РУССКИЙ ЯЗЫК
6 класс
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Глагол».
Цель урока: Обобщить знания детей, полученные при изучении темы «Глагол». Проверить усвоение детьми пройденного материала. Учить правильному употреблению глаголов в речи. Показать необходимость осознанного изучения предмета.
Записи на доске: До урока начертить таблицу.
Используемые технологии: традиционная, игровые, дифференцированное обучение, ИКТ.
Оборудование: проектор, экран.
Ход урока.
-
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные при изучении темы «Глагол». Докажем себе, что полученные знания необходимы для грамотного орфографического письма. Повторение и обобщение мы построим на основе таблицы «Морфологический разбор глагола». Это поможет нам вспомнить последовательность изучения данного курса.
-
Вступительная беседа.
Вы знаете, что каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы.
-Какие это группы? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки).
-Каково общее грамматическое значение глагола? (Действие).
3. Составление таблицы на основе знаний, полученных учащимися ранее. (Таблица чертится на доске до урока, но с пустыми графами).
глаг. | н.ф. | возв. | вид | спряж. | накл. | время | число | лицо | род |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
-В чем особенность построения таблицы? (Сначала указаны постоянные признаки глагола).
- Назовите постоянные признаки глагола. (Инфинитив, возвратность, вид, спряжение).
-Назовите изменяющиеся признаки. (Все остальные).
-Назовите признаки глагола, с которыми мы познакомились в 6 классе. (Инфинитив, возвратность, вид и наклонение).
-На них мы сегодня обратим особое внимание.
4. Работа со словарными словами.
Запишите по памяти все словарные глаголы, с которыми мы познакомились в 6 классе. (15) (Для слабых учащихся раздать карточки слов с пропущенными орфограммами).
Отражать, отразить, извинить, извиниться, чувствовать, участвовать, исследовать, облагораживать, благодарить, вообразить, представить, хотеть, бежать, экономить, охранять.
-Прочитайте их.
- В какой форме вы записали глаголы? (В инфинитиве).
- На какие вопросы отвечают глаголы в инфинитиве?
- Есть ли среди записанных глаголов возвратные? (Извиниться).
- Что характерно для возвратных глаголов ?(Наличие суффикса –ся/-сь).
-Объясните разницу в значениях глаголов извинить и извиниться. (Извинить кого-то, извиниться самому).
-Почему следует говорить извините меня, а не «я извиняюсь»?(Нельзя просить извинения у себя самого).
-Для чего надо знать значение возвратных глаголов? (Чтобы правильно употреблять их в речи).
-С каким правилом правописания связано изучение возвратных глаголов? (Правописание –тся и –ться в глаголах).
-Как звучит это правило? 2
5. Повторение темы «Виды глагола».
-Назовите третий постоянный признак глагола. (Вид).
-Какого вида может быть глагол?
-Объясните, чем отличаются глаголы разных видов по значению.
-Какой изменяющийся признак глагола зависит от вида? (Время).
-У глаголов какого вида нет настоящего времени? (Совершенного).
-Объясните, почему?
-Подчеркните из написанных глаголов только глаголы несовершенного вида. Прочитайте их.
-Для чего надо знать вид глагола? (Чтобы правильно поставить его в инфинитив).
-А для чего надо правильно определить инфинитив? (Для определения спряжения).
-Докажите, что знание вида глагола способствует правильному определению спряжения. (Обидится – обидеться 2 спр. искл. Сов. Вид, обижаться 1спр. Несов.вид).
-Для чего надо знать спряжение? (Для правильного написания безударного окончания глагола).
-Глаголы какого спряжения вы знаете?
-Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?
-Как определить написание нужной гласной глагола с безударным окончанием?
Вы не назвали спряжение в числе новых тем, изучаемых в 6 классе. Действительно, для вас это было повторение, вы изучали его ранее. Но в этом году мы узнали о спряжении кое-что новое. Что это? (Разноспрягаемые глаголы).
-Какие глаголы называются разноспрягаемыми?(Глаголы, которые спрягаются частично по 1, частично по 2 спряжению). 3
-Найдите среди записанных глаголов разноспрягаемые. (Хотеть, бежать).
6. Самостоятельная работа.
Цель: Проверить навыки детей в умении использовать полученные знания о правописании безударных окончаний глаголов.
Задание: Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. (Пословицы выведены на экран).
-
Не тот друг, кто медом маж.т, а тот, кто правду скаж.т.
-
По твоим делам тебя суд.т.
-
Кто служ.т Родине верно, тот долг исполня.т примерно.
-
Горькое слово леч.т, а сладкое слово калеч.т.
-
Крепкую дружбу топором не разруб.шь.
-
Дерево держ.тся корнями, а человек- друзьями.
-
Труд человека корм.т, а лень порт.т.
-
Один и камень не сдвин.шь, а артелью и гору подним.шь.
7. Повторение темы «Наклонение глагола».
Одним из новых изучаемых признаков было изучение наклонений глагола.
-Какие три наклонения имеет глагол?
-Чем они различаются между собой по значению? Приведите примеры. (Изъявительное – обозначает действия, которые происходили, происходят, будут происходить. Условное – действия, которые происходят при определенных условиях. Повелительное – побуждает к действию).
-Какая частица используется в условном наклонении? (Бы). Союз? (Если).
-Для чего надо знать наклонение глагола? (Чтобы правильно использовать их в речи).
8. Обобщение по повторению морфологических признаков глагола.
Подведем небольшой итог.
-Назовите признаки глагола, которые надо знать, чтобы писать орфографически правильно отдельные глаголы. (Инфинитив, вид, спряжение).
-Назовите те признаки, которые способствуют правильному употреблению глаголов в речи. (Все остальные). 4
Таким образом вы видите, что только знание всех признаков позволяет грамотно строить свою речь, т.к. наша речь – это не отдельные слова. Следовательно, кроме общего грамматического значения и морфологических признаков, глаголы имеют и синтаксические признаки.
-
Синтаксическая роль глагола.
-Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
-Запишите предложение: Темные тучи быстро неслись над морем.
-Выпишите словосочетания. Назовите глагольные словосочетания.
- Какими частями речи распространяются глаголы в предложении? (Существительными и наречиями).
10. Игра «Экспресс – опрос».
Записи выведены на экран.
За правое дело стой смело.
Увлечься
Бор..тся
Учить – ум точить.
Вопросы:
1.Какие формы глагола изменяются по родам? (Глаголы в форме прошедшего времени и глаголы в условном наклонении).
2.Что сначала надо указать при морфологическом разборе :наклонение или время?
3. Есть ли подлежащее в предложении:
За правое дело стой смело. (Нет).
4.Есть ли окончание в слове увлечься? (Нет).
5.Ю или Я в слове борются? Обоснуйте свой ответ.
6. Когда окончание стоит перед суффиксом? (У возвратных глаголов).
7. От каких глаголов нельзя образовать настоящее время? Обоснуйте свой ответ. 5
8.В какой орфограмме, чтобы правильно выбрать написание, нужно найти слова, от которых задается вопрос? (Правописание – тся и – ться).
9. Какими частями речи распространяются глаголы? (Существительными и наречиями).
10.Какими членами предложения являются глаголы в предложении:
Учить – ум точить.
11.Итог урока.
-Обоснуйте понятие необходимости изучения темя «Глагол» в русском языке.
СТИХОТВОРЕНИЯ – ШУТКИ
Стихи читать в сравнении.
«Кто сказал, что мы подрались?»
Кушнер А.Барто
Кто сказал, что мы подрались? И вот он начал свой рассказ:
Мы не дрались, а боролись, -Они ползут, а он им … раз!
Правда мы чуть-чуть кусались, А тут как раз она ползла,
И щипались, и кололись. А он как даст ему со зла,
Правда, мы друг друга мяли, Они ей … раз, она им … раз,
И бодались, и лягались. Но тут как раз ее он спас. (5 гл.)
Нас, конечно, разнимали,
Мы, конечно, упирались. (12гл.)
(Богатство глагольной лексики) (Бедность глагольной лексики)
6