СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Русские народные сказки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: русские народные сказки

Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках

Задачи:

  • создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках
  • способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
  • развивать любознательность, внимательность и читательскую память

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.

2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока

– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора – Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

2. Три-та-та,три-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка – по подлавочке, Ловит кота за лапочки: – Ох ты, котик, котик, Крутолобенький ! Поиграй ты ,кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой!

3. Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: – Чем ты бороду красил? – Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал.

4. Днём спит, Ночью летает И мышек хватает.

5. Катилось яблоко Мимо сада. Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.

6. Коровушка, бурёнушка, Подай молочка, Покорми пастушка.

(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 – загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)

– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. – Правильно, тема урока – русские народные сказки. – Какие задачи перед собой поставите?

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы

3. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить») – Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор) – Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая кроссворд? – Какие ещё вы можете назвать? (Былина, былинный сказ, песня, песенка, и д.р.) – Чем сказка отличается от другого произведения? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. Троекратный повтор) – Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, волшебные, бытовые, докучные)

  4. Проверка домашнего задания

– Какие сказки вы прочитали к уроку?

Выступления учащихся по плану:

1. Название сказки 2. Краткое содержание сказки, как зовут главного героя сказки 3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со сказкой (если принёс)

По ходу выступлений заполняется таблица:

Название сказки

Главный герой сказки

 

 

 

 

5. Физкультминутка

– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя

6. Формулировка проблемы

– Молодцы! Вы много прочитали интересных сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили? (В большинстве русских народных сказках героя зовут Иван.) – Почему? Как вы думаете?  – Почему имя «Иван» так распространено и любимо русским народом? – В чём причины?

7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися

  • Может быть ответ в значении имени?
  • Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
  • Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?
  • Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?

– Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)

8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.

9.  Конкурс «Дополни имя»

 У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Вам нужно прочитать имя и дополнить его.

Кощей-

Он бессмертный, хитрый, ловкий

Смерть его в конце иголки

А иголка та в яичке

А яичко в утке -  птичке

Утка в зайце. Он сидит

В сундуке. Сундук висит

На дубу.  Своих очей

Не смыкая, ночь и день-

Денежки считать не лень,

Трудится, сидит

Василиса-

Я – премудрая девица, На все руки мастерица, Все я знаю, там и тут, Ну а как меня зовут?

Царевна –

Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Сделалась мигом красивой, пригожей

Баба –

На лесной опушке

Сидит она в избушке.

Спокойно жить не хочет,

Царевичей морочит.

Ступа с метелкой ей дорога,

Это зловредная...

Змей  –

Я сказочный, летучий, 

Огнедышащий, могучий 

Трехголовый грозный змей. 

Назови меня скорей!

Жар  –

Сладкий яблок аромат  Заманил ту птицу в сад.  Перья светятся огнём,  И светло вокруг, как днём.

Иван –

Всем героям он герой.

Нету  сказки ни одной,

Где б чудак не появлялся

И умней не оказался

Кот  -

Этот котик-котофей

Спать уложит всех детей.

Все его детишки знают,

Он ведь в сказках лишь бывает.

Соловей –

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

9. Итог урока

– Сегодня мы славно поработали .Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? – Вспомнили сказки? – Отвечали на вопросы? – Думали, подводили итоги?

10. Рефлексия

– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.

– Спасибо за урок!

 

Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения в 3 классе "Русские народные сказки"»

Определите жанр фольклора, и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока. 2.Три-та-та, три-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка – по подлавочке. Ловит кота за лапочки: Ох ты, котик, котик, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой! 3.Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил -Чем ты бороду красил? -Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал. 1.Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах 5.Катилось яблоко Мимо сада. Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет. ,4.Днём спит, Ночью летает И мышек хватает. 6.Коровушка, бурёнушка Подай молочка, Покорми пастушка.

Определите жанр фольклора, и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

2.Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка – по подлавочке.

Ловит кота за лапочки:

  • Ох ты, котик, котик,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

3.Как по речке, по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил

-Чем ты бороду красил?

-Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал.

1.Деревья смотри в плодах,

а людей смотри в делах

5.Катилось яблоко

Мимо сада.

Мимо сада,

Мимо града.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

,4.Днём спит,

Ночью летает

И мышек хватает.

6.Коровушка, бурёнушка

Подай молочка,

Покорми пастушка.

по с ловица небылиц а з агадка потеш к а считал к а з а кличка сказка

по с ловица

небылиц а

з агадка

потеш к а

считал к а

з а кличка

сказка

Тема урока:  русские народные сказки Задачи урока: вспомнить русские народные сказки ответить на вопросы думать, делать выводы

Тема урока: русские народные сказки

Задачи урока:

  • вспомнить русские народные сказки
  • ответить на вопросы
  • думать, делать выводы
 устное народное творчество  (фольклор) творчество устное народное

устное народное творчество

(фольклор)

творчество

устное

народное

Что такое сказка? Сказка -это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. В сказке есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. В сказке есть троекратный повтор

Что такое сказка?

Сказка -это произведение, в котором изображается чудесное, необычное.

В сказке есть волшебство, фантастические персонажи.

В сказке есть зачин, присказка и концовка.

В сказке есть троекратный повтор

Магия чисел  В далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счёте.  Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное.  Поэтому число «три» считалось в древности магическим и стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.

Магия чисел

  • В далёкие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счёте.
  • Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное.
  • Поэтому число «три» считалось в древности магическим и стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках.
Виды сказок Сказки о животных Сказки волшебные Сказки бытовые Сказки докучные

Виды сказок

  • Сказки о животных
  • Сказки волшебные
  • Сказки бытовые
  • Сказки докучные
Какие сказки прочитали? Название сказки Главный герой сказки

Какие сказки прочитали?

Название сказки

Главный герой сказки

Физминутка

Физминутка

 Кощей - Бессмертный

Кощей - Бессмертный

Василиса Премудрая

Василиса Премудрая

Царевна - лягушка

Царевна - лягушка

Баба - Яга

Баба - Яга

Змей Горыныч

Змей Горыныч

Жар - птица
  • Жар - птица
Иван - дурак

Иван - дурак

Кот - Баюн

Кот - Баюн

Соловей - Разбойник

Соловей - Разбойник

Читайте сказки!  Спасибо за урок!

Читайте сказки!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!