СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Русский язык – язык межнационального общения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

- формировать интерес и любовь к русскому как второму родному языку, прививать культуру общения;

- расширить кругозор в области изучения русского языка, познакомить с лучшими образцами современного русского языка, показать красоту и своеобразие русской литературы;

- формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого русского языка;

Оборудование: карточки с текстом, интерактивная доска.

Просмотр содержимого документа
««Русский язык – язык межнационального общения»»

«Русский язык – язык межнационального общения»

Цели и задачи:

- формировать интерес и любовь к русскому как второму родному языку, прививать культуру общения;

- расширить кругозор в области изучения русского языка, познакомить с лучшими образцами современного русского языка, показать красоту и своеобразие русской литературы;

- формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого русского языка;

Оборудование: карточки с текстом, интерактивная доска.



Ход мероприятия



«Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы перенять их достижения, надо изучить русский язык, постичь их науку. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчёмными просьбами… Русская язык, наука, культура – ключ к мировым сокровищницам. Владеющему этим ключом всё другое достанется без особых усилий…»

Гамзат Цадаса




  1. Орг. момент. Вступительное слово

Учитель: Эпиграфом к нашему сегодняшнему мероприятию не случайно послужили слова народного поэта РД Гамзата Цадасы, ведь сегодня мы с вами будем говорить о значении русского языка в нашей жизни, о том какую роль играет он в нашей многонациональной Республике.

Язык ТЫ наш РУССКИЙ –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


  1. Историческая справка

Учитель: А сейчас немного истории.


Учащийся 1: Россия – это крупнейшее государство мира. Её площадь 17 076 квадратных километров.

Чтобы пролететь над Россией с востока на запад и попасть с берегов Тихого океана к берегам Балтийского моря, самолету потребуется не менее 11 часов. Когда на одном конце России говорят: «Спокойной ночи!», то на другом конце российской земли отвечают: «С добрым утром!» С севера на юг – путь тоже не близкий. От холодного Кольского полуострова до Северного Кавказа нужно добираться на поезде трое суток, и везде можно встретить людей.

Учащийся 2: По последней переписи населения в России проживают более 147 миллионов человек, 80 процентов из них – русские. Всех граждан, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.

Россия – великое многонациональное государство. На её землях живут более 180 национальностей, народностей, этнических групп. Самый многонациональный район нашей страны – это Северный Кавказ.

В состав России на добровольной основе вошли 89 субъектов Российской Федерации.

Учитель: Россия -  Это 21 республика: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская Республика, Чувашия.

Это 6 краев: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Это 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Это 49 областей: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская, Ярославская.

И наконец - это 2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург.

Да, много народов живет в нашей стране, и все они составляют единую и дружную семью. Независимо от численности населения или места проживания нет и не может основных или второстепенных народов. Независимо от национальности все они являются равноправными гражданами России, россиянами. Так об этом записано в Конституции Российской Федерации.

  1. Беседа с классом.

Учитель: Большое спасибо, ребята. А теперь давайте подумаем, зачем объединились народы в одно большое государство? Но прежде чем, вы ответите на этот вопрос, послушайте, пожалуйста, басню Л.Н.Толстого,она поможет вам точнее ответить на этот вопрос.

Прослушивание аудиозаписи басни Л.Н. Толстого «Отец и три сына».

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Учитель: Зачем же объединились народы в одно большое государство?

(чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе им будет легче справиться с бедой и победить врага)

Учитель: А чем отличаются люди разных национальностей?

Учащийся : у представителей разных национальностей свой язык, обычаи, традициями, национальная кухня, праздники, песни, танцы, т.е. культурой.

Учитель: А знаете ли вы, как получилось, что на планете Земля, да и в нашей стране, люди разговаривают на разных языках?

Существует вот какая легенда.

«Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес…» Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они оттого, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы один не понимал речи другого».

Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.

Вот такая легенда.

А теперь вновь вернемся в настоящее.

Итак, у каждого народа свой родной язык. А как же люди между собой общаются?

Действительно, в России люди говорят на 100 национальных языках. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.

Статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык признан государственным языком. Он наиболее распространен в России, но не только потому, что русских в стране большинство. Этот язык помогает людям разных национальностей общаться друг с другом.

Русский язык по употреблению занимает третье место в мире.



Ученик 1: В нашей многонациональной Республике Дагестан дружно живут 33 разных народа. На протяжении веков делят они землю и небо, почитая и уважая друг друга.

Ученик 2: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце». Таким солнцем стал для нас, дагестанцев, русский язык.

Ученик 1: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

Ученик 2: Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.



Ученик 1: Исторически так сложилось, что на территории Дагестана действуют и развиваются более 33 языков, а государственным языком является русский язык.

Ученик 1: В «Государственной программе функционирования и развития языков на 2011 – 2020 годы» отмечено, что реализация ключевой цели программы «Государственный язык – главный фактор национального единства» предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Дагестана, повышения престижа употребления государственного языка.

Ученик 2: В Основном Законе республики – Конституции РД – записано, что русский язык является языком межнационального общения.

Ученик 1: Русский язык как один из мировых языков получил широкое распространение . Его изучает, знает почти все население Дагестана. Знание русского языка сближает народы нашей республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.



Сценка.

Автор: Однажды в высокогорном ауле отец подозвал к себе сына.

Отец: Магомед, сынок, ты оправдал наши с мамой надежды, закончил 1 класс на одни пятерки, за это мы решили сделать тебе подарок. Ты едешь в международный лагерь «Артек».

Сын: Папа, спасибо тебе большое! Я так рад! А что значит международный?

Отец: Это значит сынок, что в этот лагерь приезжают ребята с разных уголков мира. Ты там встретишь и грузина, и армянина, и белоруса, и башкира.

Автор: Магомед тут же кинулся собирать вещи. Радости мальчика не было предела. Он складывал в рюкзак все в подряд, настолько велико было его счастье. Но тут мальчик остановился, его беспокоила одна мысль. Он подошел к отцу.

Сын: Папа, как же я буду говорить там с детьми других национальностей?

Отец: Не беспокойся, сын, ты знаешь язык, который понятен всем!

Автор: В это самое время за много километров от Дагестана маленький грузин тоже собирался в «Артек». Он тоже спросил своего отца: «Как же я буду говорить с белорусом ? Ведь не знаю по-белорусски ни одного слова?» И ему ответил отец: «Не беспокойся, ты знаешь русский язык, а значит ты сможешь найти друзей и вы поймете друг друга»

Но, как родной,

Люблю я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.



Учитель: Посмотрев эту инсценировку, вы поняли, что куда бы вы не уехали в любом уголке нашей республики вы найдете общий язык и поймете любого, потому что вы являетесь носителями русского языка.

  1. Работа по тексту

Значению русского языка в жизни общества посвящено очень много стихотворений. Сейчас вы услышите, как высоко ценит русский язык наш знаменитый народный поэт Дагестана Расул Гамзатов

Щедрое народное наследство, -
Я люблю красивый наш язык.
На аварском говорю я с детства,
Словно к матери к нему привык.
Но и так, друзья мои, бывает:
В час, когда сижу с пером в руке,
Новых слов для песни не хватает
Мне в родном аварском языке.
Если слог мой поисками скован,
( Сколько новых дел, событий, чувств! )
Обращаюсь к русскому я слову,
У него я новому учусь…
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –

Потому что с детства я владею
Русским всеохватным языком.



Но не только в стихах выражал свою любовь к русскому языку выражал наш поэт, в своей знаменитой книге «Мой Дагестан» он тоже говорит об этом. Перед вами отрывок из этой книги. Давайте прочитаем, что он пишет о роли и значении языка в жизни человека.


Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, - это целый мир, полный прелести и волшебства…
Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной аварский, на котором я впервые сказал «мама» , «хлеб» , «дерево» , «звёзды». Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю и пишу много лет, которым я не устаю восхищаться, сделали меня счастливым.

Р. Гамзатов.


Давайте сформулируем основную мысль текста и запишем ее на доске.

Запись основной мысли на доске.

  1. Русский язык играли и грают огромную роль в развитии малых народов и в приобщении их к мировой культуре.

  2. Русский язык обогащает языки других народов новыми словами.



Учитель: Не только Р Гамзатов но и Другая наша звезда Дагестанской культуры Народная поэтесса Дагестана Фазу Гамзатовна Алиева так же высоко ценила русский язык. Послушайте ее стихотворение.

Ученик:

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама» ,
На нём клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём…
Но, как родной,
Люблю я русский.
Он нужен мне, как небо, каждый миг…
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею,
Утратив русский – стану я глухой.


Учитель: Русский язык удивительно богат и красив, он является главным образующим стержнем нашего единства, нашей культуры. Без языка культура не может существовать, поэтому каждый культурный человек обязан беречь свой родной язык. Охрана языка неразрывно связана и с его развитием. Истинными хранителями языка можно считать словари. Именно в них собраны и бережно хранятся несметные богатства нашего великого языка. О том, какие словари русского языка существуют и, с какими из них вы можете поработать в нашей школьной библиотеке, нам расскажет зав. библиотекой КМШИ Галимова Т.В.

Выступление Галимовой Т.В.

Заключение. Слово учителя

Учитель: Ребята, подводя итог нашей беседе, хочется сказать, что русский язык – это целый мир, это живая душа народа. Язык народа – это одно из главных богатств. Каждый народ считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть. Важно только чтобы мы с таким же важнейшим относились к наречиям тех, кто нас окружает. Слово – великое дело, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Для будущего процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими её. Конечно, основой вашей жизненной позиции в будущем должны явиться все ваши знания, приобретаемые в школе, в жизни… А для того, чтобы овладеть этими знаниями, нам нужно знать русский язык.




Ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!

Ученик:
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познанья кручи–
Выучи русский язык…

Ученик:
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!