СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский язык как государственный язык РФ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«"Русский язык как государственный язык РФ"»

Русский язык - государственный язык РФ. Внутренние и внешние функции русского языка.

Учитель: Кобиашвили Л.Ю.

Класс: 10 «Г», «В».

Цели урока: организовать деятельность учащихся по формированию представления о русском языке как государственном языке РФ.

Планируемые УУД:

Личностные: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относится к собственному мнению.

Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

1. Организационный момент

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен! (слайд).

- О чем идет речь?(о русском языке).

- Что такое русский язык? (ответы учащихся, слайд).

2. Мотивация учебной деятельности

Словарная работа с объяснением орфограмм (ученик у доски).

Государственный язык Российской Федерации, обеспечение использования русского языка на всей территории РФ, культурный прогресс страны, устанавливать свои государственные языки, многонациональный союз равноправных народов.

3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

-Какой темой объединены слова словарного диктанта?

- Сформулируйте тему и цели урока.

Высказывают предположения

4. Первичное усвоение знаний

-Что такое государственный язык?

-Просмотр видеоролика о приянтии закона «О государственном языке РФ».

https://yandex.ru/video/preview/12045378774884785966

- Выступление заранее подготовленного ученика:

В 2005 году был принят новый закон – «О государственном языке Российской Федерации», в котором появились очень важные правила, касающиеся официального закрепления норм языка при его использовании в качестве государственного.

- Какие требования предъявляются к использованию языка в качестве

государственного?

В обществе известно лишь одно из требований, предъявляемых к русскому языку при использовании его в качестве государственного и зафиксированное в Федеральном законе «О государственном языке Российской Федерации», - запрет употребления иностранных слов, имеющих аналоги в современном русском языке. Именно оно закреплено в законе, но часто этот запрет критикуют за то, что он как бы препятствует развитию языка. Но это требование достаточно логично, так же логично, как запрет на использование диалектных слов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

В российском праве требования к государственному языку содержатся в разных источниках. Например, требования определенности и понятности, которые вытекают из общих принципов Конституции Российской Федерации. Так статья 68 гласит: (чтение статьи ).

5. Физминутка (учащиеся загадывают загадки).

6. Проверка понимания.

1) Знаете ли вы, сколько языков в России?

Уч-ся: (записывают под диктовку, один на доске).

Наша страна может похвастаться разнообразием народов, проживающих на ее территории, и количеством языков, на которых они говорят. 193 народа, проживающих в России, используют приблизительно от 277 до 295 языков и диалектов.

2) Прочтите текст, сформулируйте тему и основную мысль текста (текст на партах).

Русский язык постоянно развивается. Он имеет более чем тысячелетнюю историю, и эта история продолжается и в наше время. Уходя корнями в праиндоевропейский язык, пройдя периоды сосуществования с другими славянскими, а позже — с другими восточнославянскими языками (белорусским и украинским), вот уже более пяти с лишним веков (с начала XV века) русский язык развивается как самостоятельный, отличный от языков других восточных славян.

С XVII века в связи с объединением феодальных княжеств в единое государство Московскую Русь и образованием русской нации русский язык начинает функционировать как язык национальный. Становление и развитие национального русского языка происходило прежде всего под влиянием многих факторов, связанных с развитием русского общества и русского государства, а также под воздействием контактов с другими языками. Особенно активно иноязычные слова пополняли лексику русского языка во времена правления Петра I и Екатерины II. Безусловное влияние на формирование национального русского языка оказало и развитие науки, требовавшей появления специальных слов — терминов.

В XIX веке в составе национального русского языка сформировался современный русский литературный язык, нормированный и обработанный в лучших произведениях русской художественной литературы.

В начале XX века под воздействием серьёзнейших перемен в российском обществе (революция 1917 года; переход к новой экономике и политическому строю, новой социалистической идеологии) в русском языке произошли существенные изменения, касающиеся прежде всего его лексики и стилистики. Огромные пласты слов, обозначавших предметы и понятия дореволюционной России, в советский период развития русского языка перешли в состав устаревших (дворянин, Дворянское собрание, фрейлина, гувернёр и др.), а там на смену пришли сотни неологизмов, связанных с обозначением советской действительности (Совет народных депутатов, революционный комитет, продразвёрстка и др.); многие слова изменили свои значения и стилистическую окраску.

И в дальнейшем исторические и общественно-политические события (Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война и др.) отражались на судьбе русского языка, который на рубеже XX—XXI веков вступил в новый — современный — этап своего развития.

(О. Загоровская)

7. Выполнение теста (распечатан на каждого ученика).

1. Какие из утверждений определяют русский язык как государственный язык Российской Федерации? Выбери все верные утверждения. 

Входит в восточнославянскую группу языков

Система частей речи русского языка включает самостоятельные и служебные части речи

Подлежит обязательному использованию для передачи информации, предназначенной для потребителей товаров (работ, услуг)

Включает несколько уровней (фонетический, морфологический, синтаксический и др.)

Является языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов

Используется в государственных и муниципальных информационных системах

2. Функции русского языка закреплены в различных документах. Дополни данные тексты.

 

язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению   связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве (Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).

 

В целях защиты и поддержки   языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции обеспечивают гарантии свободного доступа граждан Российской Федерации к изучению   языка (Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»).

8. Рефлексия.

На уроке я узнал...

Мне было интересно узнать...

Оценка работы на уроке.

- Почему русский язык является государственным в Российской Федерации? (Потому что он является общим языком всех россиян независимо от их национальности. Это значит, что на русском языке составляются государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами, его изучают во всех школах).

9. Домашнее задание: составить схему истории развития русского языка (текст прикреплен в ЭД), подготовить сообщения (у) о внешних и внутренних изменениях в языке.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!