Тема. Русская народная сказка «Рукавичка».
Цели:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения контроля, оценки и самооценки деятельности;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и позиции
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, организованности.
Предметные:
формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка»;
формирование представлений учащихся о народной и литературной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Тип урока: открытие новых знаний.
Дидактический материал:
Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1класс.
Раздаточный материал: Карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка»,
Оборудование: компьютер, медиа проектор, маски героев сказки «Рукавичка».
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II. Подготовительный этап
(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Учитель:
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
2. Повторение изученного материала.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок») На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок». (слайд № 2)
-Чему учат нас сказки?(дружбе, взаимопомощи…)
- Кто автор сказки «Теремок»? (Е. Чарушин), (слайд № 3)
Вывод. Это сказка авторская.(на доску)
-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная) (на доску-)
3. Сообщение темы урока.
-Вот и мы сегодня отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.
Радуга, утка, кот, арбуз, виноград, индюк, часы, корова, аист. (слайды № 4,5,6,7,8,9,10,11,12)
Ответ: рукавичка
На экран проецируется фото книги «Рукавичка» (слайд 13)
– Итак, сегодня мы будем слушать и читать русскую народную сказку «Рукавичка»,
но сначала проведем гимнастику.
1). Дыхательная гимнастика. « Укололи пальчик».
- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2). Гимнастика для глаз “Пуговица”.
- Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами:
3). Артикуляционная гимнастика (слайд № 15)
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной
Читают хором
Читают шепотом, радостно, грустно
БУ – БЮ БА – БЯ
ВУ – ВЮ ВА – ВЯ
ГУ – ГЮ ГА – ГЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
РУ – РЮ РА - РЯ
4. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
– Назовите действующих лиц сказки.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. (слайд 16,17)
об-ро-нил – обронил
по-пры-гуш-ка – попрыгушка
по-скре-буш-ка – поскребушка
по-бе-гай-ка – побегайка
бре-дет – бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается
а) Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.38.
-Прочитайте название сказки.
Дети: Рукавичка.
Есть ли автор у данной сказки? Нет. Народная.
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? (Есть запись диалога)
-Что такое диалог? Что бы это значило? (Герои много разговаривают)
Диалог –это разговор двух или нескольких людей.(слайд 18)![]()
На какую сказку она похожа? (Ответы детей)
5 Словарная работа.
На экран проецируется (слайд 19)
Рука-вица
Рука-вичка
- в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
- Как мы можем объяснить значение непонятных слов.
Где мы можем их найти. (В словаре)
Объясните значение слов:
Бредет – идет медленно, с трудом.
Врассыпную – в разные стороны.
Обронил – уронил
Первичное знакомство со сказкой.
Читает учитель.
1). Проверка понимания прочитанного.
-Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- Назовите героев.
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
Физминутка
(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )
Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан
Чтение сказки вслух.
– Кто обронил рукавичку?
– Кто первым стал жить в рукавичке?
– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
– Назовите героев сказки «Рукавичка»
Самостоятельное чтение сказки.
Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
• Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-попрыгушка? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей.)
• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карандаша.
(Работа выполняется в парах, 2 ученика выполняют на доске)
Самопроверка с презентации. На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика «Теремок» и «Рукавичка»)
Мышка-норушка
мышка-поскребушка
Лягушка-квакушка
лягушка-попрыгушка
Заяц-на горе увёртыш
зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка
Лисичка- сестричка
Волчок-серый бочок
Волчок-серый бочок
Медведь-люблю реветь
Кабан-клыкан
Медведюшка-батюшка
Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришѐл за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
• Кто сломал «домик» зверей.
Театрализация сказки.
- А сейчас мы попробуем побывать в роли актеров.
Распределение ролей к инсценировке сказки «Рукавичка»
(Дети выбирают себе роли, получают маски героев и готовятся к инсценировке)
6.Инсценировка сказки.
7.Работа с пословицами. Игра «Найди пару»(слайд № 23)
Даны разрезанные пословицы:
Не учись разрушать, (а учись строить.)
Сила сломит всё, (а ум- силу.)
В тесноте, (да не в обиде.)
4) Согласие (крепче каменных стен)
.Обсудите в паре смысл пословиц.
- Какая пословица подходит к нашей сказке?(слайд № 24)
8. Итог урока. Рефлексия. На экран проецируется:
-С какой сказкой мы познакомились? (слайд № 25)
-Что понравилось на уроке?
– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …) (слайд № 26,27)
– Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит “язычок пламени” (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!


УЧИТЕЛЬ:ВЫКОВА Р.А.