СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русские поэты 19 века и родной природе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«"Русские поэты 19 века и родной природе"»

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему:

«Русские поэты 19 века о Родине и родной природе»

Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Планируемые результаты:

Личностныеразвитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Метапредметные:

  • Познавательные: расширить представление детей о поэтическом творчестве русских поэтов XIX века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов.

  • Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметныеумение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы;формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Организация образовательного пространства

  • Оборудование: ноутбук, телевизор, учебник, портреты поэтов, репродукции картин великих художников, аудиозапись музыкальных произведений, видеоролик.

  • Методические приемы: беседа, слово учителя, просушивание аудиозаписи.

  • Межпредметные связи: история, живопись, русский язык.

  • Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И)

  • Основные литературоведческие термины: стихотворение, строфа, рифма, тема, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

  • Тип урока: развитие речи.

Ход урока.

    1. Подготовка учащихся к активной деятельности.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.



    1. Мотивация к учебной деятельности.Учитель.6 Ребята, сегодня на уроке нас ждет очень интересная, необычная и творческая работа. Мы попадем в сказку, где все неживое оживает, где возможно любое волшебство и преображение. В это удивительное путешествие давайте за девиз возьмем слова:

-- Не ошибается тот, кто ничего не делает

-- У меня все получится

--Со мной мои друзья

Я уверена, что у вас все получится! Итак, в путь!

    1. Постановка целей, задач урока.

Просмотр видеоролика ( красивое видео о природе в разные времена года)

-- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о природе, временах года; запись темы урока)

-- В чем красивее всего можно выразить восхищение и любовь к родной природе? ( в стихах)

-- Какова цель сегодняшнего урока? (формулируем цели)

    1. Актуализация знаний ( работа в группах. «Я литературовед»)

Учитель: Если мы хорошо прислушаемся, что можем услышать? Если внимательнее приглядимся, что увидим? Что можем почувствовать? ( прислушиваемся к звукам, запахам, присматриваемся; делаем вывод, что можно многое заметить). Так и в природе, если прислушаться и присмотреться, то можно заметить много волшебного и необычного, того, чего мы не замечаем в повседневной жизни.

Задания группам: работа со стихотворениями, посвященными определенному времени года( вопросы и задания прилагаются)

1 группа (зима)

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Вопросы к анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится»

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

  2. Ответьте на вопросы:

1)Какое время года изобразил поэт в свеем стихотворении?

2)Перескажите сказочную историю ухода зимы и прихода весны

3)Каким живым существом предстает в стихотворении зима? Опишите ее внешность, характер. Выпишите и зачитайте глаголы, называющие действия зимы.

4)Каким живым существом представлена в стихотворении весна? Опишите ее внешность, характер. Выпишите и зачитайте глаголы, называющие действия весны.

5)Согласны ли вы с тем, что приход весны действительно похож на историю, описанную в стихотворении автором? Кем бы вы представили себе наступающую весну и уходящую зиму?

2 группа (весна)

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

Вопросы к анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

1.Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Ответьте на вопросы:

1) О каком времени года идет речь в стихотворении? По каким приметам вы это узнали?

2) Назовите приметы зимы и весны?

3) Кем представляется нам весна? Какой ее изображает поэт?

4 )Кто главные герои стихотворения? С какими живыми персонажами вы бы их сравнили?

5) Какие знаки завершения предложения часто употребляются? Почему?

3 группа (лето)

Стихотворения И.С.Никитина «Утро»

Вопросы к анализу стихотворения И.С.Никитина «Утро»

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

  2. Ответьте на вопросы:

  1. О каком времени года идет речь в стихотворении? Перечислите приметы этого времени года.

  2. Представьте, что вы снимаете все описанное в стихотворении на видеокамеру. Расскажите, что вы видите?

  3. Расскажите, что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

  4. Найдите и выпишите из стихотворения примеры олицетворения ( приписывание неживым предметам свойств живых существ)

  5. Каким настроение проникнуто стихотворение?

4 группа (осень)

Стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки»

Вопросы к анализу стихотворения А.Н.Майкова «Ласточки».

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

  2. Ответьте на вопросы:

  1. О каком времени года идет речь в стихотворении? Назовите приметы этого времени года.

  2. О чем поэт говорит с раздражением? Почему?

  3. Что поэт вспоминает со светлой грустью? Расскажите историю ласточек.

  4. Как поэт называет птичек? Почему?

  5. Опишите, каким было гнездо, когда в нем жили ласточки, и после их отлета.

  6. Каким настроение проникнуто стихотворение?

5. Физминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

    1. Первичная проверка понимания знаний ( «Я композитор»)

Учитель: Представьте, что вы композиторы. Какую музыку, соответствующую вашему времени года, вы бы сочинили? Опишите ее(даются опорные слова)

Опорные слова:

Веселая, грустная, спокойная, чарующая, волшебная, нежная струящаяся, тихая, бодрящая, трогательная, живая, лучистая, беззаботная, тоскливая, жизнерадостная, печальная, светлая, искрящаяся, полная движений, безмятежная, бурная, дивная, загадочная.

После того, как учащиеся описывают музыку, соответствующую определенному времени года, включается аудиофрагмент классический музыкальных произведений великих композиторов. Учащиеся сравнивают услышанную музыку и собственное описание)

    1. Первичное закрепление. ( «Я художник»)

Учитель: Ребята, а теперь представьте себя художниками. Изобразите свое время года. Учащиеся рисуют карандашами или красками определенное время года. Затем работы демонстрируются, высказываются мнения.

    1. Подведение итогов.

--- Как поэзия помогает передать различные состояния человеческой души?

    1. Рефлексия

Закончите фразы или сформулируйте свое мнение сами: ( на слайде)

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.



    1. Домашнее задание.

1 уровень .«Я поэт». Попробовать сочинить четверостишие о природе.

2 уровень. Выучить наизусть стихотворение И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне»

3 уровень. Выразительное чтение стихотворения И.Никитина «Утро»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!