Русский язык. 3 класс. 20.11.2024
Тема: Различение твердых и мягких согласных.
Цели:
образовательная – вырабатывать умения учащихся различать слова с твёрдыми и мягкими согласными. Формировать умение применять правило для обозначения мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и, ь.
коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух учащихся, словесно- логическое мышление через разгадывание загадок, развитие умения обобщать, выделять полученные знания по теме, развивать память, внимание, связную речь учащихся.
воспитательная – воспитывать положительную мотивационную сферу к учебной деятельности.
Оборудование: учебник, касса букв, опорные схемы
Ход урока:
Организационный момент.
Проверяй скорей, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Проверка ДЗ
Подготовка руки к письму.
Сжимаем разжимаем пальцы
Массаж пальцев
Массаж карандашом
Потрясли руками
Актуализация ранее изученного.
Распределить звуки в свои столбцы (придают мягкость и твердость согласным) + мягкий знак
Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце.
3) Определение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем различать твердые и мягкие согласные в словах и узнаем какими буквами обозначается мягкость согласных на письме.
3. Изучение нового материала.
1) Словарная работа. Игра «Буквы рассыпались».
- Многие слова требуют особого внимания.
- Вот беда, я приготовила вам словарное слово, а буквы рассыпались. Соберите слово.
Подсказка.
Чтобы в квартире стало уютно,
Купим ее мы, расставим как нужно.
(Мебель)
- Прочитайте слово по слогам.
- Какую букву в слове надо запомнить? 2ю Е
- Запишите слово по образцу. Подчеркните трудную гласную. 2ю Е
2) Создание проблемной ситуации
- Послушайте сказку про ь.
Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово галка, а я захочу — и получится галька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то мышка превратиться в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался.
Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком?
Какие буквы тоже обозначают на письме мягкость согласных звуков?
Вывод:
Мягкость согласного звука на письме обозначается буквами:
е, ё, и, ю, я или ь
Твёрдость согласного звука на письме обозначается буквами:
а, о, у, ы, э
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
4) Работа над предложением.
а) Учебник с. 46 упр. 1
4. Закрепление пройденного материала.
1) - Замени выделенные слова одним словом и запиши предложение в тетрадь.
В мебельный магазин привезли кровати, стулья, кресла.
Чистить ботинки, сапоги, туфли нужно каждый день.
Итог урока.
Запись ДЗ стр 49 упр 6
Выставление оценок за работу на уроке
Рефлексия.
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)
- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)
- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
- Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.