СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки  на примере полотенца и научиться выполнять эскиз полотенца по мотивам русской  народной вышивки.

Просмотр содержимого документа
«"Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Новокасторенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области «Русская народная вышивка:  выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца» Подготовила: учитель изобразительного искусства Ишкова Н.Г. п.Новокасторное, 2024г

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокасторенская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

«Русская народная вышивка:

выполняем эскиз орнамента

вышивки полотенца»

Подготовила:

учитель изобразительного искусства

Ишкова Н.Г.

п.Новокасторное, 2024г

Цель: познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и научиться выполнять эскиз полотенца по мотивам русской народной вышивки. Задачи: познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус, проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке эскиза.

Цель:

познакомиться с историей и различными мотивами русской вышивки на примере полотенца и научиться выполнять эскиз полотенца по мотивам русской народной вышивки.

Задачи:

  • познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
  • формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус, проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке эскиза.
 Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц.  Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость.

Испокон веков славилась наша земля

искусством мастериц - рукодельниц.

Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивное узорочье всем на радость.

 Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. С 8-9 лет девочки под присмотром старших уже учились украшать узорами ткани, готовили приданое. И всё в русской избе украшено руками мастериц.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. С 8-9 лет девочки под присмотром старших уже учились украшать узорами ткани, готовили приданое. И всё в русской избе украшено руками мастериц.

 Но особое значение имело полотенце. Особенно многозначной была роль полотенец, имевших важное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Ими украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец принимали участие в свадебном, родильном, крестильном и похоронном обрядах.  На Руси по-другому называли полотенце рушником.

Но особое значение имело полотенце.

Особенно многозначной была роль полотенец, имевших важное значение во время народных праздников и традиционных обрядов. Ими украшали красный угол избы и иконы; десятки вышитых полотенец принимали участие в свадебном, родильном, крестильном и похоронном обрядах.

На Руси по-другому называли полотенце рушником.

 Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Родильный рушник  Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Родильный рушник

Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Свадебный рушник  Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена переезжала на постоянное местожительство к мужу.

Свадебный рушник

Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена переезжала на постоянное местожительство к мужу.

 Образы украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Образы украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

 Все эти разнообразные полотенца объединяет орнамент.  Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов. Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Все эти разнообразные полотенца объединяет орнамент.

Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов. Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

 При вышивке полотенца мастерица использовала особые знаки символы, которые имели глубокий смысл. Знак Солнца почитался как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

При вышивке полотенца мастерица использовала особые знаки символы, которые имели глубокий смысл. Знак Солнца почитался как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

 Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

 Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать - сыра Земля».  Изображали ее в виде женской фигуры  Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура  с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Женская фигура решена условно. Вместо головы у неё изображение ромба – древнего знака солнца.

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать - сыра Земля».

Изображали ее в виде женской фигуры  Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура  с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Женская фигура решена условно. Вместо головы у неё изображение ромба – древнего знака солнца.

 Древо жизни, райское дерево – один из древнейших символов, излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Древо жизни - так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Древо жизни, райское дерево – один из древнейших символов, излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Древо жизни - так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

 Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. Конь олицетворял движущееся по небу солнце. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье.

Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. Конь олицетворял движущееся по небу солнце. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье.

 В вышивке мастерицы в основном использовали красный цвет по белому фону. Иногда применялся и черный цвет. Редко использовали и другие цвета. Красный цвет - цвет солнца, огня, жизни, силы, красоты. Олицетворял мужское начало. Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия. Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет женское начало и символизирует чистоту, свет, благо.

В вышивке мастерицы в основном использовали красный цвет по белому фону. Иногда применялся и черный цвет. Редко использовали и другие цвета.

  • Красный цвет - цвет солнца, огня, жизни, силы, красоты. Олицетворял мужское начало.
  • Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия.
  • Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет женское начало и символизирует чистоту, свет, благо.
 Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.  Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.