Русский язык - государственный язык РФ. Внутренние и внешние функции русского языка.
Учитель: Кобиашвили Л.Ю.
Класс: 10 «Г», «В».
Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию представления о русском языке как государственном языке РФ.
Планируемые УУД:
Личностные: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относится к собственному мнению.
Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная.
1. Организационный момент
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен! (слайд).
- О чем идет речь?(о русском языке).
- Что такое русский язык? (ответы учащихся, слайд).
2. Мотивация учебной деятельности
Словарная работа с объяснением орфограмм (ученик у доски).
Государственный язык Российской Федерации, обеспечение использования русского языка на всей территории РФ, культурный прогресс страны, устанавливать свои государственные языки, многонациональный союз равноправных народов.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | -Какой темой объединены слова словарного диктанта? - Сформулируйте тему и цели урока. | Высказывают предположения |
4. Первичное усвоение знаний
-Что такое государственный язык?
-Просмотр видеоролика о приянтии закона «О государственном языке РФ».
https://yandex.ru/video/preview/12045378774884785966
- Выступление заранее подготовленного ученика:
В 2005 году был принят новый закон – «О государственном языке Российской Федерации», в котором появились очень важные правила, касающиеся официального закрепления норм языка при его использовании в качестве государственного.
- Какие требования предъявляются к использованию языка в качестве
государственного?
В обществе известно лишь одно из требований, предъявляемых к русскому языку при использовании его в качестве государственного и зафиксированное в Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации», - запрет употребления иностранных слов, имеющих аналоги в современном русском языке. Именно оно закреплено в законе, но часто этот запрет критикуют за то, что он как бы препятствует развитию языка. Но это требование достаточно логично, так же логично, как запрет на использование диалектных слов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
В российском праве требования к государственному языку содержатся в разных источниках. Например, требования определенности и понятности, которые вытекают из общих принципов Конституции Российской Федерации. Так статья 68 гласит: (чтение статьи ).
5. Физминутка (учащиеся загадывают загадки).
6. Проверка понимания.
1) Знаете ли вы, сколько языков в России?
Уч-ся: (записывают под диктовку, один на доске).
Наша страна может похвастаться разнообразием народов, проживающих на ее территории, и количеством языков, на которых они говорят. 193 народа, проживающих в России, используют приблизительно от 277 до 295 языков и диалектов.
2) Прочтите текст, сформулируйте тему и основную мысль текста (текст на партах).
Русский язык постоянно развивается. Он имеет более чем тысячелетнюю историю, и эта история продолжается и в наше время. Уходя корнями в праиндоевропейский язык, пройдя периоды сосуществования с другими славянскими, а позже — с другими восточнославянскими языками (белорусским и украинским), вот уже более пяти с лишним веков (с начала XV века) русский язык развивается как самостоятельный, отличный от языков других восточных славян.
С XVII века в связи с объединением феодальных княжеств в единое государство Московскую Русь и образованием русской нации русский язык начинает функционировать как язык национальный. Становление и развитие национального русского языка происходило прежде всего под влиянием многих факторов, связанных с развитием русского общества и русского государства, а также под воздействием контактов с другими языками. Особенно активно иноязычные слова пополняли лексику русского языка во времена правления Петра I и Екатерины II. Безусловное влияние на формирование национального русского языка оказало и развитие науки, требовавшей появления специальных слов — терминов.
В XIX веке в составе национального русского языка сформировался современный русский литературный язык, нормированный и обработанный в лучших произведениях русской художественной литературы.
В начале XX века под воздействием серьёзнейших перемен в российском обществе (революция 1917 года; переход к новой экономике и политическому строю, новой социалистической идеологии) в русском языке произошли существенные изменения, касающиеся прежде всего его лексики и стилистики. Огромные пласты слов, обозначавших предметы и понятия дореволюционной России, в советский период развития русского языка перешли в состав устаревших (дворянин, Дворянское собрание, фрейлина, гувернёр и др.), а там на смену пришли сотни неологизмов, связанных с обозначением советской действительности (Совет народных депутатов, революционный комитет, продразвёрстка и др.); многие слова изменили свои значения и стилистическую окраску.
И в дальнейшем исторические и общественно-политические события (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и др.) отражались на судьбе русского языка, который на рубеже XX—XXI веков вступил в новый — современный — этап своего развития.
(О. Загоровская)
7. Выполнение теста (распечатан на каждого ученика).
1. Какие из утверждений определяют русский язык как государственный язык Российской Федерации? Выбери все верные утверждения.
Входит в восточнославянскую группу языков
Система частей речи русского языка включает самостоятельные и служебные части речи
Подлежит обязательному использованию для передачи информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг)
Включает несколько уровней (фонетический, морфологический, синтаксический и др.)
Является языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов
Используется в государственных и муниципальных информационных системах
2. Функции русского языка закреплены в различных документах. Дополни данные тексты.
язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве (Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).
В целях защиты и поддержки языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции обеспечивают гарантии свободного доступа граждан Российской Федерации к изучению языка (Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).
8. Рефлексия.
На уроке я узнал...
Мне было интересно узнать...
Оценка работы на уроке.
- Почему русский язык является государственным в Российской Федерации? (Потому что он является общим языком всех россиян независимо от их национальности. Это значит, что на русском языке составляются государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами, его изучают во всех школах).
9. Домашнее задание: составить схему истории развития русского языка (текст прикреплен в ЭД), подготовить сообщения (у) о внешних и внутренних изменениях в языке.