Урок русского языка
Тема: «Выделение ударного гласного в слове»
Цель: Развитие умения выделять в слове голосом одного из слогов (ударение).
Задачи:
1.Объяснить детям смыслоразличительную роль ударения в слове;
2.Тренировать их в определении ударного гласного звука, ударного слога;
3.Развивать навыки звукового анализа; умение построения связных предложений;
4.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям
1.Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Все легонечко вздохнём,
Урок русского языка начнём.
2. Физкультминутка для пальчиков
Самомассаж ладоней
2.Разводим «костёр» с помощью карандаша
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
3.Чистописание
-Ребята, к нам сегодня на урок пришёл гость, это время года. (осень)
-Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
-Какой звук вы слышите под ударением? (звук О).
-Давайте вместе позовём слово осень. Три-четыре. О-о-о-сень!
-Как вы думаете какую букву сегодня на минутке чистописания мы будем записывать? (О)
Вывешиваю образцы букв на доску
– Рассмотрите образец заглавной буквы О. Сейчас я покажу вам правильное написание заглавной буквы О.
-Сядьте ровно, спины держим прямо, ноги вместе, смотрим внимательно.
-Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, закругляем вправо и ведем округлую линию до начала письма.
Организую письмо в воздухе.
-Возьмите в руки ручки и повторяйте за мной движения в воздухе.
-Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; закругляем вправо и ведем округлую линию до начала письма.
-Теперь, самостоятельно обведите образец и допишите заглавную букву О на второй строчке до конца строки.
-Теперь я покажу вам правильное написание строчной буквы о в клеточке. Сядьте ровно, спины держим прямо, ноги вместе, смотрим внимательно.
-Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, чуть закругляем. Доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма.
Организую письмо в воздухе.
-Возьмите в руки ручки и повторяйте за мной движения в воздухе.
-Ведем вверх, чуть закругляем. Затем ведем вниз округлую, закругляем вправо и доводим до начала письма.
-Теперь, самостоятельно обведите образец и допишите строчную букву о на первой строчке до конца строки.
4.Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
Сегодня я для вас приготовила несколько интересных заданий. Посмотрите на доску перед вами два домика. Они одинаковые? Чем отличаются?
А внизу домиков у нас разбросаны буквы нам нужно определить каждую букву в свой домик. В красный домик какие буквы мы будем определять? (гласные) В синий? (согласные). Дети выходят по одному к доске и распределяют буквы по домикам.
Давайте назовём, какие гласные буквы вы определили в красный домик? Какие согласные буквы в синий домик?
-Вы отлично справились с заданием, я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку для глаз
5.Физмутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться
Посмотрите, у нас на доске появились 2 картинки (ЗАМОК – ЗАМОК.)
— Дети, что изображено на картинках?
— Давайте попробуем прочитать надпись на карточке (замок). К какой картинке можно её отнести?
— Чем отличаются эти слова? (Ударением)
— Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
— Как найти ударение в слове? (ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе)
— Правило! Ударение может падать только на гласные звуки. (Дети учат его совместно с учителем). Повторяем хором!
-Сегодня мы будем учиться выделять ударный гласный в корне слова.
-Ваша задача быть внимательными, ничего интересного не пропустить
6. Изучение нового материала.
А) Работа по учебнику.
-Откройте свои учебники на стр. 28, найдите упражнение 1.
-Рассмотрите рисунок. Кто выступает на сцене? (дети)
-Каких героев изображают артисты?
-Громко объяви зрителям каждого героя.
(Горох, слива, груша, тыква, банан)
-Давайте позовём каждое слово
-Какой гласный в каждом слове ты выделяешь голосом? (у детей веера с гласными, они показывают, какой гласный мы выделяем).
Выкладываем все слова из букв на доске и дети самостоятельно записывают письменными буквами себе в тетрадь (по очереди каждое слово, ставим все вместе в нём ударение).
7.Первичное закрепление
Б) Упражнение в нахождении ударного слога. Игра «Покажи букву»
У детей веера с 6 буквами гласных. Учитель называет слово, дети вполголоса
произносят каждое слово выделяя голосом, ударный гласный звук и показывают соответствующую букву.
ТИГР, РУКА, МЫЛО, ОВЦЫ, УТКА, ИГРА, ДОМ, МАМА, ШКОЛА, ЕЛЬ, УРОК
8. Домашнее задание.
Дома вам нужно на карточках поставить ударение самостоятельно и подчеркнуть ударную гласную в слове. А завра в классе проверим, как вы справились дома с заданием.
9. Итог урока.
-Какая была тема урока? (выделение ударного гласного)
-Что мы делали на уроке? Чему учились? (учились ставить ударение и находить ударную гласную)
-Что нужно сделать, чтобы найти ударение в слове? (позвать слово)
-Что вам понравилось сегодня на уроке?
-Молодцы, вы отлично справились. Хвалю детей.
.