СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские летописи. «Повесть временных лет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника.

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями? Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Просмотр содержимого документа
«Русские летописи. «Повесть временных лет»»

Русские летописи. «Повесть временных лет»

Цели: дать понятие о древнерусской литературе, познакомить с широким охватом ею жизни, с поучениями Владимира Мономаха; показать их актуальность в наши дни.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

 III. Изучение новой темы.

1. Работа со статьей учебника.

Беседа по вопросам.

– Что называли летописями? Легок ли труд летописца?

«Повесть временных лет». (Интерес к истории народа, желание оставить потомкам сообщение о свершившихся событиях.)

Попробуйте представить и описать келью летописца.

2. Слово учителя.

Объединение летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестером (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи – «Повесть временных лет».

Потребности  развивающегося  государственного  самосознания  ставили  перед  летописью  проблемы,  которые  Нестор  обозначил  в  ее  заголовке (слова проецируются на доску):

«…Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».

Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью.

За мудрость Ярослава летописец произносит хвалебное слово князю.

4. Чтение статьи учебника. «Из похвалы князю Ярославу и книгам».

Беседа по вопросам.

– Каков язык сказания? (Древнерусский с церковнославянизмами.)

– Какова основная мысль текста? (Книги учат, предостерегают от ошибок, из книг черпаем мудрость и правила жизни. Книги сравниваются с реками, которые наполняют мир мудростью; знания книг неизмеримы; они утешают нас в печали, они удерживают нас от дурных поступков; читающий книги найдет в них пользу для души и руководство в жизни.)

5. Комментированное чтение учителя из «"Поучения" Владимира Мономаха».

Беседа по вопросам.

– Какие наставления устарели? Как вы понимаете «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

– Можем  мы  сейчас  похвастаться  бережливостью,  сочувствием  к людям?

Вывод. Поучения Владимира Мономаха – непреходящие нравственные законы, которыми должен руководствоваться человек (если ты, конечно, Человек!); вдумайся в афоризм: «Человек – твое первое имя; будут и другие названия: фамилия, имя, сын, отец, доктор, пахарь… Но первое имя – Человек!»  И  сейчас  мы  слышим:  «Хороший  человек!  Плохой человек…».  Пусть  будет  каждый  из  нас достоин этого великого звания – Человек!

6. Выразительное чтение «Поучения Владимира Мономаха» с сохранением особенностей стиля.

IV. Подведение итогов урока.

1. Слово учителя.

В зависимости от темы и жанра летопись каждый раз по-разному, но всегда живописно отражала различные обстоятельства исторического прошлого и современности.

Наряду с множеством церковно-книжных цитат летопись пользовалась народными поговорками и пословицами, которые, например, характеризовали  военные  отношения:  «Мир  стоит  до  рати, а рать до мира», «Толи не будеть межю нами мира, елиже камень начнет плавати, а хмель грязнути [тонуть]». Некоторые пословицы намекали на политические обстоятельства.

«Не идеть место к голове, но голова к месту», «Аще ся волк в овца ввадит, то выносит все стадо, аще не убиют его» – так объяснили древляне Ольге причину убийства ими князя Игоря, обложившего их чрезмерной данью.

Написанная живым и образным языком «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.

Домашнее задание: стр.69 – 72.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!