СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык "Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа", 4 класс»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Гунина Яна Денисовна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №2»

Дата: 08.02.2024г Класс:

Предмет русский язык

Тема урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа»

Цель: формировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для формирования представлений об окончаниях имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Учить писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.




ПРЕДМЕТНЫЕ

Знает окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Умеет писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.



РАЗВИВАЮЩИЕ

1. Развивать умение классифицировать имена прилагательные множественного числа в Дательном и Творительном падеже.

2. Развивать умение строить речевое высказывание в рамках изучения темы «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа».

3. Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи при составлении плана в рамках изучения темы «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П: классифицировать имена прилагательные множественного числа в Дательном и Творительном падеже.

К: строит речевое высказывание в рамках изучения темы «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа».


Р: планирует действия по решению учебной задачи при составлении плана в рамках изучения темы «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Прививать бережное отношение к птицам через беседу «Как помочь птицам зимой».

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрирует бережное отношения к птицам через беседу «Как помочь птицам зимой».

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Научимся писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Тип урока: ОНЗ

Принципы обучения: наглядность, научность.

Методы обучения: доступности.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, самостоятельная, парная.

Средства и формы контроля: самостоятельная работа.

Оборудование для обучающихся: раздаточный материал, учебник русский язык 4 класс 2 часть (Авторы Горецкий, Канакина), рабочая тетрадь.

Оборудование для учителя: учебник русский язык 4 класс 2 часть (Авторы Горецкий, Канакина)

Основные термины, понятия, определения, правила:


Оформление классной доски. Восьмое февраля

Классная работа

План урока









Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг.момент

Учитель приветствует детей.


Приветствуют учителя.

Мотивация к учебной деятельности

- Хочу начать наш урок с пословицы. «Грамоте учиться всегда пригодится». Как вы понимаете данную пословицы?

- Я хочу, чтобы этот урок тоже стал для вас полезным. Все готовы приступить к работе?

«Грамоте учиться всегда пригодится».

- Получать новые знания всегда полезно. Это расширяет наш кругозор.



- Да.

Актуализация знаний

- Сейчас попрошу вас открыть тетради, записать число и «Классная работа». При письме не забываем про правильную посадку.

- Сейчас ваша задача записать в тетрадь слова, которые я буду диктовать. Нужно записать красиво и правильно. Это самое главное! Слова пишем в строчку, первое слово с большой буквы, далее пишем через запятую.


Учитель диктует слова: мощные, конечно, помощник, обманщик, болельщик.


- Найдите имя прилагательное среди этих слов.

- Подберем к этому слово существительное.


- Что у нас получилось?

- В каком числе стоит данное словосочетание?


- Просклоняем словосочетание. Попрошу одного ученика выйти к доске, остальные пишут данную работу в тетради.







- Скажите, в каких двух падежах окончания схожи, но не одинаковы.

- Вспомним, в каком числе употреблено данное словосочетание?










Открывают тетради, записывают то, что просит учитель.








Пишут слова под диктовку в тетрадь.




- Мощные – это имя прилагательное.

- Например, мощные двигатели. (Можно и другое существительное).

- У нас получилось словосочетание.

- Во множественном числе.


Один ученик выходит к доске, другие работают в тетради.

- И. п. – мощные двигатели.

Р. п. – мощных двигателей.

Д. п. – мощным двигателям.

В. п. – мощные двигатели.

Т. п. – мощными двигателями.

П. п. – о мощных двигателях.


- В дательном и творительном падежах.


- Во множественном.

Построение проекта

- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?


- Как будет звучать цель нашего урока?


- Составим план на наш урок. Какой пункт будет первый?








- Приступим к реализации 1 пункта плана. Научимся распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах.

План урока:

1. Узнать, какие окончания в именах прилагательных Дательного и Творительного падежах.

2. Учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

3. Закрепить полученные знания.

-«Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа»

- Научиться распознавать и. прилагательные в дательном и творительном падежах множественного числа.

- Первый пункт плана – узнать, какие окончания в именах прилагательных Дательного и Творительного падежах. Второй пункт – учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в Дательном и Творительном падежах. Третий пункт – закрепить полученные знания.

Реализация построенного проекта

- Откроем учебник на странице 45. Рассмотрим схему, которая представлена в 95 номере.

- В Дательном падеже какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Какое окончание они имеют?

- В Творительном падеже на какие вопросы отвечают имена прилагательные? Какие окончания имеют?

- В задании сказано, что мы должны сделать вывод. Кто может подвести итог того, что мы сейчас проговорили?






- Мы с вами выполнили первый пункт плана. Мы теперь знаем, какие окончания имеют эти падежи во множественном числе. Сейчас переходим ко второму пункту плана. Будем учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Для этого выполним номер 97. Прочитайте задание самостоятельно.

- Скажите, что нам нужно сделать?



- Кто готов выполнить упражнение у доски? Сначала работаем с первым словосочетанием, далее выйдет другой ученик.


- Записываем словосочетанием, а над и. прилагательным пишем падеж.













Открывают учебник. Рассматривают схему.


- Имена прилагательные в Дательном падеже отвечают на вопрос какими?

- Имеют окончание –ым., -им.

- В Творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими.

- Имена прилагательные в Дательном падеже отвечают на вопрос какими? Имеют окончание –ым., -им., а в Творительном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими.


Читают задание.



- Нам нужно записать словосочетания в указанных формах. Указать над всеми именами прилагательным падеж.






Один ученик работает у доски,

остальные пишут в тетради.


Первичное закрепление

- Мы выполнили упражнения, потренировались писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Закрепим наши знания.


- Возьмите карточку номер один. Карточка одна на двоих, потому что это парная работа. Прочитайте задание. Скажите, что вы должны сделать?

- Верно, вы должны просклонять по падежам словосочетания «Черные вороны», «Белые голуби». Попрошу вас везде выделять окончания.

- Какая пара готова выйти к доске и просклонять словосочетания? Один склоняет словосочетание «Черные вороны», а другой – «Белые голуби».


Учитель проверяет словосочетания на доске.

- Проверяем вместе. У кого в карточке записано верно, ставит рядом «+».









- Ребята, у нас сейчас зима. А как вы думаете легко ли воронам, голубям и другим птицам зимой?

- А как мы можем помочь птицам зимой?






Карточка № 1

Просклоняйте по падежам словосочетания «Черные вороны», «Белые голуби».

И.п. - _______

Р. п. - _________

Д. п. - ________

В. п. - ________

Т. п. - _________

П. п. - ______
































- Просклонять два словосочетания.

Работают в парах. Склоняют словосочетания.




Два ученика выходят к доске. Остальные работают по карточкам.


Черные вороны.

И. п. – черные вороны.

Р. п. – черных ворон.

Д. п. – черным воронам.

В. п. – черные вороны.

Т. п. – черными воронами.

П. п. – о черных воронах.

Белые голуби.

И. п. – белые голуби.

Р. п. – белых голубей.

Д. п. – белым голубям.

В. п. – белые голуби.

Т. п. – белыми голубями.

П. п. – о белях голубях.


- Нет.



- Делать кормушки и подвешивать их над землей, чтобы не достали хищные животные, коты, собаки. В такие кормушки нужно регулярно подсыпать корм для птичек: различные зернышки, крупы, семечки.

Самостоятельная работа

- Мы выполнили все пункты плана. Настало время узнать, как вы усвоили данную тему. У вас на столах лежат карточки с самостоятельной работой, пожалуйста, возьмите их. Подпишите. Прочитайте каждое задание, поднимите руку, если кому то что – то непонятно. У вас есть 10 минут на работу. Можете приступать.



- Время вышло, пожалуйста, сдайте работы. Убедитесь, что они подписаны.

Самостоятельная работа

  1. Запишите словосочетания в данных формах.

    Красивый цветок

    _________________

    Мн. ч, Т.п.

    Милый щенок.

    _________________

    Мн. ч., Д. п.

    Красное платье.

    __________________

    Мн. ч., Т.п.

    Черный кот

    _________________

    Мн. ч., Д. п.


  2. Просклоняйте по падежам словосочетание «Прекрасные лебеди». Выделите окончания.

И. п. - ___________

Р. п. - _________

Д. п. - ________

В. п. - ________

Т. п. - _________

П. п. - ________


  1. Подчеркните имена прилагательные, которые стоят в дательном или творительных падежах. Укажите над выбранными слова падеж.


Великолепными, мягких, старыми, веселые, красивым, влажными, длинных, сухими.




Подписывают карточку.


Поднимают руку, если что –то непонятно.


Выполняют самостоятельную работу.



Сдают работу.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока?


- Как звучала цель нашего урока? Достигли ли мы ее?




- Выполнили ли мы все пункты плана?

- Вспомним пословицу, которая звучала в начале урока. «Грамоте учиться всегда пригодится». Скажите, пригодятся ли вам знания, которые вы получили на этом уроке?

- А зачем?




- Какие окончание имеет имя прилагательное множественного числа в дательном и творительном падежах?

- Вспомним, если в словосочетании мы затрудняемся определить число имени прилагательного, то что мы должны сделать?




- А если мы затрудняемся определить падеж имени прилагательного в словосочетании?







- Сейчас я попрошу оценить ваше настроение в течение урока. Возьмите, пожалуйста, карты самооценивания. Выберите подходящие вам пункты.

- Спасибо за работу. Урок окончен.



























См. Приложение.

- «Дательный и творительный падежи в именах прилагательных множественного числа».

- Научиться распознавать и. прилагательные в дательном и творительном падежах множественного числа. Да, мы достигли поставленной цели.

- Да. Мы выполнили все пункты плана.




- Да, пригодятся.

- Знание падежей помогает грамотно излагать мысли и выполнять письменные работы.


- В дательном падеже – окончанием –им., - ым., в творительном – ыми, - ими.

- Мы должны определить число имени существительного. Это поможет нам определить число имени прилагательного, ведь в словосочетании они употреблены в одном числе.

- Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного, нужно определить падеж имени существительного. В словосочетании имя прилагательное и имя существительное стоят в одном падеже.


Оценивают свое деятельность в листе самооценки.