Этап/время | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг.момент | Учитель приветствует детей. | | Приветствуют учителя. |
Мотивация к учебной деятельности | - Хочу начать наш урок с пословицы. «Грамоте учиться всегда пригодится». Как вы понимаете данную пословицы? - Я хочу, чтобы этот урок тоже стал для вас полезным. Все готовы приступить к работе? | «Грамоте учиться всегда пригодится». | - Получать новые знания всегда полезно. Это расширяет наш кругозор. - Да. |
Актуализация знаний | - Сейчас попрошу вас открыть тетради, записать число и «Классная работа». При письме не забываем про правильную посадку. - Сейчас ваша задача записать в тетрадь слова, которые я буду диктовать. Нужно записать красиво и правильно. Это самое главное! Слова пишем в строчку, первое слово с большой буквы, далее пишем через запятую. Учитель диктует слова: мощные, конечно, помощник, обманщик, болельщик. - Найдите имя прилагательное среди этих слов. - Подберем к этому слово существительное. - Что у нас получилось? - В каком числе стоит данное словосочетание? - Просклоняем словосочетание. Попрошу одного ученика выйти к доске, остальные пишут данную работу в тетради. - Скажите, в каких двух падежах окончания схожи, но не одинаковы. - Вспомним, в каком числе употреблено данное словосочетание? | | Открывают тетради, записывают то, что просит учитель. Пишут слова под диктовку в тетрадь. - Мощные – это имя прилагательное. - Например, мощные двигатели. (Можно и другое существительное). - У нас получилось словосочетание. - Во множественном числе. Один ученик выходит к доске, другие работают в тетради. - И. п. – мощные двигатели. Р. п. – мощных двигателей. Д. п. – мощным двигателям. В. п. – мощные двигатели. Т. п. – мощными двигателями. П. п. – о мощных двигателях. - В дательном и творительном падежах. - Во множественном. |
Построение проекта | - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? - Как будет звучать цель нашего урока? - Составим план на наш урок. Какой пункт будет первый? - Приступим к реализации 1 пункта плана. Научимся распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах. | План урока: 1. Узнать, какие окончания в именах прилагательных Дательного и Творительного падежах. 2. Учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. 3. Закрепить полученные знания. | -«Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа» - Научиться распознавать и. прилагательные в дательном и творительном падежах множественного числа. - Первый пункт плана – узнать, какие окончания в именах прилагательных Дательного и Творительного падежах. Второй пункт – учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в Дательном и Творительном падежах. Третий пункт – закрепить полученные знания. |
Реализация построенного проекта | - Откроем учебник на странице 45. Рассмотрим схему, которая представлена в 95 номере. - В Дательном падеже какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Какое окончание они имеют? - В Творительном падеже на какие вопросы отвечают имена прилагательные? Какие окончания имеют? - В задании сказано, что мы должны сделать вывод. Кто может подвести итог того, что мы сейчас проговорили? - Мы с вами выполнили первый пункт плана. Мы теперь знаем, какие окончания имеют эти падежи во множественном числе. Сейчас переходим ко второму пункту плана. Будем учиться писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Для этого выполним номер 97. Прочитайте задание самостоятельно. - Скажите, что нам нужно сделать? - Кто готов выполнить упражнение у доски? Сначала работаем с первым словосочетанием, далее выйдет другой ученик. - Записываем словосочетанием, а над и. прилагательным пишем падеж. | | Открывают учебник. Рассматривают схему. - Имена прилагательные в Дательном падеже отвечают на вопрос какими? - Имеют окончание –ым., -им. - В Творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими. - Имена прилагательные в Дательном падеже отвечают на вопрос какими? Имеют окончание –ым., -им., а в Творительном падеже имена прилагательные отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими. Читают задание. - Нам нужно записать словосочетания в указанных формах. Указать над всеми именами прилагательным падеж. Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетради. |
Первичное закрепление | - Мы выполнили упражнения, потренировались писать окончания имен прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Закрепим наши знания. - Возьмите карточку номер один. Карточка одна на двоих, потому что это парная работа. Прочитайте задание. Скажите, что вы должны сделать? - Верно, вы должны просклонять по падежам словосочетания «Черные вороны», «Белые голуби». Попрошу вас везде выделять окончания. - Какая пара готова выйти к доске и просклонять словосочетания? Один склоняет словосочетание «Черные вороны», а другой – «Белые голуби». Учитель проверяет словосочетания на доске. - Проверяем вместе. У кого в карточке записано верно, ставит рядом «+». - Ребята, у нас сейчас зима. А как вы думаете легко ли воронам, голубям и другим птицам зимой? - А как мы можем помочь птицам зимой? | Карточка № 1 Просклоняйте по падежам словосочетания «Черные вороны», «Белые голуби». И.п. - _______ Р. п. - _________ Д. п. - ________ В. п. - ________ Т. п. - _________ П. п. - ______ | - Просклонять два словосочетания. Работают в парах. Склоняют словосочетания. Два ученика выходят к доске. Остальные работают по карточкам. Черные вороны. И. п. – черные вороны. Р. п. – черных ворон. Д. п. – черным воронам. В. п. – черные вороны. Т. п. – черными воронами. П. п. – о черных воронах. Белые голуби. И. п. – белые голуби. Р. п. – белых голубей. Д. п. – белым голубям. В. п. – белые голуби. Т. п. – белыми голубями. П. п. – о белях голубях. - Нет. - Делать кормушки и подвешивать их над землей, чтобы не достали хищные животные, коты, собаки. В такие кормушки нужно регулярно подсыпать корм для птичек: различные зернышки, крупы, семечки. |
Самостоятельная работа | - Мы выполнили все пункты плана. Настало время узнать, как вы усвоили данную тему. У вас на столах лежат карточки с самостоятельной работой, пожалуйста, возьмите их. Подпишите. Прочитайте каждое задание, поднимите руку, если кому то что – то непонятно. У вас есть 10 минут на работу. Можете приступать. - Время вышло, пожалуйста, сдайте работы. Убедитесь, что они подписаны. | Самостоятельная работа Запишите словосочетания в данных формах. Красивый цветок _________________ | Мн. ч, Т.п. | Милый щенок. _________________ | Мн. ч., Д. п. | Красное платье. __________________ | Мн. ч., Т.п. | Черный кот _________________ | Мн. ч., Д. п. | Просклоняйте по падежам словосочетание «Прекрасные лебеди». Выделите окончания. И. п. - ___________ Р. п. - _________ Д. п. - ________ В. п. - ________ Т. п. - _________ П. п. - ________ Подчеркните имена прилагательные, которые стоят в дательном или творительных падежах. Укажите над выбранными слова падеж. Великолепными, мягких, старыми, веселые, красивым, влажными, длинных, сухими. | Подписывают карточку. Поднимают руку, если что –то непонятно. Выполняют самостоятельную работу. Сдают работу. |
Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока? - Как звучала цель нашего урока? Достигли ли мы ее? - Выполнили ли мы все пункты плана? - Вспомним пословицу, которая звучала в начале урока. «Грамоте учиться всегда пригодится». Скажите, пригодятся ли вам знания, которые вы получили на этом уроке? - А зачем? - Какие окончание имеет имя прилагательное множественного числа в дательном и творительном падежах? - Вспомним, если в словосочетании мы затрудняемся определить число имени прилагательного, то что мы должны сделать? - А если мы затрудняемся определить падеж имени прилагательного в словосочетании? - Сейчас я попрошу оценить ваше настроение в течение урока. Возьмите, пожалуйста, карты самооценивания. Выберите подходящие вам пункты. - Спасибо за работу. Урок окончен. | См. Приложение. | - «Дательный и творительный падежи в именах прилагательных множественного числа». - Научиться распознавать и. прилагательные в дательном и творительном падежах множественного числа. Да, мы достигли поставленной цели. - Да. Мы выполнили все пункты плана. - Да, пригодятся. - Знание падежей помогает грамотно излагать мысли и выполнять письменные работы. - В дательном падеже – окончанием –им., - ым., в творительном – ыми, - ими. - Мы должны определить число имени существительного. Это поможет нам определить число имени прилагательного, ведь в словосочетании они употреблены в одном числе. - Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного, нужно определить падеж имени существительного. В словосочетании имя прилагательное и имя существительное стоят в одном падеже. Оценивают свое деятельность в листе самооценки. |