Тема: Язык – важнейшее средство общения
Цели: заложить основные понимания языка как средства общения.
Задачи: учить пользоваться словарем, стимулировать познавательную активность учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
- Орг. момент
Ребята! Сегодня первый в этом году урок русского языка, вам хочется узнать тему нашего занятия. Для этого необходимо разгадать кроссворд, состоящий из вопросов, и записывать найденные ответы по горизонтали. Тогда в выделенном столбце по вертикали вы прочитаете ключевое слово нашей темы.
- Какой плод герои сказок добывали в чужом саду с риском для жизни?
- Как называется книга для начального обучения грамоте?
- У каждой птицы свои «руки». Что это?
- Во что наливают духи?
(ответы: 1.Яблоко. 2. Азбука. 3. Крылья. 4. Флакон. (ЯЗЫК))
- Сообщение темы урока, запись темы в тетради)
- Словарная работа:
Разбор слова по составу
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый.
Актуализация знаний , умений
2. Запишите пословицы и определите значение слова «язык» в каждой из них. Дайте толкование смысла пословиц. Какие из них доказывают, что язык – средство общения?
Язык до Киева доведет. Язык мой –враг мой. Язык голову кормит. Без языка и колокол нем.
3. Запишите предложения со словом «язык» в третьем значении. В качестве опоры возможно использование текста о роли языка в жизни человека и репродукций картин, изображающих ситуации общения людей.
IV. Закрепление
Знаете ли вы, что язык может быть гневным и праздничным, ласковым и разящим? Послушайте текст и ответьте на вопросы.
Язык
«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Вопросы и задания
1. Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете, а в другом утверждает, что язык –это самое худшее, что есть на свете?
2. Еак понять это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
3. Прокомментируйте последнее утверждение, обратившись к изображенным на репродукциях картин ситуациям общения.
V. Физминутка
«Веселая зарядка»
Поднимает руки класс – это раз,
Завертелась голова – это два,
Три – руками три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Работа по учебнику
VI. Выводы
Сегодня на уроке мы вспомнили, что язык является важнейшим средством общения. Без него нельзя работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Но языковому общению, как и всему на свете, нужно учиться, чтобы язык был другом, а не врагом, ведь
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
В. Суслов
Рефлексия. Домашнее задание