 человека) - когда человеку страшно, он начинает воображать ещё больше -всегда нужно сохранять ясный ум и рассудок | К: пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации; уметь высказывать свою мысль и точку зрения Р: регулировать самостоятельную деятельность; осуществлять самооценку своей деятельности П; тренировать выразительное чтение П: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; |
2.Ориентировочный этап Создание проблемной ситуации Определение темы урока Определение цели и задач | 1.Подготовка к восприятию темы. 2. Постановка целей и задач урока 3. Заинтересованность детей изучением нового произведения 4. Определить темы урока с детьми 5. Поставить цели и задачи урока совместно с детьми | Словесный: рассказ, беседа, аудио звук наглядный: иллюстрация тетерева. практический: работа с учебников Практический: игра, самостоятельная | Фронтальная, Парная Фронтальная | Послушайте пожалуйста звук птицы, и попытайтесь догадаться, какая это птица, ведь подсказки сегодня уже были.(включается аудио-звук тетерева) Как вы думаете, кто это? Верно, это тетерев. Умницы! ( вывешивается изображение тетерева) -А как вы думаете, почему и скороговорка наша была про тетерева, и изображение его я повесила, почему? -Чтобы узнать нашу сегодняшнюю тему, откройте учебник на странице 39 и прочитайте. -как же называется наша сегодняшняя тема? -Какие цели поставим на сегодняшний урок? (-познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль -познакомиться с новыми пословицами) -Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня есть вот такой вот чемоданчик. В нём вопросы, для того, чтобы мы с вами вспомнили всё о сказках. Вы выходите и выбираете наугад один листочек. Читаем. А потом отвечаете на вопрос. Если класс согласен-то хлопаем, если нет, то топаем. Всем понятно? 1.Кто является автором народной сказки? (народ) 2.Чему учат сказки? (доброте, честности, находчивости) 3.Какие сказки бывают? (волшебные, о животных, бытовые) 4.Чем сказка отличается от других произведений? ( в ней всегда есть что-то выдумаенное, волшебное что не может происходить на самом деле) 5.Какие животные встречаются в сказках? (почти все) Замечательно поработали! | -тетерев -потому что будем читать прозведение про тетерева -лиса и тетерев -познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль -познакомиться с новыми пословицами | П: познакомятся с произведением «Лиса и тетерев», будут проявлять интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества К: пользоваться речевыми средствами в диалоге с учителем и одноклассниками; принимать мнение и позицию других;. -уметь высказывать свою мысль и точку зрения п: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; закрепить знания об особенностях народных сказок. Р: определять цели урока; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; |
3.Поисково-исследовательский этап Работа с текстом до чтения физкультминутка Работа с текстом во время чтения | 1.Изучение нового произведения. 2.Предположить, о чём будет произведение. 3. Работа по содержанию произедения. 4.Познакомить с содержанием произведения | Словесный: беседа, рассказ Наглядный: учебник, рисунки Практический: наглядность Практический: чтение | Фронтальная Фронтальная, самостоятельная | -Посмотрите внимательно на рисунок, как вы думаете о чём будет сказка? Посмотреть на героев рисунков поподробнее (лиса, тетерев) -Как вы думаете кто будет главным героем и что случится? -А как вы думаете тетерев - он какой? А какая лиса? Предположите. Да, лиса хитрая, а знаете почему её называют Патрикеевна во многих сказках? Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. Сеял князь вражду промеж народа. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна. -Верно это или нет узнаем, когда прочитаем. -В тексте вам будут встречаться незнакомые слова. Посмотрите. (на доске вывешиваются слова) Проведать - навестить Нынче - сегодня Навострила уши – насторожилась Указ - постановление, приказ -Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте. Потом я буду задавать вам вопросы. Следите, подставив пальчик. Давайте отдохнём и устроим физкультминутку. Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо) Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели) –Кто же главные герои сказки?(Лиса и Тетерев) -О чём говорится в сказке? А сейчас мы будем читать по цепочке. Вопросы после 1 части: - зачем лиса пришла проведать тетерева?(услышала его голосочек) -какими словами она называет тетерева? Давайте прочитаем, как бы произнесла их лиса (тетеревочек, мой дружочек) -зачем лиса притворилась, что не слышит?(хочет, чтобы тетерев спустился на землю) Вопросы по 2 части: -Почему тетерев боится спускаться на землю?(говорит, на земле опасные звери, и могут его съесть) -Как лиса переубеждает тетерева? Найдите эту часть в сказке, кто прочитает нам выразительно? (что есть такой приказ, по которому животным нельзя есть друг друга) Вопросы по 3 части: -поверил ли тетерев лисе?(нет) -почему?(потому что понял, что она хочет его съесть) -как тетерев решил проверить, правду ли говорит лиса?(сказал, что бегут собаки, но её нечего бояться, потому что «нынче указ») -так почему же лиса убежала?(потому что никакого указа не было) -как вы поняли слова тетерева «кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»? (то, что если бы не было указа, то нужно бежать, а теперь, раз он есть, то бояться нечего - собаки тебя не тронут) Если бы вам предложили поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом? Почему? -Чему можно поучится у тетерева? -А у лисы? -А бывают ли такие ситуации в мире людей? Например? -для кого русский народ сочинил эту сказку?(для детей и взрослых доверчивых). -Как вы понимаете слово доверчивый? -а что бы они хотели сказать этой сказкой людям, детям? Какой совет дали бы? Чему учит эта сказка? (то что не нужно верить всему, что видишь и слышишь, то что нужно думать своей головой) | - ответы детей Слушают текст Выполняют упражнения Читают, отвечают на вопросы | Л: осознавать сущность поведения героев, -соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремиться к саморазвитию к: принимать мнение и позицию других; формировать собственное мнение и позицию, умение приходить к общему мнению; задавать вопросы, адекватные данной ситуации. уметь высказывать свою мысль и точку зрения П: тренировать выразительное чтение П:читать текст, понимать фактическое содержание текста; обобщать и классифицировать учебный материал; находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника. |
Практический этап Работа с текстом после чтения произведения Творческая работа | 1.Работа по идее произведения. | Словесный: беседа Практический: самостоятельная работа | Фронтальная, парная | - сейчас будем работать в парах. Вспомним, как нужно работать в парах? -договариваться -слушать друг друга -не перебивать У вас на столах лежат пословицы. Что это такое, кто знает?(краткое мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл). Вам пословицы нужно разделить на 2 столбика –те, которые подходят к этой сказке, и те, которые не подходят. Нужно будет так же объяснить их смысл. -доверяй но проверяй (доверие, конечно, хорошая вещь, но в ответственном деле неплохо бы подстраховаться) -на языке медок, а на уме ледок (Говорит красиво, с лестью, а в уме так и старается обмануть) -делу время - потехе час -утро вечера мудренее -в тихом омуте черти водятся(о человеке скромном, спокойном с виду, но способном обмануть ) -чем богаты тем и рады. -семь раз отмерь, один раз отрежь - -голь на выдумки хитра( нужда делает человека изобретательным) Голь –у кого нет возможностей, значит голый, бедный(от этого слова произошло слово «голый») -язык без костей(Кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости) А теперь проверим. ( по желанию)Вам нужно сказать, какая из пословиц подходит, и доказать, почему она подходит. Кто согласен, хлопните в ладоши. Посмотрите, у меня есть вот такая большая книга с пословицами и поговорками, смысл каждой в ней объяснён. Поэтому если интересно вы можете подойти после урока и прочитать. Например, узнать смысл поговорки «Лежачего не бьют» или «отольются кошке мышкины слёзы» Что вы поняли выполняя это задание?( то что пословицы взяты из жизни и подходят под жизненные ситуации) | | П: познакомятся с новыми пословицами; соотносить поведение героев с нравственными нормами, закрепить знания об особенностях народных сказок. - формулировать несложные выводы; П:находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться в содержании учебника. Л: соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремиться к саморазвитию |
Рефлексивно-оценочный этап Итог урока по прочитанному произведению Домашнее задание Рефлексия деятельности | 1.Установление обратной связи 2.Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. 3. Закрепить самостоятельные умения детей выполнять задания. 4.Оценить свои достижения 5.Оценить работы учащихся, технику чтения | Словесный: бесед | Фронтальная самостоятельная | – С какой сказкой мы познакомились на уроке? (Лиса и тетерев) - что же нам автор хотел сказать?(нужно быть внимательным и не верить кому попало, даже если он говорит ласковые слова) -почему мы это произведение можем назвать сказкой?(животные разговаривают) – Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? -Открывайте дневники. Домашним заданием будет подготовиться к чтению по ролям и сделать маски 1 вариант-маску лисы, 2 вариант-маску тетерева (стр. 39-41 чт. по ролям, сдел. маску) У вас на столах есть есть листочки, все они слетели с деревьев. Но какого они будут цвета - зависит от вас. Зелёным, если вы на уроке очень старались, и всё получилось. Жёлтым, если вы старались, но получилось не всё. Красным, если вы не старались, поэтому ничего не получилось. Давайте поднимем все наши листочки. -Почему ты раскрасил (а) в такой цвет? Вы большие умницы! Спасибо всем за урок! До свидания. | Лиса и тетерев - нужно быть внимательным и не верить кому попало, даже если он говорит ласковые слова) -(животные разговаривают) -познакомиться с произведением, тренировать выразительное чтение, определить главную мысль -познакомиться с новыми пословицами -записывают д\з | П: обобщать и классифицировать учебный материал; ориентироваться в содержании учебника. Р: осуществлять самооценку своей деятельности Л: проявлять интерес к чтению детской литературы; |