РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
1класс
На доске развешены детские иллюстрации к сказкам. По центру сказочный замок .
I. Определение темы урока. Просмотр ролика "В гостях у сказки" СЛАЙД 2
(На фоне чтение подготовленным ребёнком "О чём-то скрипит половица")
- Вы догадались какая тема сегодняшнего занятия? (СКАЗКИ) СЛАЙД 3
Учитель: Дорогие друзья!
Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Путешествие в мир русских народных сказок».
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)
И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
-А почему сказки называют народными? (Ответ детей)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и скоро сами научитесь их читать. Читая сказки, вы проникнете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Что такое сказка?
Вот как дается объяснение слова сказка в словаре русского языка.
Сказка - произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.
Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста. Сказки бывают разные.
III. Основная часть.
Сегодня мы будем путешествовать по этой стране и побываем на 3-х страницах. Будем играть, выполнять задания и за работу получать карточки (с изображением сказочных персонажей).
Доскажи пословицу: СЛАЙД 4
1станция: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2станция: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
3станция: Терпенье и труд всё перетрут.
Угадай сказку. СЛАЙД 5
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Как понимаете смысл?
Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом.
Выгнала она косого
Из домишки лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой. (Заюшкина избушка)
Захотел Кощей жениться
На красавице-девице.
Не дала она согласие
И случилось с ней несчастье,
И теперь сидит в болоте
Не в шелках и не в почёте…
Кто узнал ту пучеглазку,
Отгадал, конечно, сказку.
(Царевна-лягушка)
Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох – засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут…
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко?
Может это… (репка).
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки. (Петушок – золотой гребешок.)
- Как героям удалось преодолеть трудности, благодаря кому?
Наша страна РФ большая многонациональная и все народности живут в дружбе. Какие народности у нас проживают? (чечены, ингуши, татары, мордва, буряты..)
Угадай гостя по картинкам: пчела, паук, черепаха. (Татарская сказка "Три сестры")
Как понимаете смысл пословицы: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
2. Задание – Отгадай героев по песенкам: (кроссворд по аудио и видео роликам)
СЛАЙД 6
- Кто из героев русских сказок оказался наказан за непослушание?
по горизонтали: колобок, Иванушка, козлята, гуси.
по вертикали: БАБА ЯГА (Изображение) .
Добро побеждает зло, а злые герои становятся добрыми.
Баба яга проводит интерактивную ФИЗМИНУТКУ "Дорогою добра"
СЛАЙД 7-15
3. «Собери героя сказки
- Кто помнит пословицу третей станции? (Терпенье и труд всё перетрут.)
- Как понимаете смысл? Как думаете какие сказки нас ждут на этой станции.
- Какие герои благодаря труду и терпению обрели счастье и жили долго?
а) СОБИРАЕМ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ ("Сивка-бурка") СЛАЙД 16
б) Инсценировка отрывка сказки "Морозко" СЛАЙД 17-18
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
СЛАЙД19
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
IV.Заключительная часть
- Наша встреча подходит к концу, и закончить его я хочу такой притчей. ВИДЕОРОЛИК "Всё в твоих руках" СЛАЙД 20
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет
чудо. СЛАЙД 21
Под музыку (Маленькая страна) дети прикрепляют героев сказок вокруг замка.