Тема урока: русские народные сказки
Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках
Задачи:
- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках
- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
- развивать любознательность, внимательность и читательскую память
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.
2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока
– На доске – кроссворд: определите жанр фольклора – Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.
1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
2. Три-та-та,три-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка – по подлавочке, Ловит кота за лапочки: – Ох ты, котик, котик, Крутолобенький ! Поиграй ты ,кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой!
3. Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: – Чем ты бороду красил? – Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал.
4. Днём спит, Ночью летает И мышек хватает.
5. Катилось яблоко Мимо сада. Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет, Тот и выйдет.
6. Коровушка, бурёнушка, Подай молочка, Покорми пастушка.
(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 – загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)
– Итак, какое слово получилось? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. – Правильно, тема урока – русские народные сказки. – Какие задачи перед собой поставите?
- вспомнить русские народные сказки
- ответить на вопросы
- думать, делать выводы
3. Актуализация знаний
– Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова «творить») – Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор) – Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая кроссворд? – Какие ещё вы можете назвать? (Былина, былинный сказ, песня, песенка, и д.р.) – Чем сказка отличается от другого произведения? (Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи. В сказке есть зачин, присказка и концовка. Троекратный повтор) – Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, волшебные, бытовые, докучные)
4. Проверка домашнего задания
– Какие сказки вы прочитали к уроку?
Выступления учащихся по плану:
1. Название сказки 2. Краткое содержание сказки, как зовут главного героя сказки 3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со сказкой (если принёс)
По ходу выступлений заполняется таблица:
Название сказки
|
Главный герой сказки
|
|
|
|
|
5. Физкультминутка
– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя
6. Формулировка проблемы
– Молодцы! Вы много прочитали интересных сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили? (В большинстве русских народных сказках героя зовут Иван.) – Почему? Как вы думаете? – Почему имя «Иван» так распространено и любимо русским народом? – В чём причины?
7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися
- Может быть ответ в значении имени?
- Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
- Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?
- Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?
– Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)
8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.
9. Конкурс «Дополни имя»
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Вам нужно прочитать имя и дополнить его.
Кощей-
Он бессмертный, хитрый, ловкий
Смерть его в конце иголки
А иголка та в яичке
А яичко в утке - птичке
Утка в зайце. Он сидит
В сундуке. Сундук висит
На дубу. Своих очей
Не смыкая, ночь и день-
Денежки считать не лень,
Трудится, сидит
Василиса-
Я – премудрая девица, На все руки мастерица, Все я знаю, там и тут, Ну а как меня зовут?
Царевна –
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей
Баба –
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...
Змей –
Я сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
Трехголовый грозный змей.
Назови меня скорей!
Жар –
Сладкий яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
Иван –
Всем героям он герой.
Нету сказки ни одной,
Где б чудак не появлялся
И умней не оказался
Кот -
Этот котик-котофей
Спать уложит всех детей.
Все его детишки знают,
Он ведь в сказках лишь бывает.
Соловей –
Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
9. Итог урока
– Сегодня мы славно поработали .Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? – Вспомнили сказки? – Отвечали на вопросы? – Думали, подводили итоги?
10. Рефлексия
– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.
– Спасибо за урок!
Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения в 3 классе "Русские народные сказки"»