СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 3 класс Род имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Предмет: Русский язык
Место в разделе: « Имя существительное »
Тема урока: "Род имён существительных"
Тип и вид урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование умения определять род имен существительных через изучение материала "Род имен существительных"
Планируемые результаты:
Личностные:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
Метапредметные:
* Регулятивные УУД:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
* Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы;
* Познавательные УУД:

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Предметные:
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные).
- применять правила правописания;
Форма урока: Традиционная.
Технология:
Традиционное, проблемное обучение.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, зрительная наглядность, задания, проблемный диалог.
Оборудование:
компьютер, учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), презентация, раздаточный материал.
Структура урока:





















Задача

Этап

Учебная ситуация

Планируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Настроить детей на предстоящую деятельность, проверить готовность детей к уроку

Организационно-мотивационный

Здравствуйте, ребята! Меня зовут .............и сегодня мы вместе с вами проведём урок русского языка. Сегодня нам предстоит на уроке большая работа, поэтому давайте пожелаем другу успеха, таким образом:
Повернитесь друг к другу ,подставьте ладошки.
Прикасаемся большими пальцами с соседом по парте и говорим ЖЕЛАЮ
Указательными УСПЕХА
Средними БОЛЬШОГО
безымянными ВО ВСЕМ
мизинцами И ВЕЗДЕ
прикосновение всей ладонью ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Я тоже желаю вам успеха на сегодняшнем уроке, надеюсь мы успеем с вами подружиться.


Личностные:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
* Регулятивные :
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Актуализация знаний



Но для начала, откройте тетради и запишите число и классная работа.
Давайте найдём те места, где мы можем допустить ошибки. Для этого давайте поставим ударение. Какое сочетание букв мы не произносим? Давайте подчеркнем опасное место.
Давайте поставим ударение.
Слово "Классная" от какого слова образовано?
Класс, работа - это что за слова?
Правильно, словарные, а как пишется слово класс?
Значит и классная мы пишем с двумя с, подчеркните это опасное место.
Какое место подчеркнем в слове работа?
















Личностные:
– ориентация на понимание причин успеха;
* Регулятивные:
– оценивать правильность выполнения действия;
Коммуникативные :– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Совместное планирование деятельности


Ребята, я приготовила для вас план нашей работы, посмотрите и скажите в правильном ли порядке я расположила пункты?
Что будет 1?
2?.....



Совершенствовать каллиграфический навык письма буквы «р» в соединении с другими буквами.



С какого пункта мы начнем свою работу?
Верно, минутка чистописания.
Посмотрите пожалуйста на доску, что вы видите на первой строчке?
Какие буквы?
Что вы знаете об этих буквах?
Как они соединены друг с другом?
Как вы думаете, какое сочетание или буква лишнее?
Почему?
Из каких элементов состоит эта буква?
В каких буквах есть этот элемент?
Из каких элементов состоит буква о, д?
Пропишите первую строчку.
(Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою, ручку правильно держу,
Сяду ровно, не согнусь, потому что не ленюсь.)
Подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.
Чему мы сейчас учились?
Над каким пунктом мы сейчас работали?





р ро род


Повторить правописание словарных слов, содержащих сочетание
-род-
(родина, город,
народ)


Значит какой пункт следующий?
Посмотрите на доску, что вы видите?
Как вы думаете, какие 2 слова лишние? Почему?
родина, капуста, город, февраль, народ
Запишите их.
(Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я от вас друзья не скрою, ручку правильно держу,
Сяду ровно, не согнусь, потому что не ленюсь.)
Посмотрите на вторую строчку, что обозначают эти слова?
Что у них общего?
Какие это слова? Значит их написание нам нужно запомнить.
В каком месте мы может допустить ошибку?
Давайте подчеркнем эти места.



Вспомнить часть речи "Существительное" и признаки


Посмотрите еще раз на эти слова. Какой частью речи они являются?

Я предлагаю сейчас составить словесный портрет имени существительного. Работать будем по группам по 5 человек.
Как нужно работать в группе?

Алгоритм работы в группе:

1) Распределите вопросы
2)Устно подготовьте ответ на свой вопрос

Вопросы:

1. Что такое имя существительное?
2. Что обозначает имя существительное?
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
4. Каким членом предложения может быть?
5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

Составьте устно предложения с записанными словарными словами. (Фронтальная проверка)
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Предложите, какие задания ещё можно выполнить, используя эти слова.


Дети, а вы согласны? Приступайте к работе.
Как можно проверить правильность выполнения задания?

1. Проверка на доске (два ученика).

Теперь я вам предложу задание: укажите число и род имен существительных.

Правильно, мы сегодня на уроке работаем не со всеми именами существительными, а только с существительными в форме единственного числа.









(В течение 1-2 минут дети в группах повторяют известные сведения, распределяют вопросы. Заслушивается та группа, которая была готова первой, остальные дети при необходимости дополняют или задают вопросы.)








Разделить на две группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - на вопрос что? .
Все слова в форме единственного числа.





Совместно с учащимися определить тему и цель урока;

Постановка темы и цели урока

Почему вы не смогли выполнить задание полностью?
Предположите, как будет называться тема нашего урока?
 Какую задачу мы должны поставить перед собой?
Я вам предлагаю провести исследование.
- Какой следующий пункт нашей работы?

Мы не знаем, что такое род имен существительных.


Научиться определять род имён существительных.



* Регулятивные :
– принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
Коммуникативные:
– формулировать собственное мнение и позицию;

Знакомство с родами существительных

Открытие новых знаний





























































1. Грамматическая сказка.
- Посмотрите сказку:
Как у слов-существительных род появился

Cначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён”. А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. (Туда попали слова стул, и стол, и дом и много других.) Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие.) А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода”. (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.) Вот так род у существительных появился. Но она знала секрет различия рода существительных, а вам сейчас предстоит его открыть.


Личностные:
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
* Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
*Коммуникативные:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы;
Познавательные :
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Предметные:
- учащиеся научатся читать, записывать и сравнивать величины (длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (сантиметр — миллиметр);
- выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки;
- измерять длину отрезка;

Вывести памятку для определения рода существительных

2. Исследование (работа в группах) по алгоритму (для каждой группы карточка – помощница).
Алгоритм работы в группе:

1) Прочитайте слова.
2) Подставьте к именам существительным слова
ЭТОТ, МОЙ, ОН,
ЭТА ,МОЯ, ОНА,
ЭТО, ОНО, МОЁ.
3) Определите род имён существительных.
4)Сформулируйте вывод-отчёт.



С какими словами вы работали?

Что нового вы узнали об именах существительных?

Как определить род имени существительного?




Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на столбики слов. Что интересного в группировке можно отметить?

Какой сделаем вывод?











(В ходе отчета групп на доске составляем таблицу “Род имён существительных”.)

Мы работали со словами (называют...)
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
- в мужском роде подставляем слова ЭТОТ, ОН, МОЙ;
- в женском роде подставляем слова ЭТА, ОНА, МОЯ;
- в среднем роде подставляем слова ЭТО, ОНО, МОЁ .
В обоих столбиках есть слова мужского и женского рода. А вот среднего только во втором.
Среднего рода бывают только неодушевлённые имена существительные.

Закрепление памятки

Дети, вы сейчас открыли секрет узнавания рода имени существительного, который знала королева. Чтобы его запомнить, я предлагаю вам заучить стихотворение – памятку (учитель раздаёт детям памятки).

Женский род запомню я
И скажу: “Она моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он мой”.
Средний род – “Оно моё!”
Это правило твоё!


Организация динамической паузы для отдыха детей;

Первичное закрепление;

Физминутка

- Я буду называть имена существительные разного рода. Если назову имя существительное мужского рода, надо присесть. Если назову имя существительное женского рода, надо встать. Если среднего рода – надо подпрыгнуть.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, стол, яблоко, ученица, книга, труд, огурец, урожай, ветер.



Определять род имен существительных через выполнение упражнения 39 в учебнике

Применение изученных знаний

Откройте учебник на странице ,давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод.
Расскажите друг другу с помощью нашей памятки, как определить род имени существительного.
У кого получилось рассказать друг другу?
У кого возникли трудности?
А теперь я предлагаю выполнить упражнение 39 на странице в тетрадях, а ... выполнит у доски, давайте прочитаем, что нам нужно сделать.
Кто понял что делать, выполняйте упражнение в готовой таблице на карточке, кто еще не понял, давайте разберемся вместе.
Что нам нужно сделать?
Распределить существительные в 3 столбика, по родам.
Как мы можем определить род?
Кто понял что делать, начинайте работу, кто еще не понял, давайте еще раз посмотрим на нашу памятку. Какое местоимение можно подставить вместо существительного мужского рода? Женского? Среднего?

Выполните задание.
Давайте сравним с работой у доски ...., так ли у вас получилось?
Давайте проверим по памятке.
Все верно выполнил ....?
Какой он молодец, спасибо большое, садись.
Ребята, над каким пунктом плана мы сейчас работали?
Чему учились?


















Оценить свою деятельность на уроке

Рефлексия. Подведение итогов урока

Какая тема нашего урока?
Давайте вспомним какую цель мы ставили на уроке?
Что узнали нового на уроке?







Назовите слова – подсказки.
Кто запомнил стихотворение?
Предлагаю вам самим убедиться в отличной работе, возьмите пожалуйста листы самооценки и плюсом отметьте то, что вы умеете и то чему вы научились сегодня на уроке, минус, если не умеете.
У кого все плюсы?
Значит что ты умеешь?
У кого есть минусы?
Чему еще нужно учиться?
Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали, надеюсь мы с вами еще увидимся.





Как определить род имен существительных.
Род можно определить только у существительных единственного числа.
Средний род бывает только у неодушевлённых имён существительных.


Личностные:
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
* Регулятивные :
– оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!