СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 5 класс. Презентация "Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 5 класс. Презентация "Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью"»

Цели и задачи урока: Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»; познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное; научить отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.

Цели и задачи урока:

  • Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;
  • познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
  • научить отличать на письме сложное предложение от простого и использовать сложное предложение в собственной речи.
 1.Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные). 2.По интонации?  (Восклицательные, невосклицательные). 3.По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные) 4.Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

1.Какие бывают предложения по цели высказывания?

(Повествовательные, вопросительные, побудительные).

2.По интонации?

(Восклицательные, невосклицательные).

3.По наличию второстепенных членов предложения?

(Распространенные, нераспространенные)

4.Что такое грамматическая основа предложения?

(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

Жили-были на болоте журавль да цапля.

Жили-были на болоте журавль да цапля.

Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.   Задание Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  
  • Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

  Задание

Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  

Проверь себя! 1.Солнце св е тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат о пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет а щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок а зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб и лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт а щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос а дил бобренка в мешок и поск о рее отнес к реке.

Проверь себя!

1.Солнце св е тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат о пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет а щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок а зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб и лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт а щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос а дил бобренка в мешок и поск о рее отнес к реке.

  1. Прочитайте 2,  4 и 5, 6  предложения. Найдите в них общее.   ( Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)  2. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.  ( В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы). 3. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.  (Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

  1. Прочитайте 2,  4 и 5, 6  предложения. Найдите в них общее.

  ( Это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

2. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.

( В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

3. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

У стная синтаксическая минутка 1. Вода в Енисее поднялась, и  рыба ушла на глубину . 2. Присяду на камень и слушаю иволги плач. НайтНаи

У стная синтаксическая минутка

1. Вода в Енисее поднялась, и  рыба ушла на глубину .

2. Присяду на камень и слушаю иволги плач.

НайтНаи

Первое предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И.  Второе предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа . Во втором предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А в первом ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .
  • Первое предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И.
  • Второе предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа .
  • Во втором предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А в первом ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа. Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.  Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.

Сложное предложение – это предложение, в котором не менее двух грамматических основ.

Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.

Составьте сложное бессоюзное предложение, два простых предложения из предложенного:   Небо потемнело, и пошёл дождь. Небо потемнело, пошёл дождь. Небо потемнело. Пошёл дождь. Составьте сложное союзное и бессоюзное предложение:  Ветер разогнал облака. Небо прояснилось. Ветер разогнал облака,  и  небо прояснилось. Ветер разогнал облака, небо прояснилось.

Составьте сложное бессоюзное предложение, два простых предложения из предложенного:

Небо потемнело, и пошёл дождь.

Небо потемнело, пошёл дождь. Небо потемнело. Пошёл дождь.

Составьте сложное союзное и бессоюзное предложение:

Ветер разогнал облака. Небо прояснилось.

Ветер разогнал облака,  и  небо прояснилось. Ветер разогнал облака, небо прояснилось.

Закрепление материала: 1.Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Составьте схемы полученных предложений .  Когда прозвенел звонок, … Начался урок, и … Я шел в школу и вдруг вспомнил, что…

Закрепление материала:

1.Продолжите каждый из начатых примеров, чтобы получить сложные предложения. Составьте схемы полученных предложений .

Когда прозвенел звонок, …

Начался урок, и …

Я шел в школу и вдруг вспомнил, что…

2.Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:

2.Выпишите только сложные предложения, расставьте знаки препинания:

3.Найдите схему сложного предложения. 1.[–  =], [–  =].  2.[–  =].  3.[–  =,  =,]. 4.Найдите сложное предложение. 1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду. 2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.  3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

3.Найдите схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =]. 2.[–  =]. 3.[–  =,  =,].

4.Найдите сложное предложение.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

Рефлексия -Чему мы научились сегодня на уроке? -Что больше всего понравилось на уроке? -Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым? -Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? -Какую роль может играть союз “и” в предложении? -Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

Рефлексия

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

Домашнее задание   Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.

Домашнее задание

  Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя