УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- предметные результаты: - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка»,
анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;
4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Технология: системно - деятельностный метод обучения.
6. Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II.Актуализация знаний
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- К какому литературному жанру относится это произведение?
- Кто автор? Напомните краткие сведения об авторе.
- Заполните таблицу. ( работа в парах)
Народные сказки | Авторские сказки |
Чтение сказки по ролям.
- Продолжите рассказывать сказку по памяти.
- Чему научила нас сказка «Теремок» Е.Чарушина.
Постановка проблемного вопроса: Часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.» Почему?
- С каким литературным жанром продолжим работать на нашем уроке?
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Как то раз в лесу густом
Вырос домик под …(кустом).
Рада мышка-поскребушка
И зелёная …(лягушка).
Рад и побегайчик,
Длинноухий …(зайчик).
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко,-
И кабан туда попал,
И лиса, и …(мишка).
Всем хватило места в нём.
Вот какой чудесный …(дом).
Дзинь-ля-ля поёт синичка!
Это сказка …(рукавичка).
- Откройте учебник на с. 38. Рассмотрите иллюстрации. Есть ли у изучаемого произведения автор?
-Сформулируйте тему урока.
Подумайте, какие задачи мы перед собой поставим?
Физкультминутка.
IV.Работа по теме урока.
Постановка учебной задачи.
- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?
- Как ещё можно сберечь руки от холода?
- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?
- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …
Перед тем как послушать сказку поработаем со словами.(Словарная работа)
- Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.( Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками).
2. Решение учебной задачи.
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто обронил рукавичку?
- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:
«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».
Наводящие вопросы:
«Куда пошёл дедушка?»
«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»
«Можно ли догадаться?»
«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»
«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»
- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?
- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.
- Назовите родственное слово к слову «рукавички».
- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».
- Что услышали?
- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».
Первичное закрепление.
Подготовка к пересказу..
Составление картинного плана:
- Как начинается сказка?
- Кто первый стал жить в рукавичке?
- Кто за кем появился в сказке?
- Кто был последним?
- Пустили звери медведя в рукавичку?
Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.
3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». Работа в тетради (с.32)(работа в группах).
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются?
4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:
« Не учись разрушать, а учись строить.»
« Сила сломит всё, а ум – силу»
- Чему нас учит данная сказка?
4. Вторичное закрепление.
Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
-Найдите в тексте и прочитайте:
- Кто пришел первым и поселился в рукавичке?
- Как просился в рукавичку кабан?
- Кто пришел за мышкой?
- Почему дед вернулся в лес?
- Кто сломал домик зверей?
V. Итог урока.
Викторина: « Да или нет.»
1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет)
2. Идет дед с собачкой полем? (Нет.)
3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)
4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)
5.После волка там спрятался медведь? (Нет)
6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)
7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)
8.Звери ей обрадовались? (Нет.)
9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)
VI. Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое – самым простым?
- Продолжите предложение: