Русский язык для всех:
преодоление нарушений письменной речи
Семинар-практикум
Важно!!!
- Грамотная, четкая, чистая речь – это не дар. Она приобретается благодаря усилиям самого ребенка, родителей и педагогов!
Дисграфия – это сложность овладения письмом при нормальном развитии слуха и интеллекта
Неречевые симптомы
Неврологические нарушения
Нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно- пространственных ориентировок и.т.д. Ошибки на уровне буквы
Ошибки на уровне слова
Ошибки на уровне предложения
Речевые симптомы
Симптомы дисграфии
Причины:
- несформированность фонетико-фонематических процессов
- несформированность лексико-грамматической стороны речи
- биологические причины (нарушения функций головного мозга ребенка).
- Какую помощь Вы можете оказать ученику допускающему логопедические ошибки?
Выходы:
- отправить к логопеду
- проигнорировать
- овладеть логопедическими приемами
Формы дисграфии:
- оптическая
- акустическая
- аграмматическая
- дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- моторная
Оптическая дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Зеркальное отображение символов (R – Я) или предложение ( справа-налево)
1 . Складывание букв из составляющих их элементов; «переделка» одной буквы в другую (например, «И» в «Ш», «Ц»; «В» в «Д»; «П» в «Т» и т.д.); 2. Лепка смешиваемых букв из пластилина;
Буквы пишут не полностью или, наоборот, с лишними частями.
Путают схожие (Ш-Щ, В - Б)
3 . Письмо смешиваемых букв в воздухе;
4. Вырезание букв из картона или бумаги;
5. Обводка контуров букв;
6. Узнавание букв, наложенных друг на друга;
7. Узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные);
8. Узнавание букв по их верхней или нижней половине («домысливание»); 9. Письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребёнком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
10. Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). 11. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. 12. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях.
13. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями.
14. Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Акустическая дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам: звонкие-глухие (б-п, в-ф, д-т), свистящие-шипящие (с-ш), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-щ, ч –ть, ц – т, ц – с)
1 . Записать только гласные из слова, предложения. 2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком ( слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). 3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.
4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. 5. Прочитай слова, найди в них букву «ю» (или другую букву) , скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю).
6 . Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).
7 . Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).
Аграмматическая дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Недоразвитие грамматического строя речи. Ребенок пишет аграматично (вопреки правилам грамматики): меняет рода, числа, падежи (пустой банка)
Развитие лексико-грамматического строя речи.
1.Уточнение и обогащение словаря:
- подобрать синонимы, антонимы;
- подобрать глагол, прилагательное к существительному;
- образовать прилагательное от существительного;
- образовать глаголы с различными приставками
2.Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже.
- добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному;
- вставить пропущенное слово или предлог в предложение;
- найди общую часть в однокоренных словах;
- впиши приставку, окончание;
- изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание);
3.Формирование структуры предложения:
- составление графической схемы предложения;
- изменение порядка слов в предложении;
- изменить одно слово в предложении;
- дополнить предложение /распространить второстепенными членами/;
- увеличивать предложение по одному слову;
- считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении;
- сократить предложение по одному слову;
- составить из данных слов предложение.
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Как проявляется
Коррекция
Пропускает буквы и слоги.
- Детям предлагается прочитать слова и найти другие слова, которые «прячутся» в них (бусы, гроза, чайник, снегирь) .
- Заменить подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово: ли с т (лифт), к орона (ворона), горо д (горох).
Переставляет буквы и слоги.
3 . Вставка букв в слова.
Не дописывает слова.
Пишет лишние буквы.
Вставить разные гласные, чтобы слова не
Повторяет буквы.
повторялись: Л_ПА, Л_ПА, Л_ПА .
Пишет слитно предлоги.
Вставить разные согласные, чтобы слова не повторялись: _ОДА, О_ДА.
- Добавить букву, чтобы получилось новое слово:
Пишет раздельно приставки.
Пишет слитно слова в предложении
кот(р) - крот, стол(в) - ствол.
Прочитать 4 слова (столбик).
Назвать буквы, которые пропущены в каждом из них.
__руг д__озд __венит __стреча д__уг др__зд з__енит вс__реча др__г дро__д звен__т вст__еча дру__ дроз__ звени__ встр__ча 5. Восстановить слово, добавив одну или несколько гласных: лст, грз, грд, брбн.
6. Работа со слогами Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка---даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са).
7. Составление слов из букв
Задание, развивающее навыки звукобуквенного синтеза.
Может предлагаться как со зрительными опорами, так и без них.
Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить: не пропустил ли он букву ( в этом случае останется пустая клетка).
Можно выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из букв. Например: Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к)
Моторная дисграфия
Как проявляется
Коррекция
Пишет медленно.
Слабый или сильный нажим.
Упражнение лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги
Скованность движений.
Смешенная дисграфия
Как проявляется
коррекция
1 . Записать только гласные из слова, предложения.
- это несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
2. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-).
3. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками.
4. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са.
5. Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце (юрта, каюта, убираю).
6. Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале слова, в середине или в конце (поездка, ежевика, учение). 7. Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [ т ] [ д ]. (Такие же упражнения применяются для всех пар согласных).
8. Прочитай слова: поезд, самолет, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее по смыслу? (Правильно, «самокат»). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (Правильно, это слово «самолет»).
Коррекция
1 . Исправление дефектных звуков (дополнительно у логопеда при наличии такого осложнения);
2. Занятия с преподавателем по специальным методикам:
- формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;
- формирование звуко-буквенного анализа;
- синтез слова;
- развитие способностей анализа и синтеза слов;
-развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;
- расширение словарного запаса.
Примерные упражнения
Вид
Коррекция
При всех видах дисграфии
- Упражнение « Короткие диктанты карандашом» Ошибки не исправляйте в тексте, а только пометьте на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку.
- Упражнение "Пропущенные буквы" Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
- Упражнение "Пишем вслух"
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». (под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание) Пример: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком".
- Упражнение "Корректурная правка«
Нужна книга, с достаточно крупным (не мелким) шрифтом или газета. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: Зачеркивает, подчеркивает, обводит в сплошном тексте заданные буквы, начиная с одной буквы гласной, с переходом на согласные и продолжая с различными заданиями (давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.) Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан и будет непонятен ребенку. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
Упражнение «Пропущенные буквы»
Л.Н. Толстой Хаджи-Мурат
Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь.
Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-желтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; желтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; желтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики.
Я в…звр…щ…лс… до…ой п…ля…и. Б…л… с…ма… с…ре….и…а л…т…. Л….га у…р…ли и т…л…ко ….то с….би….а…ись к…си…ь р….жь.
Е….ть п….ел….с….н…й по….б….р цв…то…. э….о….о вр….ме….и г…да: кр….с….ые, б….лы…., р….зов….е, ду….и…т…е, п…ш…с…ые ка…ки; на…лы… м…рг…р….тк….; м…ло…но-бе…ые с я….ко-ж…лто…. с…р….дин…й «л….биш….-не-лю….иш….» с св….ей пр…л….й пр….но… во…ью; ж….л….ая с…ре….ка с св….им м…до…ым за…а….ом; в…с…ко сто….щ…е л…ло….ы… и б…л…е тю…ь…ан…ви…н…е к…л…к…ль…и..и; по…зу…ие гор…ш…и; ж…лт…е, к…ас…ые, р…з…вы…, л…ло…ы…, ак…ур…т…ы… ск…б…о…ы; с чу…ь ро…ов…м п…хо… и чу…ь слы…н…м п…ия…ны… з…пах…м п…дор…ж…ик; в…си…ьк…, яр…о-си…ие на со…н…е и в м…л…до…ти и г…лу…ые и кр…сне…щ…е ве…е…ом и под ст…р…сть; и не…н…е, с ми…да…ьн…м з…па…ом, то…ч…с же в…н…щ…е, ц…е…ы по…и…и…и.
Корректурная правка
Искусство в поисках новой картины мира
Художественная культура Просвещения унаследовала идеалы эпохи Возрождения и развивала их в соответствии с ценностями Нового времени.
В первой половине XVIII века в живописи процветало придворное искусство, отражавшее вкусы и эстетику аристократии. С середины века распространяются «певцы третьего сословия», отражавшие в живописи быт и нравы среднего класса. Торжество разума отражается и в живописи: на картинах изображают известных мыслителей, сцены труда и научных опытов.
Классицизм
Ранняя живопись XIX века проникнута духом классицизма, унаследованного от предыдущего века Просвещения и от эпохи Возрождения. Классицизм воплощает этические и эстетические идеалы античности.
В музыке ярким представителем классической школы является немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.
Романтизм
Романтизм воспевает чувства и настроения, страсть, духовность. Сюжеты картин охватывают все многообразие – от сцен безмятежной красоты до революционных баталий.
В живописи яркими образцами романтизма являются картины «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, пейзажи Жана Батиста Камиля Коро, Уильяма Тёрнера.
В музыке романтизм отразился в творчестве Франца Шуберта, Фредерика Шопена.
Словарная работа
№ 1
Верно Вставь букву Найди ошибку -1 Найди ошибку - 2
мАлина м…лина малена молина
кАртина к…ртина кортина картена
ОбеД …бед абед обет
кАртофЕль к…ртофель кортофель картофиль
№ 2
Угадайка
М…л…на, …бед, т…в…р…щ, п…с…да, св…т…ф…р, м…р…к…вь, кв…рт…ра, п…льто, м…ш…на, …вес, п…с…к, п…н…л, …с…на, к…п…ста, м…тро, с…л…ма, п…т…х, к…рт…ф…ль, …г…рец, ст…л…ца, с…б…ка.
№ 3
Исправления
Малина, квортира, кортина, копуста, митро, кортофиль, мошына, рокета, польто, абет, питух, пинал, писок, салома, асина, тапор, авес, агурец, таварищь, маркофь.
№ 4
Поля слов
Малинамашинакартинаквартиракапустасоломаракетакартофельпальтопеналпетухпесокметроосинаогурецтопоробедовесморковьтоварищстолицасобакаяблокоягодапомидорсубботасубботниктелеграммакомиссияколонназаводнародработарабочийкомнатасапогишел
Полезные советы
1. Создание «ситуации успеха». Это очень важно.
2. На уроке договор: можно сделать половину упражнения, не спеша, без ошибок.
3. Приветствуются мини-диктанты – карандашом. Далее ребёнок сам исправляет подчёркнутые ошибки.
4. Вместо двойки – отсутствие оценки.
5. Работа с карточками.
6. Изложение, сочинение без переписывания с черновика (особенно в 5-ом классе), так как ребёнок очень утомляется в процессе долгого письма.
7. Если дисграфик сделал ошибку – она сразу отпечатывается в памяти. Её необходимо «стереть». Хорошо, когда подчёркнутые карандашом ошибки ребёнок закрывает корректором.
8. Упражнения по каллиграфии. Пишем медленно, но красиво.
9. Орфографическая диктовка: диктуем то, что пишем.
10. Чтение короткой строки: столбики слогов из двух букв – из трех букв – из четырёх букв.
11.Поиск смешиваемых букв в незнакомом тексте: к примеру, а/о – а взять в кружок; о – подчеркнуть.
12.Повторное чтение одного и того же текста на время: подсчитываем разницу слов между первым и вторым чтением.
Рекомендации
- 1.Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.
- 2.Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.
- 3.Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».
- 4.Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.
- 5.Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке
- 6.Направьте ребенка на занятия со специалистом.
Список использованной литературы :
- Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
- Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г.
- Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г.
- Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж, 2001.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
- Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
Спасибо за внимание!