Цели и задачи урока:
- Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;
- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
- научить отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
1.Какие бывают предложения по цели высказывания?
(Повествовательные, вопросительные, побудительные).
2.По интонации?
(Восклицательные, невосклицательные).
3.По наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные, нераспространенные)
4.Что такое грамматическая основа предложения?
(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
Жили-были на болоте журавль да цапля.
- Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
Задание
Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Проверь себя!
1.Солнце св е тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат о пила бобровую хатку. 3. Бобры перет а щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок а зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб и лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт а щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос а дил бобренка в мешок и поск о рее отнес к реке.
1. Прочитайте 2, 4 и 5, 6 предложения. Найдите в них общее.
( Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)
2. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.
( В первом, третьем и седьмом предложениях по две грамматические основы).
3. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)
У стная синтаксическая минутка
1. Вода в Енисее поднялась, и рыба ушла на глубину .
2. Присяду на камень и слушаю иволги плач.
НайтНаи
- Первое предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И.
- Второе предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа .
- Во втором предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А в первом ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
Составьте сложное бессоюзное предложение, два простых предложения из предложенного:
Небо потемнело, и пошёл дождь.
Небо потемнело, пошёл дождь. Небо потемнело. Пошёл дождь.
Составьте сложное союзное и бессоюзное предложение:
Ветер разогнал облака. Небо прояснилось.
Ветер разогнал облака, и небо прояснилось. Ветер разогнал облака, небо прояснилось.
Закрепление материала:
1.Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Составьте схемы полученных предложений .
Когда прозвенел звонок, …
Начался урок, и …
Я шел в школу и вдруг вспомнил, что…
2.Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:
3.Найдите схему сложного предложения.
1.[– =], [– =]. 2.[– =]. 3.[– =, =,].
4.Найдите сложное предложение.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
Рефлексия
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
Домашнее задание
Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.