СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык "что такое части речи?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "что такое части речи?"»

СМ Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского

Колледж Дорогомилово











Конспект урока

по русскому языку

во 4 классе

студента 41 Ш группы, 4 курса

Раджибаевой Дарьи Юрьевны

Методист: Звегинцова Н.В.










Дата проведения: 06.04.22

Подпись преподавателя: _____________

Отметка: __________









Москва,2022 г



Тема урока: Части речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: ознакомления учащихся с понятиями части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятиями части речи;

  • учить выделять в письменной речи "части речи".

Развивающие:

  • научить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);

  • развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

  • развивать навык чёткого и красивого письма;

  • развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

  • сформировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника.

Воспитательные:

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, учителем;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные:

Познавательные:

  • освоение способов работы с учебной книгой;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  • освоение и активное использование речевых средств для решения задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,

  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Предметные:

  • организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;

  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;

  • развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.


Средства обучения: Учебник – Канакина В.П. Русский язык. 4 класс 1 часть (первое полугодие), 67–72 стр.; технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, презентация.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, – 3-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 2018 – 45с.

  2. Учебник – В.П. Канакина. Русский язык 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ В.П. Канакина, В. П. Горецкий. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. – 159 с., ил. – (Школа России)


Этапы урока

(с указанием времени)


Дидактические задачи этапа



Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся/деятельность учащихся


  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности



Подготовить обучающихся к работе на уроке, сконцентрировать внимание детей в начале урока;

создать условия для возникновения внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

-Проверьте свою готовность к уроку: на партах у вас должны лежать учебник и пенал, и ваши тетрадки.

Беседа, словесный метод. Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты.


2. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в пробном

учебном действии


Актуализировать знания обучающихся по уже изученным темам, с целью подведения к теме урока.

Организовать самостоятельную проверку выполнения работы с последующей фиксацией полученных результатов.

-Открываем тетради и записываем сегодняшнее число Шестое апреля, классная работа.

Ребята, внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый - ?

Твёрдый - ?

Пропись заглавной и строчной буквы М

Проведем небольшой словарный диктант, после того как вы напишите его, поменяйтесь с соседом по парте тетрадками и сделаем взаимопроверку

0 ошибок – оценка «5»

1-2 ошибок – оценка «4»

3- 5 ошибок – оценка «3»

Более 5-ти ошибок – оценка «2»

Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.

Объяснение (инструктаж). Беседа. Словесный метод. Работа с дидактическим материалом. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод.

3. Выявление места и

причины затруднения


Организовать выявления обучающимися места и причины затруднения.

- Послушайте сказку.

Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)

Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)

Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).

А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).

И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)

Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Назовите тему нашего урока.

- Части речи

Давайте определимся с нашими целями на урок.

(Узнаем что входит в части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).


Беседа. Словесный метод. Обсуждение.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, средства, план реализации цели урока)

Подвести обучающихся к теме, формулировке целей и задачей урока, а также к составлению плана проекта создания системы знаний.

Давайте откроем учебник на стр 67 и посмотрим тему нашего урока.

Кто прочитает тему урока? Части речи

Давайте вернёмся к цели урока Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи

Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод.

5. Реализация

построенного проекта


Организовать деятельность обучающихся с целью реализации построенного проекта, направленного на построение системы знаний.


У вас на партах лежит памятка, давайте ее обсудим.

Работа в группах

Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Взять любую часть речи и подготовить ответ по плану.  Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал

План выступления.

  1. Часть речи.

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Морфологические признаки.

  5. Роль в предложении.

Местоимение, числительное - совместно

Молодцы.

 - Запишите слова.

сущ.

гл.

прил.

учение

учить

ученый

- Что можно сказать о этих словах?

- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)


Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Обсуждение. Обучающиеся проговаривают ответы на вопросы во внешней речи. Практический метод. Выполнение упражнения.

Физминутка

Организовать снятие усталости и напряжения обучающихся, внесение эмоционального заряда.

Предлагаю немножко отдохнуть

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.

(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).


6. Первичное

закрепление с

проговариванием во внешней речи


Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково.


Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?

Какой частью речи оно будет являться?

сущ.

гл.

прил.

сущ.

Ученый

написал

новую

книгу.

Разберем это предложение по членам предложения.

2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

Работа с учебником

1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).

2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)

3. Запись нового словарного слова Двенадцать  

Беседа. Словесный метод. Рассказ учителя. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Работа с дидактическим материалом.

7. Самостоятельная

работа с самопроверкой по

эталону


Создать условия по организации самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой по эталону.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

На работу дается вам 5 минут

Беседа. Словесный метод. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Самостоятельная работа.

8. Включение в систему

знаний и повторение


Выявить границы применения знаний.

Игра “В свои ворота”

Учитель диктует слова,

  • 1-я группа записывают только имена существительные,

  • 2-я группа - имена прилагательные,

  • 3-я группа - глаголы.

Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.

Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!

Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа. Работа с учебником. Словесный метод. Обучающиеся активно участвуют в беседе.

9. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(итог)


Подвести итоги урока; анализ обучающимися своей деятельности на уроке.

Домашнее задание.

Ну вот и подходит к концу наш урок.

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили вначале урока? Мы достигли нашей цели?

- В чем были трудности?

- Оцените свою деятельность на уроке ладошка – если вам все понравилось и кулачок- вам было скучно и очень трудно.

- Всем спасибо за урок, до свидания!

Беседа. Словесный метод. Учитель задает вопросы для подведения урока. Ученики оценивают свою деятельность на уроке. Учитель задает домашнее задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


1 вариант

Прочитай слова и определи часть речи.

Обозначай: существительное – с,

прилагательное – прил

Глагол – г, наречие – н.

Предлог – п, местоимение – м.


рыбалка_____ польза____

рыбачить_____ ранний____

рыбный______ поздний____

весело_______ светлеть____

перед_______ гладить____

ты_______ свободно___

ласковый_____ ласкать____

ласка______ доброта____

добрый____ могу_______

радость______ прямой____

замечательный_____ над_____



2 вариант

Прочитай слова и определи часть речи.

Обозначай: существительное – с,

прилагательное – прил

Глагол – г, наречие – н.

Предлог – п, местоимение – м.


купание____ ветер______

купаться ___ свежий____

внимательно___ робкий____

внимательный____ холод_____

лететь_____ над______

горячо_____ горячий____

греть______ ходить_____

мелкий____ мелко______

сила______ играть_____

могучий___ горло_____

добросовестный_ __ у_____




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Век живи – век …..
Тетрадь –…….. ученика.
Сперва аз да буки, а потом и.……….
Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.
Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

маленькое
учись
десять
науки
зеркало



Резервное задание

Игра называется «Третий лишний».

Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.

Зима, зимний, зимовье.

Чистота, чистить, чистка.

Грязь, грязнуля, грязнить.

  прил.              гл.              гл.
Зимний,    чистить,     грязнить.

И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.

Зимний

Зим – корень
н – суффикс
ий – окончание
зимн - основа