СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе «Род имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

·познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

·развивать умение группировать слова по определённым признакам;

·развивать и обогащать речь учащихся;

·развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

·воспитывать любовь к родному языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе «Род имён существительных»»

Урок русского языка в 3 классе «Род имён существительных»

Открытие новых знаний.

 

Цели и задачи урока:

         познакомить с понятием рода имён существительных; научить его определять путём подстановки личного и притяжательного местоимения;

         развивать умение группировать слова по определённым признакам;

         развивать и обогащать речь учащихся;

         развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки;

         воспитывать любовь к родному языку.

 1.      Оргмомент и запись числа.

2.      Чистописание.

- Отгадайте букву, которая «заблудилась»

Дрова пололи на дворе.

Остались щепки на траве.

(дети: буква к)        

                    - О каких особенностях начертания буквы нужно помнить?

(дети: высота буквы, наклон, правильное закругление элементов)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Прочитайте запись на доске. Купить ката вмежке

-Что заметили? Исправим ошибки.

-Сколько букв «к» встретилось здесь?

(дети: 3)

Купить   кота в мешке.

- Что это?

(дети: фразеологизм)

-Отыщите значение фразеологизма в словаре. (Пара детей работает со словарём.) Кто быстрее найдёт.

- Кто может объяснить смысл фразеологизма?

(дети: )

(слайд 1 иллюстрация к фразеологизму)

- Проверим наши предположения, послушав статью во фразеологическом словаре.

(Дети зачитывают объяснение.)

- Приведите примеры ситуаций, когда в речи можно употребить это выражение

(дети:)

-Запишите и запомните этот фразеологизм.

-Назовите существительные в этой фразе.

(дети: кот, мешок)

- Что такое имя существительное?

- Что ещё можно сообщить об этих словах?

(дети: слово кот – одушевлённое, мешок – неодушевлённое, оба слова – нарицательные, стоят в единственном числе)

3. Работа по теме урока.

- В русском языке много разных тайн, в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть сегодня ещё одну тайну этой части речи.

(слайд 2 анимация  имя существительное?)

- Определите, куда мы сейчас отправимся?

а) Словарная работа. Гимнастика для глаз.

- Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам и прочитайте слово.

(слайд 3     1  2  3  4  5  6  7)

                  и  г  м  н  а  з  а

(слайд 4 магазин)

- Что такое магазин?

- Какие бывают магазины?

(дети: продуктовый, хозяйственный, книжный, промтоварный)

- Какой частью речи является слово? Докажите.

-Что запоминаем в слове?

-Запишите слово в тетрадях  и запомните его.

б) Подводящий диалог к формулированию новой темы.

- Первым на пути зоомагазин. Прочитайте, что здесь продаётся.

(слайд 5 ошейник, собака, хомяк, зерно, змея, колесо)

- Что это за слова?

- На какие 2 группы их можно разделить?

(слайд 6 одушевлённые -неодушевлённые)

                     собака                    ошейник

                     хомяк                       зерно

                    змея                         колесо

(слайд 7 по количеству слогов   2 слога      3 слога)

                                                          зерно      колесо

                                                         хомяк       собака

                                                         змея         ошейник

(слайд 8 постановка ударения середина слова     конец слова)

                                                            ошейник                     колесо

                                                              собака                         зерно

                                                                                                    хомяк

                                                                                                     змея

в) Открытие нового знания.

- Эти слова я разделила на 3 группы. Прочитайте.

(слайд 9 собака         хомяк          колесо)

                змея           ошейник     зерно

- Предположите, по какому признаку я разделила слова?

-Мы испытываем затруднение. В чём оно?

(слайд 10 собака       хомяк        колесо)

                   змея        ошейник   зерно

 

                    оно           она               он

- А эти слова не помогут определить нам признак деления? Как? Попробуем выйти из затруднения.

(слайд 11 собака       хомяк        колесо)

                   змея         ошейник   зерно

                       она              он             оно

- Может кто-то знает или догадывается, как называется такое деление слов? ( Если скажут: по местоимениям, кто прячется за этими местоимениями? О ком так говорят: он, она? Оно? ( Если скажут: по родам, то см. дальше)

-Какой вывод можно сделать? (местоимения помогают нам разделить слова на 3 группы. )

-Давайте сходим в книжный магазин и проверим нашу версию. Совпадут ли ваши выводы с выводами авторов учебника?

-Обратимся к учебнику. Страница25.

(Дети читают правило вслух. 4 человека.)

-Какие цели поставим перед собой?

(Слайд 12  Научиться определять …(род существительных.)

                     Воспитывать …(уважение к чужому мнению, аккуратность, трудолюбие)

                     Развивать …(грамотность речи, внимание)

-Как поймём, что достигли целей?(Сможем сами определять род.)

Сформулируйте тему урока.

(Слайд13 Тема урока: род имён существительных.)

Как понимаете слово род? С каким словом созвучно? (семья, родня)

Физминутка.

- Сейчас идём в магазин спорттоваров. Посмотрим, что там продаётся и отдохнём.

(слайд 14 штанга)

(слайд 15 скакалка)

(слайд 16 бревно)

(слайд 17 мяч)

- Определите род слов, который обозначают эти предметы.

-По какому алгоритму будем действовать?

(После ответа детей слайд 18    1.Произнесу слово.

                                                            2.Подставлю к нему слова-помощники.

                                                                Если подходит он мой- это слово М.р.

                                                                Если подходит она моя- это слово Ж.р.

                                                                Если подходит оно моё- это слово С.р.)

-Для убедительности можно говорить он мой, она моя, оно моё. Купил стул- он мой стал.

(слайд 19 спортинвентарь)

-Вернёмся к словарному слову – магазин. Определите, какого оно рода.

 

г) Закрепление.

-Вот мы и узнали с вами, как определить род. Теперь попробуем полученные знания применить на практике. Отправляемся в продуктовый магазин. Не купите кота в мешке!

-Разделим страничку тетради на 3 колонки. Подпишем: ж.р.  м.р.  с.р. 3 человека работают у доски.

Картинный диктант.

(слайд 20 продукты: мясо, молоко, сыр, хлеб, масло, соль, торт, рыба, капуста)

-Назовите продукты. Распределите по родам названия этих продуктов.

(слайд21)Проверка по эталону. –У кого так же? Есть ли ошибки? В чём? Давайте исправим.

- Припишите ещё по одному названию в каждую колонку.

Проверка: назовите слова женского рода, мужского рода, среднего рода.

д) Самостоятельная работа в группах.

 -А теперь отправляемся в магазин самообслуживания. Что это значит? (там, где покупатели сами отбирают себе покупки.).

(Слайд22  Слова ,записанные вразброс.

-В ..классе………

Итог. Рефлексия.

-Мы совершили поход по магазинам.

-Как его назвать современным  словом? (шопинг)

-Мы видели много предметов, которые в русском языке называются…

(дети.  Существительные)

-Подведём итог урока.

(слайд 23 .  Я узнал…(что существительные имеют род.)

                     Я запомнил…(как определить род существительного)

                     Я смог…(определить род существительного))

-Для чего мы изучали род? Где нам пригодится это знание?(чтобы грамотно говорить)

-Мы достигли целей урока?

-Перед вами 3 картинки.

  Если вы хорошо поняли, как распознавать род, поднимите картинку с большим количеством покупок, если не всё было понятно, то поднимите сумку с покупками, а если ничего не поняли, поднимите пустую сумку - значит придётся идти по магазинам ещё раз.

(слайд24) 

Д.З.  

На выбор: 

1.Стр. 25 упр. 39.

2.Выписать из словаря 10 существительных и распределить их   по родам.

3. Придумать 10 существительных и распределить их по родам.

-Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!