СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. 6 класс Разряды количественных числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. 6 класс Разряды количественных числительных»

Учитель: Ден Н.А. учитель 1 категории СГКСУВОУ закрытого типа

Тема: Разряды количественных числительных (с презентацией).

Предмет Русский язык

Класс 6

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технология построения урока: Технология деятельностного метода обучения

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные:

пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст),

строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить

само- и взаимоконтроль.

Предметные:

различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по

разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам,

правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.

Основные термины, понятия: Целые, дробные, составные, сложные, собирательные, простые, фразеологизмы, числительные.

Организация пространства

Формы работы: Фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Раздаточный материал: Дидактические карточки.

Наглядный материал: трое ножниц












Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие (солнечное настроение настраивает на успех в учёбе). Проверка готовности к уроку. Эпиграфом к уроку пусть служат слова: (слайд 2)

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты  с числительным будь дружен.

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра расскажет, например, о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, а всего лишь одна капля нефти делает непригодным для питья 25 литров воды. Цифры говорят нам об очень многом. Они играют огромную роль в нашей жизни. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о числительных.



II. этап актуализации и пробного учебного действия


1. Проверка домашнего задания. Упр. 406 (несколько словосочетаний «порядковое числительное + существительное») .

Кроме порядковых числительных какие ещё бывают числительные? (среди ответов – количественные)

2. Запишите число, классная работа.

Слуховой диктант.

– Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. (Слайд 1)

Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря.

-Действительно, необходимо выписать словосочетания с числительными.

-Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных.

-Что Вы можете рассказать об этих числительных?

3. Блицопрос с взаимопроверкой. (работа в парах – задают друг другу вопросы, оценивают ответы). (Слайд 3)

– Закончите предложения:

1) Имена числительные отвечают на вопрос …

2) Имена числительные обозначают …

3) Имена числительные изменяются …

4) По составу числительные бывают простыми, сложными и ….

5)Числительное пятнадцать является ….


Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

III. Этап выявления места и причины затруднения


Конкурс знатоков (работа в группах). Подсказка на экране (Слайд 4)

– Вспомните, что такое фразеологизмы (приведите 1–2 примера), и

запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные (задание выполняется в течение 3-5 минут на листочках).

Возможные примеры: как две капли воды, семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один отрежь, в два счёта, на все четыре стороны, как свои пять пальцев, все как один, палка о двух концах и др.

Затем учитель вызывает лидеров группы. Проверка и объяснение фразеологизмов.

Выявляется победитель среди групп.

– Какие имена числительные встречаются чаще всего во фразеологизмах?

– Какими по составу являются эти числительные?

Познавательные УУД

1. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать задачи урока.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения


1. – Сегодня на уроке мы рассмотрим разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

  • Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

  • Сколько ножниц в руках у учителя? (Трое)

(Учитель показывает ножницы, считая их отдельно и держа вместе, т.к. варианты ответов детей разные: три, трое.)

  • А теперь вспомните, что в нашей столовой часто дают яблоки. Представьте, что до звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

2.Выпишите из данных предложений только числительные. Что вы выписали, прочитайте. (Слайд 5)


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


V. Этап реализации построенного проекта

3. Посмотрите на таблицу и восстановите недостающие элементы (Слайд 6)

?(Количественные числительные)


двенадцать

трое

одну вторую

?целое

?(Собирательное)

? дробное

Что в них общего? Чем отличаются? Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

4.Работаем с учебным материалом. Сравните текст правила с полученной информацией.
Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединённые чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро. Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Прочитайте информацию на 53 странице учебника и представьте её в виде схемы на листочке (работа в группах, от каждой группы листок со схемой на доску).

Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные. (Слайд 7)

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст), преобразовывать её и передавать в других формах (схема).

Физкультминутка.

1. Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.

Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;

Если Ь пишется в конце - присесть.

Пятнадцать, пятьдесят, пять, шестьсот, четыре, восемнадцать, восемьсот, сорок, девятьсот, пять.

2. Учитель называет числительное, дети выполняют определённые действия.

Дробное- «выбивают дробь ногами» топают, целое-хлопаем в ладошки, собирательное-молчат.

Семь, три шестых, тридцать пять, три, трое, одна вторая, пятеро, девять, полтора, пятьдесят, двадцать два, две седьмых, одиннадцать, девятеро.



VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


1. Дифференцированный текст.

- Продолжаем работать со схемой. (Слайд 6)

С целью объективности проверки знаний по теме выполним задание. Кто хорошо ориентируется в материале, берёт текст с зелёным кружком. Вы спокойны, как и тогда, когда именно на этот свет переходите дорогу, у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения выбирает тест с красным кружком. Работа в тетрадях.


Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.


Красный кружок

Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе номер шес_надцать прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.






Зелёный кружок

В нашей школе номер 16 прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. 6 из них занимались спортом уже 2 года. Ост…льные 2\3 учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из 10 этапов соревнования юные спортсмены выиграли 8, то есть 4\5. 3 учас…ников получили м…дали, 5 - поощрительные призы.

Самопроверка слайд 7.


Познавательные УУД

1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

VII. Этап включения в систему знаний и повторения

2.Найди ошибку (Слайд 8)

– Представьте изученные разряды количественных числительных

в виде схемы, исправив ошибки.




VIII Этап рефлексии учебной деятельности на уроке



Продолжи предложение

Оцените свою работу на уроке. Дети по кругу говорят по одному предложению, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. (Слайд 9)

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

IX. Домашнее задание.


(Слайд 10)

1. Базовый уровень.

Упр. 528 (списать предложения, определить разряды количественных числительных)





Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.


Красный кружок


В нашей школе номер шес_надцать прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.


Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.




Зелёный кружок

В нашей школе номер 16 прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. 6 из них занимались спортом уже 2 года. Ост…льные 2\3 учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из 10 этапов соревнования юные спортсмены выиграли 8, то есть 4\5. 3 учас…ников получили м…дали, 5 - поощрительные призы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!