СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»


Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Сценарий урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Правила работы на уроке.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка.

-Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда

-Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

-Научитесь читать красиво, без ошибок.


3. Выявление места и причины затруднения.

- Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется...

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки...

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой...

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный...

(Колобок).

- О ком эти стихи? (О героях сказок.)

- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

- Сформулируйте цели урока:

познакомиться …

читься читать……

учиться отвечать на вопросы…

5. Реализация проекта.

Словарная работа

- Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

- Как вы себе это представляете? (следы копыт животных, наполненные водой)

- Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".

- Как вы понимаете эти слова?

- А кто такой купец? Богатый торговец, тот, кто торговал.

- Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

(Дети читают отрывок вслух.)

Одному козлёночку было ведомо:

-Как вы понимаете эти слова? (известно)

Чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

-Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

-Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

-Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

- Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

- Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

- Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

- Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

- А какая была ведьма? Расскажите о ней.

- Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

добрая

злая

АЛЕНУШКА                                ласковая

преданная

доверчивая

заботливая

ВЕДЬМА                                       грубая

хитрая

жестокая

Физкультминутка.

7.Первичное закрепление во внешней речи

Определение вида сказки.

- К какому виду сказок мы ее отнесем?

-  Что же в этой сказке волшебного?

- Какие волшебные предметы есть в сказке?

- Найдите в сказке троекратный повтор.

- Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Беседа по иллюстрации

- Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

-  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

- Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".

- Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

- Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

- А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

- Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

- Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.23. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь

из копытца: .Напился и стал козлёночком. Стр.23. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 24 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

- Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

- Так что же роднит сказку и картину?

- Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

- Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение - словом. Картина - красками.

7. Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь стр. 20

8.Включение в систему знаний.

- Нарисуйте свои иллюстрации к сказке.

( Выставка иллюстраций)

9. Рефлексия

Закончи фразу:

«Я сегодня на уроке…»

« На уроке мне было интересно…»

« Мне было трудно…»

Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.