СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Обобщающий урок по теме "Глагол". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий комбинированный урок по русскому языку для учащихся 6 класса с использованием современных технологий

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Обобщающий урок по теме "Глагол". 6 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 класс

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Глагол».

Цель урока: Обобщить знания детей, полученные при изучении темы «Глагол». Проверить усвоение детьми пройденного материала. Учить правильному употреблению глаголов в речи. Показать необходимость осознанного изучения предмета.

Записи на доске: До урока начертить таблицу.

Используемые технологии: традиционная, игровые, дифференцированное обучение, ИКТ.

Оборудование: проектор, экран.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные при изучении темы «Глагол». Докажем себе, что полученные знания необходимы для грамотного орфографического письма. Повторение и обобщение мы построим на основе таблицы «Морфологический разбор глагола». Это поможет нам вспомнить последовательность изучения данного курса.

  1. Вступительная беседа.

Вы знаете, что каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы.

-Какие это группы? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки).

-Каково общее грамматическое значение глагола? (Действие).

3. Составление таблицы на основе знаний, полученных учащимися ранее. (Таблица чертится на доске до урока, но с пустыми графами).

глаг.

н.ф.

возв.

вид

спряж.

накл.

время

число

лицо

род

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-В чем особенность построения таблицы? (Сначала указаны постоянные признаки глагола).

- Назовите постоянные признаки глагола. (Инфинитив, возвратность, вид, спряжение).

-Назовите изменяющиеся признаки. (Все остальные).

-Назовите признаки глагола, с которыми мы познакомились в 6 классе. (Инфинитив, возвратность, вид и наклонение).

-На них мы сегодня обратим особое внимание.

4. Работа со словарными словами.

Запишите по памяти все словарные глаголы, с которыми мы познакомились в 6 классе. (15) (Для слабых учащихся раздать карточки слов с пропущенными орфограммами).

Отражать, отразить, извинить, извиниться, чувствовать, участвовать, исследовать, облагораживать, благодарить, вообразить, представить, хотеть, бежать, экономить, охранять.

-Прочитайте их.

- В какой форме вы записали глаголы? (В инфинитиве).

- На какие вопросы отвечают глаголы в инфинитиве?

- Есть ли среди записанных глаголов возвратные? (Извиниться).

- Что характерно для возвратных глаголов ?(Наличие суффикса –ся/-сь).

-Объясните разницу в значениях глаголов извинить и извиниться. (Извинить кого-то, извиниться самому).

-Почему следует говорить извините меня, а не «я извиняюсь»?(Нельзя просить извинения у себя самого).

-Для чего надо знать значение возвратных глаголов? (Чтобы правильно употреблять их в речи).

-С каким правилом правописания связано изучение возвратных глаголов? (Правописание –тся и –ться в глаголах).

-Как звучит это правило? 2

5. Повторение темы «Виды глагола».

-Назовите третий постоянный признак глагола. (Вид).

-Какого вида может быть глагол?

-Объясните, чем отличаются глаголы разных видов по значению.

-Какой изменяющийся признак глагола зависит от вида? (Время).

-У глаголов какого вида нет настоящего времени? (Совершенного).

-Объясните, почему?

-Подчеркните из написанных глаголов только глаголы несовершенного вида. Прочитайте их.

-Для чего надо знать вид глагола? (Чтобы правильно поставить его в инфинитив).

-А для чего надо правильно определить инфинитив? (Для определения спряжения).

-Докажите, что знание вида глагола способствует правильному определению спряжения. (Обидится – обидеться 2 спр. искл. Сов. Вид, обижаться 1спр. Несов.вид).

-Для чего надо знать спряжение? (Для правильного написания безударного окончания глагола).

-Глаголы какого спряжения вы знаете?

-Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению?

-Как определить написание нужной гласной глагола с безударным окончанием?

Вы не назвали спряжение в числе новых тем, изучаемых в 6 классе. Действительно, для вас это было повторение, вы изучали его ранее. Но в этом году мы узнали о спряжении кое-что новое. Что это? (Разноспрягаемые глаголы).

-Какие глаголы называются разноспрягаемыми?(Глаголы, которые спрягаются частично по 1, частично по 2 спряжению). 3

-Найдите среди записанных глаголов разноспрягаемые. (Хотеть, бежать).

6. Самостоятельная работа.

Цель: Проверить навыки детей в умении использовать полученные знания о правописании безударных окончаний глаголов.

Задание: Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания глаголов. (Пословицы выведены на экран).

  1. Не тот друг, кто медом маж.т, а тот, кто правду скаж.т.

  2. По твоим делам тебя суд.т.

  3. Кто служ.т Родине верно, тот долг исполня.т примерно.

  4. Горькое слово леч.т, а сладкое слово калеч.т.

  5. Крепкую дружбу топором не разруб.шь.

  6. Дерево держ.тся корнями, а человек- друзьями.

  7. Труд человека корм.т, а лень порт.т.

  8. Один и камень не сдвин.шь, а артелью и гору подним.шь.

7. Повторение темы «Наклонение глагола».

Одним из новых изучаемых признаков было изучение наклонений глагола.

-Какие три наклонения имеет глагол?

-Чем они различаются между собой по значению? Приведите примеры. (Изъявительное – обозначает действия, которые происходили, происходят, будут происходить. Условное – действия, которые происходят при определенных условиях. Повелительное – побуждает к действию).

-Какая частица используется в условном наклонении? (Бы). Союз? (Если).

-Для чего надо знать наклонение глагола? (Чтобы правильно использовать их в речи).

8. Обобщение по повторению морфологических признаков глагола.

Подведем небольшой итог.

-Назовите признаки глагола, которые надо знать, чтобы писать орфографически правильно отдельные глаголы. (Инфинитив, вид, спряжение).

-Назовите те признаки, которые способствуют правильному употреблению глаголов в речи. (Все остальные). 4

Таким образом вы видите, что только знание всех признаков позволяет грамотно строить свою речь, т.к. наша речь – это не отдельные слова. Следовательно, кроме общего грамматического значения и морфологических признаков, глаголы имеют и синтаксические признаки.

  1. Синтаксическая роль глагола.

-Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

-Запишите предложение: Темные тучи быстро неслись над морем.

-Выпишите словосочетания. Назовите глагольные словосочетания.

- Какими частями речи распространяются глаголы в предложении? (Существительными и наречиями).

10. Игра «Экспресс – опрос».

Записи выведены на экран.

За правое дело стой смело.

Увлечься

Бор..тся

Учить – ум точить.

Вопросы:

1.Какие формы глагола изменяются по родам? (Глаголы в форме прошедшего времени и глаголы в условном наклонении).

2.Что сначала надо указать при морфологическом разборе :наклонение или время?

3. Есть ли подлежащее в предложении:

За правое дело стой смело. (Нет).

4.Есть ли окончание в слове увлечься? (Нет).

5.Ю или Я в слове борются? Обоснуйте свой ответ.

6. Когда окончание стоит перед суффиксом? (У возвратных глаголов).

7. От каких глаголов нельзя образовать настоящее время? Обоснуйте свой ответ. 5

8.В какой орфограмме, чтобы правильно выбрать написание, нужно найти слова, от которых задается вопрос? (Правописание – тся и – ться).

9. Какими частями речи распространяются глаголы? (Существительными и наречиями).

10.Какими членами предложения являются глаголы в предложении:

Учить – ум точить.

11.Итог урока.

-Обоснуйте понятие необходимости изучения темя «Глагол» в русском языке.



СТИХОТВОРЕНИЯ – ШУТКИ

Стихи читать в сравнении.

«Кто сказал, что мы подрались?»

Кушнер А.Барто

Кто сказал, что мы подрались? И вот он начал свой рассказ:

Мы не дрались, а боролись, -Они ползут, а он им … раз!

Правда мы чуть-чуть кусались, А тут как раз она ползла,

И щипались, и кололись. А он как даст ему со зла,

Правда, мы друг друга мяли, Они ей … раз, она им … раз,

И бодались, и лягались. Но тут как раз ее он спас. (5 гл.)

Нас, конечно, разнимали,

Мы, конечно, упирались. (12гл.)

(Богатство глагольной лексики) (Бедность глагольной лексики)





6










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!