СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык (обучение чтению).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная цель урока познакомить учащихся с гласным звуком [а]; совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык (обучение чтению).»

Класс: 1

Тема урока: Звук [а]. Буквы А, а.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков; проводить звуковой анализ и строить модели слов.

Планируемые результаты УУД:

- познавательные: характеризовать звук [ а], различать печатные и письменные буквы, анализировать слова, составлять предложения, тексты;

- регулятивные: ставить цель, принимать её, удерживать цель до получения результата;

- коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы.

Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: учебник; презентация; карточки с буквами; карточки со словами: звуки, гласные, согласные; картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна, видеоролик.


Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок! (Слайд 2)

II. Актуализация знаний.

-Вспомним, что мы знаем. (Помещает карточку со словом “звуки”) На какие 2 группы можно разделить все звуки?

ЗВУКИ

---- Все звуки можно разделить на гласные и согласные.

(Учитель помещает на доску карточки.)

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

--  Какие звуки называются гласными? Какие согласными?

Игра “Хлопушки”

Я буду произносить звуки, а вы хлопать, если услышите гласный звук.

Б, А, О, Л , К, У, И, Г, Ы

III. Определение темы урока.

 Отгадайте загадку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)

(1 картинка)

Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?


- Это доктор, который лечит животных.

- Сказку о докторе Айболите написал Корней Чуковский.

-- Почему у доктора такое необычное имя?

-Животные, приходя к нему, кричали “Ай, болит!”

--А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

 Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

(Слайд 4.)

Отгадайте ягоду.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус!
И зовут его – (Арбуз)

 Родина этой ягоды – Южная Америка.

Айболит, ай, Африка, арбуз, Америка. Что общего у этих слов?

- Они начинаются со звука [а].

Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Звук и букву А.

IV. Изучение нового материала.

а) Звук [а].

Фонетическая зарядка

Что нужно говорить, когда доктор осматривает горло? (А – а – а) Как работают рот, зубы, язык?

Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.

 Какой это звук?

Гласный, потому что его можно петь и тянуть.

Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [а]. (Аня, Анна, Анюта, Анастасия, Альбина, Алиса, Ангелина) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают девочки, имена которых начинаются со звука [а].) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [а]. (Андрей, Антон, Арсений, Артём)Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [а]. (Встают мальчики, имена которых начинаются со звука [а].)

Букварь” стр. 21. Работа с фишками Звуковой анализ слова

-Назовите имя девочки, чтобы подходило к схеме.

- Алиса.

Задания:

1.                 “прочитать” слово “Алиса”, ведя указкой по звуковой схеме слова;

2.                 “прочитать” слово, выделяя первый звук (А – а – алиса); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

3.                 “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен второй звук; назвать второй звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, мягкий, зелёная фишка);

4.                 “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен третий звук; назвать третий звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

5.                 “прочитать” слово так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук; назвать четвёртый звук, дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);

6.                 “прочитать” слово, чтобы отчётливо был слышен пятый звук; назвать пятый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т. к. можно петь и тянуть, красная фишка);

Схема на доске и на партах:

-  Где мы слышим звук [а].

-В начале слова и в конце.

(Слайд 5.)

 Назовите картинки.

-- Азбука, автомобиль, автобус, апельсин.

 Где находится звук?( В начале слова).

Игра “Где звук?”

На доске картинки: аист, шар, пчела, ананас, кран, астра, луна.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [а], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [а] в начале слова, средняя строчка - [а] в середине, в нижнюю строчку - [а] в конце.

б) Буква “А”.

-Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [а]?

( Буквой “А”).

-Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.

Слайд 6. Видеоролик “Буква А”.

V. Физкультминутка.

- Выучим стихотворение о букве “А”.

А – начало алфавита (Руки по очереди ставят на пояс, а затем на плечи.)

Тем она и знаменита. (Руки по очереди поднимают над головой, 2 хлопка над головой.)

А узнать её легко: (Руки по очереди ставят на плечи, а затем на пояс.)

 Ноги ставит широко. (Ноги ставят на ширину плеч.)

VI. Работа по теме урока.

- На что похожа буква “а”?

(Слайд 7.)


- На гору.

- На шалаш.

- На телеграфные столбы.

(Слайд 8.)

-Познакомьтесь с прописной буквой А.

Ребята, помогите разобраться. Зачем нам нужны два варианта записи буквы “а”: А большая – заглавная, а маленькая – строчная?

-  Некоторые слова пишутся с большой буквы, а есть слова, которые пишутся с маленькой буквы.

-Молодцы! А кто знает имена людей с какой буквы пишутся? ( Имена людей пишутся с заглавной буквы).

(Учитель вызывает 2 ребят, раздаёт 2 буквы: А, а. Просит заменить гласные звуки [а] буквами в схеме слова “Алиса”. Вызванные ученики у доски, а остальные дети на месте убирают красные фишки и на их место ставят буквы А, а.)

На доске: А а

- Посмотрите на вторую букву “а” и определите после какого согласного пишется буква “а”.

(Дети высказывают мнения.)

Вывод. Буква “а” пишется после твёрдого согласного.

На доске:

VII. Физкультминутка. (видео)

VIII. Закрепление изученного материала.

Игра “Живые звуки”

Вызываются 5 детей. Учитель называет ученика и “назначает” его тем или иным звуком, даёт карточку с этим звуком. Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.

Гласные шаг вперёд. Представьтесь. Подойдите ко мне.

- Согласные шаг вперёд. Представьтесь.

- Твёрдый согласный подойди ко мне, мягкий согласный подойди ко мне.

– Звуки встаньте на свои места.

1. Работа со скороговорками

Алёша Алине сигнал подаёт. Алина услышит – Алёшу найдёт.

(Дети произносят скороговорку сначала медленно, а затем быстрее.)

2. Самостоятельная работа

Звуковой анализ слова “луна”. Работа с фишками. Проверка по образцу.

(Слайд 9.) Схема слова “луна”.



Встаньте те дети, кто верно составил схему слова “луна”. (Дети встают.) Молодцы! Похвалите себя, похлопайте себе. Где находится звук?

IX. Итог урока.

(Слайд 10.)

Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?

Мы познакомились со звуком [а]. Узнали какой буквой обозначается звук. Выучили правила: буква “а” пишется после твёрдого согласного; имена пишутся с большой буквы.

X. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Мне понравилось составлять схемы слов.

- Мне понравилось играть в игру “Где звук?”

- Мне понравилось играть в игру “Хлопушки”.

- А мне в игру “Живые слова”.

Значит, вам есть что рассказать родителям?( Да)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!